Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Профан пропану не товарищ

Почти половина нижегородцев, чьи квартиры оснащены газовыми приборами, заключили договоры внутридомового газового обслуживания (ВДГО).

Но, как оказалось, наличие этого документа — еще не гарантия получения качественных услуг от сервисной организации.

Новогодние приключения

В нижегородский филиал редакции «Российской газеты» обратилась жительница Ленинского района приволжской столицы, с которой под Новый год приключилась весьма показательная история.

В конце декабря Ирине пришлось менять газовую плиту. Но накануне праздников ни одна из специализированных организаций связываться с такой работой не захотела — видимо, у всех было предпраздничное настроение и мысли о предстоящих каникулах. Все предлагали установку после каникул.

«Не оставаться же в новогоднюю ночь без праздничного стола!» — решили Ирина с мужем и рискнули подключить плиту самостоятельно. На первый взгляд, все получилось. Прошли праздники — в квартире ощутимо запахло газом.

Наша читательница вызвала газовщиков, чтобы те помогли выяснить причину запаха — может, новая плита неисправна? Тем более что и договор на ВДГО у нее заключен.

Самодеятельные монтажники о прокладке забыли

— Я рассчитывала, что раз у меня есть договор — ко мне придут и все сделают бесплатно. Однако только лишь вызов мастера стоит 200 рублей. Он пришел, не сразу согласился осмотреть прибор, узнав, что ставили мы его сами. Потом установил прокладку в гибком шланге — запах газа пропал. А плиту смотреть отказался. Я не понимаю почему. Ведь мы же заключили договор на ВДГО! — недоумевает Ирина.

Как пояснил корреспонденту «РГ» Игорь Ратанов, специалист ОАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (ГРНН), мастеру для устранения утечки газа пришлось поставить уплотнительную прокладку между гибким шлангом и внутридомовым газопроводом — самодеятельные монтажники не догадались сделать этого. Но дополнительно осматривать плиту действительно отказался, поскольку ответственность за самовольно установленный прибор никто на себя не возьмет.

— Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного оборудования имеют право выполнять специализированные организации, — говорит Ратанов. — Они осуществляют их по договору с поставщиком газа, располагают штатом аттестованных специалистов, имеют в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, укомплектованную всеми необходимыми материально-техническими ресурсами.

Рисковала не только сама, но и соседи

О том, что самовольная установка плиты недопустима, Ирина, видимо, не знала. Хорошо, что догадалась в течение всех каникул держать приоткрытыми окна: в противном случае она рисковала бы не только своей жизнью, но и жизнью соседей.

Между тем и сервисные организации проявили себя не лучшим образом, отказав женщине в обслуживании.

Так на что же имеет право житель города, заключивший договор на ВДГО? Что положено ему в рамках подписанного документа без дополнительной платы? За разъяснениями мы обратились в администрацию Нижнего Новгорода.

Вопрос для города более чем актуальный. По данным мэрии, договор на ВДГО заключили 175 610 собственников жилья — это 40 процентов от общего числа газифицированных квартир в Нижнем Новгороде. И жители действительно могут рассчитывать на ряд услуг по этому документу без дополнительной платы.

Срочная и сверхсрочная служба

Исполнитель услуг обязан обеспечить сервис наружных газопроводов. Обход трасс — как минимум раз в год, обследование их приборами — минимум раз в три года.

Он также должен проводить техобслуживание внутридомовых и внутриквартирных газопроводов. Периодичность — не менее одного раза в три года.

Техобслуживание бытового газового оборудования (плит, колонок) — тоже зона ответственности сервисной организации: не реже одного раза в три года, если производителем приборов не установлены иные требования.

Что касается установки новых приборов, то и эта тема отражена в договоре. Речь о бесплатном обслуживании может идти только в том случае, если замены требует техника, у которой истек установленный изготовителем срок эксплуатации.

Впрочем, не исключена и сверхсрочная служба таких плит и колонок

— Оборудование может быть использовано и по истечении паспортного срока службы, — поясняет Дмитрий Пушкин, консультант департамента жилья городской администрации. — Но при наличии положительного заключения технического диагностирования.

Требуйте внимания и следуйте закону

Стоит разъяснить также, что подразумевается под техобслуживанием бытовых приборов. Сюда входят регулировка газа, проверка работоспособности оборудования и возможности автоматически отключить подачу газа при возникновении проблем, проверка герметичности оборудования, а также очистка горелок газовых отопительных приборов при подготовке к зиме.

Сотрудники газовой службы должны также проинструктировать жителей по безопасному использованию газа. Это подтверждается и подписью собственника. В обязательном порядке работники должны проверить тягу в дымоходе и вентиляции.

Кстати, договор на ВДГО — вещь обязательная, таково требование федерального законодательства. Если этот документ отсутствует, ресурсоснабжающая организация вправе приостановить подачу газа. Но газовщики должны предварительно письменно уведомить потребителя об отключении.

Если газовые службы выполняют услуги некачественно или отказываются их выполнять, нижегородцы могут обращаться в ОАО ГРНН.

Читателю на заметку

Правила пользования газовыми приборами

Регулярно проверяйте наличие тяги в дымоходе и вентиляционном канале, при ее отсутствии обращайтесь в жилищно-эксплуатационную организацию.

Не пользуйтесь неисправными газовыми приборами, не допускайте их работы без притока воздуха через форточку или фрамугу.

Запрещается:

— допускать к пользованию газовыми приборами детей дошкольного возраста и лиц, не знакомых с правилами использования газа в быту;

— самостоятельно устанавливать и ремонтировать газовые приборы, менять газовую разводку;

— оставлять газовые приборы без присмотра, использовать газовые плиты для обогрева помещений.

При обнаружении запаха газа в помещении немедленно отключите газовые приборы, проветрите помещения, вызывайте аварийную газовую службу по телефону «04». Выполните указания диспетчера. После локализации аварии позвоните в обслуживающую организацию и потребуйте проведения ремонта на основании заключенного договора на техническое обслуживание.

        «Российская газета — Неделя» — Приволжье                                             №6286