Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Счетчик под дырявой крышей

К 2015 году в России должна появиться законодательная база, которая позволит проводить капитальные ремонты многоквартирных домов с привлечением частных средств. Предполагается, что инвесторы примут участие в модернизации ЖКХ в рамках энергосервисных контрактов.

Ремонт по старинке

В Свердловской области в капремонте нуждается почти 30 тысяч многоквартирных домов — здания, не являющиеся аварийными и имеющие двух и более собственников. По планам областного правительства, в течение 30 лет все они будут капитально отремонтированы. Часть средств на это должны накопить сами жители, ежемесячно отчисляя некую сумму в фонд регионального оператора или на банковский счет дома. Для Среднего Урала минимальная сумма таких отчислений по решению областных властей установлена в размере 6,1 рубля с каждого квадрата. Кстати, она весьма скромная: в других регионах УрФО жителей обязали откладывать от 9 до 15 рублей.

Между тем федеральные эксперты отмечают: экономически обоснованные цифры зависят от специфики региона, и они значительно выше названных — от 10 до 60 рублей. Например, в Югре все планы можно будет реализовать, если с каждого квадратного метра в «кубышку» пойдет не 11 рублей, как сейчас, а 50.

— Для проведения капремонта потребуется либо постоянная дотация, либо перенос сроков на более поздний период, — считает Мария Шилина, руководитель дирекции по проблемам ЖКХ аналитического центра при правительстве РФ. — В некоторых регионах уже выкрутились оригинальным способом: ввели так называемые выборочные капремонты, когда реставрируют только самые проблемные места, например крышу, фасад или систему отопления. Но при этом сопутствующие расходы — на оформление документации, выбор подрядчика и т. д. — огромны.

Собственно, свердловские власти и не скрывают, что норма отчисления жителей на капремонт занижена. Однако, по словам министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, повышать ее даже до 10-12 рублей было бы «социально неправильно». Поэтому капитальные ремонты будут софинансироваться из госбюджета, если накопленной собственниками суммы не хватит. Но и это не выход, считают аналитики, поскольку фатальный изъян системы — в изначально сформулированных принципах.

— Вся государственная политика в части капремонта жилья заточена на «восстановление технических характеристик многоквартирных домов», — отмечает Мария Шилина. — Это означает: были в доме деревянные перекрытия и чугунные трубы — их и надо восстановить. Так, за большие деньги у нас будут отремонтированы миллионы домов с устаревшими техническими характеристиками.

Чтобы расходовать средства с умом, надо говорить не о восстановительном, а о более качественном — «энергоэффективном» — капремонте, при проведении которого используются современные материалы и технологии, позволяющие в перспективе снизить расходы на содержание дома. Смысл такой модернизации очевиден, как и то, что продвинутый капремонт обойдется в 2-2,5 раза дороже консервативного.

Базар, а не рынок

Где взять деньги на всю эту роскошь? В правительстве РФ вызревает ответ на этот вопрос: предполагается, что на модернизацию многоквартирных домов можно бросить средства минимум из двух источников: во-первых, целевых накоплений граждан, а во-вторых, средств, сэкономленных на оплате энергоресурсов жителей. «Монетизировать» их предполагается при помощи классических энергосервисных контрактов.

В принципе, механизм энергосервиса применим в любой сфере, где возможна экономия ресурсов. Согласно контракту компания-подрядчик за свой счет (как правило, привлекая кредитные ресурсы) внедряет энергосберегающие технологии или оборудование, а возмещает эти затраты за счет средств, сэкономленных в течение всего срока действия контракта. При кажущейся простоте внедрение этой системы на Урале идет с большим трудом: несовершенство нормативной базы и неинформированность потенциальных заказчиков губят многие начинания.

Впрочем, позитивные примеры уже есть в промышленности, некоторый опыт имеется у энергосервисных компаний и в реализации небольших муниципальных контрактов, как правило, в сфере модернизации уличного освещения. Однако сфера ЖКХ инвесторов пока не интересует: помимо общеизвестных проблем здесь целый клубок специфических. Например, отсутствие полной и достоверной информации об объекте и необходимость проведения общедомовых собраний жильцов. Кстати, это мероприятие в стиле «базар-вокзал», по словам предпринимателей-технарей, отпугивает многих. В работе с жилым фондом вообще таится множество подводных камней. Вот лишь один пример: при рассмотрении заявки на кредит банк требует от энергосервисной компании в числе прочих документов и сервисный договор. Однако жильцы на своем общем собрании вправе вносить в него изменения. И вот они меняют там один абзац. В результате сложный и долгий (от 2 до 6 месяцев) процесс согласования договора с банком можно начинать заново.

Между тем при грамотном подходе выгода инвестора очевидна. Экономику энергосервиса в жилищно-коммунальном хозяйстве можно просчитать на примере небольшого проекта, который при содействии упомянутого аналитического центра был реализован на северо-западе столицы. Там пять процентов стареньких домов формировали 22 процента теплопотребления района. В деньгах это 740 миллионов рублей — тот самый потенциал энергосбережения. Аналитики полагают, что в каждом доме можно экономить от 19 до 30 процентов от общей суммы в платежках потребителей.

Идем по приборам

Крупный «камень», о который может запнуться энергосервис, — учет энергоресурсов. По прошествии едва ли не десятилетия со старта масштабной компании по «оприбориванию» жилфонда участники цепочки констатируют: существующая система учета нуждается в корректировке.

 Буквально на днях ее неэффективность признали на федеральном уровне: премьер-министр России подписал распоряжение, отменяющее введение соцнорм потребления воды и коммунальных услуг, касающихся отопления и газоснабжения. Пилотные проекты показали очевиднейшую вещь: без достаточной оснащенности приборами учета система не работает. А по данным Росстата, в стране приборный учет потребления холодной и горячей воды ведется только в 57 процентах жилого фонда.

Если в крупных городах Свердловской области доля «оприборенных» домов относительно высока, то в других населенных пунктах, по сведениям эксплуатационных компаний, узлы учета смонтированы только в четверти многоквартирных домов. Но и там данные счетчиков вызывают сомнения, поскольку приборы эксплуатируются не по правилам. По словам представителя коммунальной компании Андрея Кузнецова, в 80 процентах домов нет диспетчеризации, показания снимаются вручную, а отвечающий за приборы персонал имеет низкую квалификацию.

Впрочем, на этом сложности не исчерпываются: даже если система сбора показаний отлажена, то возникает проблема, которую айтишники называют «big data» — огромный массив информации, требующей обработки. Но, по словам экспертов, IT-решений, которые бы полностью удовлетворяли требованиям коммунальщиков, пока нет.

— Энергосервисные контракты в ЖКХ начнут работать только тогда, когда появятся такие решения, — уверен Андрей Щербинин, руководитель одной из энергосервисных компаний Екатеринбурга. — Они необходимы на этапах и реализации контрактов, и возврата вложенных денег. Полученные данные помогут «воевать» с прокуратурой и другими надзорными органами, поскольку базируются на общепринятых решениях, не допускающих разногласий.

Налаживанию адекватного учета, по словам президента некоммерческого партнерства «Метрология энергоснабжения» Германа Гришина, будет способствовать и создание независимого измерителя, отвечающего за съем и обработку показаний счетчиков в многоквартирных домах. Кстати, вопрос о создании такой структуры обсуждается с 2011 года.

мнение

Ремир Мукумов, генеральный директор российской ассоциации энергосервисных компаний:

— Внедрение энергосервисных контрактов в ЖКХ представляет собой целую цепочку мероприятий. А, как известно, сила цепи определяется ее самым слабым звеном. И таких звеньев, к сожалению, еще очень много. Например, есть необходимость проведения инвестиционного аудита проекта, однако мало кто умеет грамотно это делать. Нет данных и методики бенчмаркинга — сравнения объектов для их адекватной оценки. Не существует программ моделирования энергопотребления. Имеющиеся контракты работают в «ручном режиме», чтобы поставить их на поток, потребуется огромная работа.

        «Российская газета» — Экономика УРФО                                             №6365                        (93)