Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

УК без навыка

zhkh600Комитет Госдумы России по жилищной политике и ЖКХ одобрил пакет поправок ко второму чтению закона о лицензировании управляющих компаний, подготовленный минстроем РФ и депутатами.

В Новосибирской области эти изменения, впрочем, называют преждевременными.

Еще во время обсуждения поправок стало понятно, что в них встретится немало подводных камней. Признает это и председатель комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, назвав законопроект о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ «спорным». В Новосибирской области, на удивление, и участники рынка, и контролирующие органы, и власть единодушны в оценке документа — он не до конца продуман.

По оценке Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Новосибирской области, более сорока процентов УК, работающих в регионе, не сможет пройти аттестацию и получить лицензию на управление многоквартирными домами. В некоммерческой управляющей организации «Альтернатива ЖКХ» говорят о несоответствии лицензионным требованиям семидесяти процентов УК.

— Каждая компания, которая хочет работать на этом рынке, должна получить лицензию. В ней указан перечень домов, которыми управляет организация. В случае нарушений из него могут быть исключены отдельные дома — иными словами, УК лишится лицензии на управление ими. Основная причина — если в течение года компания не выполнила предписания, касающиеся этого дома. Если же УК таким образом за год лишилась более пятнадцати процентов своих домов, то в целом ее лицензия будет аннулирована, — поясняет начальник областной ГЖИ Игорь Лобарев.

И здесь возникает юридический казус: 85 процентов домов, которые УК, вроде бы, обслуживала нормально, останутся без управления. И это, на взгляд жилинспекции, не совсем правильное решение. Стоит отметить, что законодатели услышали это мнение и ко второму чтению поправок ввели право вето собственников на лишение УК лицензии на управление соответствующим домом.

Еще один аспект, на который обращают внимание специалисты: в управлении крупных компаний находятся сотни домов, и, соответственно, и предписаний у них окажется больше. Получается, эти УК отстранят от работы, а жилье никто не будет обслуживать. Или, например, лишенная лицензии УК подаст в суд, и пока будет длиться процесс (а судиться можно очень долго), жильцам придется иметь дело с управляющей компанией, которая фактически на них не работает.

— Состояние многих многоквартирных домов близко к аварийному, у них большой износ. Такими они достались собственникам в ходе приватизации. Имея в управлении старые дома, УК навлекают на себя штрафы за невыполнение перечня требований, прописанных в лицензии. Поэтому управляющие компании будут стремиться избавиться от неликвидных домов, — поделился мнением участник общественного совета при ГЖИ, руководитель управляющей организации «Альтернатива в ЖКХ» Анатолий Кустов.

Он считает, что было бы правильнее аттестовывать не УК, а объекты недвижимости: например, это может быть электротехнический паспорт с оценкой энергоэффективных работ, проведенных на доме.

— Куда прикажите девать двухэтажки, на ремонт которых требуются немалые средства? Их никто не хочет брать в управление. УК их «сбрасывают», а расхлебывать все приходится муниципалитету, — обозначил проблему директор муниципальной управляющей компании города Бердска Антон Борзенков.

— Лично у меня отношение к этому законопроекту не совсем положительное. Эффективнее было бы заткнуть дыры в уже существующем законодательстве по управлению многоквартирными домами, — убежден Игорь Лобарев. — В последнее время на рынке появились компании, которые исполняют обязанности очень качественно. И мы видим, что собственники жилья уже не так тяжело принимают решение перейти от одной УК к другой. И вот это движение, скорее всего, ощутимее скажется на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), нежели лицензирование.

Кроме того, специалисты прогнозируют увеличение платы за ЖКУ с вводом лицензирования. Ведь, скорее всего, управляющие компании обяжут иметь определенные оборудование и технику. С этим соглашается заместитель председателя комитета регионального заксобрания по строительству, ЖКХ и тарифам Андрей Панферов.

— Первая проблема — большие затраты на лицензирование управляющей компании, которые потом будут гаситься за счет собственников, — отмечает Панферов. — Второе: лицензирование влечет не только денежные затраты, но и создает коррупциогенную ситуацию, которая позволит УК использовать дополнительные аргументы в случае недобросовестного выполнения своих обязанностей.

В региональном центре общественного контроля в сфере ЖКХ предполагают, что с введением нового закона «нечистый на руку чиновник начнет извлекать свою выгоду». Занесешь деньги в кабинет — получишь лицензию, нет — даже не мечтай о ее получении.

Но есть и мнение, что лицензия может дисциплинировать участников рынка.

— Положительный аспект законопроекта — обязательное требование для получения лицензии: соответствующая квалификация работников и, прежде всего, руководства УК. В России не было специализированных учебных заведений, которые бы готовили специалистов для сферы ЖКХ. Они стали появляться последние лет пять. Поэтому в отрасль пришли люди с амбициями, но не с квалификацией. Лицензия должна устранить это противоречие, — уверен Анатолий Кустов.

Возможно, новый законопроект станет фильтром и регулятором взаимоотношений собственников жилья и УК.

— Это тяжелый вопрос, и его обсуждение идет не один год. Перед нами стоит задача — навести порядок в сфере ЖКХ, среди управляющих компаний, — говорит врио министра строительства и ЖКХ региона Денис Вершинин.

Аттестационные комиссии будут создавать по решению глав регионов. Но для начала депутаты заксобрания Новосибирской области предлагают реализовать пилотный проект в отдельных регионах, чтобы изучить механизм лицензирования «управленцев».

Справка «РГ»

Проект закона предусматривает выдачу лицензий УК и ТСЖ с 1 сентября 2014 года, а запрет на управление домами без лицензии может вступить в силу с 1 мая 2015-го. По словам зампредседателя комитета ГД Павла Качкаева, новые правила затронут около 22 тысяч компаний. Поправки, в частности, предполагают введение коллегиального принципа (с участием профессионального сообщества) принятия решения о выдаче лицензии УК и ее аннулировании. Также предусматривается возможность привлечения к административной ответственности УК только при наличии доказательств ее вины. Кроме того, предполагается появление в России должности главного жилищного инспектора для контроля региональных инспекций. Одновременно с этим законопроект вводит ужесточение административной ответственности УК за ненадлежащее управление жилищным фоном. Лицензия не нужна тем ТСЖ, которые созданы жильцами одного дома или нескольких домов, расположенных на участках, имеющих общую границу.

Между тем

ГЖИ Новосибирской области будет добиваться дисквалификации директоров управляющих компаний за нарушения. По ее данным, сейчас двенадцать УК игнорируют штрафы и предписания, наложенные прокуратурой и инспекцией. «В случае систематического невыполнения в установленный срок предписаний ГЖИ мы намерены ходатайствовать в суде о назначении дисквалификации руководителя УК», — отметил Игорь Лобарев. В Новосибирской области работает более 170 УК, жилой фонд многоквартирных домов составляет 43 миллиона квадратных метров.