Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Соседи по соцсети

notebook_600_defaultПочти полторы тысячи новоселов одного из жилых комплексов Казани объединились в группу в социальной сети. Она помогает им не только наладить добрососедские отношения, что редкость для обитателей современных многоквартирных домов, но и оперативно решать коммунальные проблемы.

Состоять в этом сообществе посчастливилось и корреспонденту «РГ».

IT-коммуналка У жильцов четырех новостроек по Проспекту Универсиады разгорелся нешуточный спор: пользоваться мусоропроводом, который пока еще заварен, или отказаться от него и выносить мусор по старинке на помойку. В дискуссии участвует человек сто. Те, кто «за», сетуют на переполненные контейнеры во дворе. И задают резонный вопрос: «А для чего тогда вообще в доме делали мусоропровод?». Противники мусоропровода пугают соседей тем, что со временем в подъезде появится жуткий запах и заведутся крысы. Бурное общение, как вы догадались, происходит не на лестничной клетке и не во дворе, а в социальной сети.

Вообще, чтобы узнать последние новости, посетовать на нерадивых «коммунальщиков», да и просто посплетничать, обитателям этого жилого комплекса не надо встречаться на лавочке у подъезда. И бумажные объявления на дверях здесь воспринимаются как милый архаизм.

Всю необходимую (впрочем, и лишнюю тоже) информацию жильцы получают дома, сидя за компьютерами в группе «Дома на Проспекте Универсиады». Здесь, на главной странице, на стене сообщества можно почувствовать, как бьется пульс многотысячного жилого комплекса: «У кого москитная сетка слетела с балконного окна в понедельник? Забирайте!». «Уважаемые жильцы!!! Пр. Универсиады, д. 12, просим Вас убрать автомобили с придомовой территории. Будет производиться уборка снега спецтехникой. ООО «РемонтСервис-АДС». «Всем привет. Завтра Госжилфонд работает? Кто едет с утра, займите мне очередь». «10-й дом, 3-й подъезд, дальняя двушка! Перестаньте курить в туалете, дышать невозможно! Неужели трудно выйти в коридор?». «Соседи, посмотрите, не ваш ребенок развлекается? На мой взгляд, опасно». (Прилагается видеозапись с телефона, где мальчик кубарем скатывается с крутой насыпи железнодорожного моста.) «Предлагаю совместно «открыть огонь» по всем инстанциям по поводу отсутствия тепла в батареях». «Кто-нибудь в нашем комплексе занимается наращиванием ресниц?». «Сегодня во дворе наблюдал незабываемое зрелище — пакеты из мусорных контейнеров взмывали ввысь и кружились на уровне окон верхних этажей, Спасибо противникам мусоропровода за незабываемую картину дня».

Рухнувшие надежды

Ежедневно десятки, а то и сотни таких сообщений появляются в группе. Но при этом все не сводится только к праздным беседам. Не выходя из квартиры, любой новосел может узнать, как оформлять жилье в собственность, прописываться, переводиться в новую поликлинику. Вот только это не абстрактные памятки, составленные чиновниками, а живой опыт людей. Вам сообщат обо всех подводных камнях, нестыковках в графике работы инстанций, о том, кто из госслужащих хамит, а кто приветлив, где есть очереди, а где нет.

Львиная доля вопросов, связанных со сферой ЖКХ и обустройством в новом доме, также решается в сообществе: установка счетчиков, работа лифтов, теплоснабжение. Заметьте, это не IT-проект казанской мэрии или министерства информатизации и связи РТ, хотя в республике много подобных инициатив. В столице Татарстана действует программа «Открытая Казань» для решения проблем ЖКХ в онлайне-режиме, большой популярностью пользуется система «Народный контроль». Здесь самоорганизация граждан в чистом виде.

А началось все не с новоселья, а гораздо раньше. Дело в том, что дома эти построены по республиканской программе социальной ипотеки. Она позволяет приобрести жилье в кредит под относительно небольшой процент. И цена квадратного метра льготная. Участвовать в ней могут только бюджетники. Но, чтобы получить заветную квартиру, нужно сначала накопить определенную сумму на счету, выиграть в конкурсе, а затем еще дождаться, когда твой дом построят. На все это уходит несколько лет. Большинство «соципотечников» коротают это время на тематическом форуме «Молодая семья» в интернете. Здесь-то и зародилось ядро группы.

— Познакомились мы на форуме. Ждали конкурса, бурно общались и сидели ночами, — воспоминает основательница сообщества Светлана Русалкина. — А потом, когда уже выиграли, я подумала: «Сейчас все ключи от квартиры получат, и перестанем общаться». Вот я и создала группу «ВКонтакте». Решила, что в социальные сети люди в любом случае будут заходить, да и фото и видеоматериалы туда выкладывать удобней. Это был 2012 год. Группа довольно быстро заполнилась людьми. Стали выяснять, у кого какая квартира, кто чей сосед. С некоторыми мамочками мы даже встретились, погуляли с детьми. Однако быстрого новоселья не случилось.

Сначала людей попросили подождать, пока во дворе построят двухуровневую парковку. По новым правилам дома без нее нельзя сдавать в эксплуатацию. Прошел год. Но незадолго до окончания работ паркинг обвалился, а вместе с ним рухнули надежды тысячи семей на переезд. Все понимали, что быстро объект восстановить не смогут.

— Когда начались проблемы, я как юрист взялась за составление всевозможных писем. Куда только ни обращались! В Госжилфонд при президенте РТ, к мэру Казани, президенту Рустаму Минниханову. Ну и тележурналистов подключили. В результате нам разрешили заселиться без парковки. Если бы не группа, мы бы сейчас в наших домах не жили. Организовать людей помогла именно она.

«Коммент» от участкового

Так в жилой комплекс въехал довольно сплотившийся, пусть и виртуально, коллектив. А с новосельем стали возникать всевозможные проблемы в сфере ЖКХ, которые проще решать опять же сообща. То надо собрать подписи, чтобы быстрее запустили лифт, то организованно подключиться к домофону. И все это, разумеется, через группу. В общем, такую бурную деятельность развернули жильцы в соцсети, что все обслуживающие организации потянулись на виртуальную площадку. Это и подрядная организация управляющей компании, и фирма, отвечающая за реализацию программы «Чистая вода» и компания, устанавливающая домофоны. Даже представители продуктового магазина шаговой доступности здесь зарегистрировались.

Но больше всего участников группы поразил «виртуальный» участковый Булат Фатыхов. Появился он, как подобает стражу правопорядка, внезапно и по делу. Не успел кто-то пожаловаться, что на площадке поселился бомж, как тут же получил комментарий от полицейского, что меры будут приняты. Заодно представился и оставил координаты. На жильцов это произвело неизгладимое впечатление. Вскоре они убедились, что участковый профессионал своего дела, а к тому же еще очень вежливый и обаятельный человек.

— Я в прежнем доме с рождения до 25 лет прожила, а участкового в глаза не видела, — говорит Светлана Русалкина. — А здесь человек сразу же со всеми познакомился. Он уже многим людям помог. Мы его руководству благодарственное письмо отправили.

Подрядной организации ООО «РемонтСервис-АДС», обслуживающей жилой комплекс, на благодарности рассчитывать, конечно, не приходится. В сообществе их, мягко говоря, критикуют. Но коммунальщики все же вступили в группу. Хотя решились на это не сразу.

— Поначалу мы просто «подглядывали», что там происходит, — признается специалист по работе с населением (он предпочел не называться). — А потом зарегистрировались. Нам эта группа очень упрощает работу. Помогает оперативно узнать, где какие проблемы, почувствовать настроение людей. Пусть нас там ругают, но уж лучше прочесть претензии людей там, чем выслушивать их в офисе. Знаете, сколько к нам посетителей приходит? У нас сто домов! И каждый хочет, чтобы именно их первыми обслужили.

По словам сотрудника, помимо этого жилого комплекса есть на их участке еще один новый «продвинутый» дом, создавший свою группу в соцсети. Но там народу поменьше, он одноподъездный. А жильцы старых домов люди в большинстве своем пожилые. Они обращаются к коммунальщикам по старинке, им важно живое общение.

Не только виртуально

Участники группы живого общения тоже не избегают. На Новый год, к примеру, Светлана Русалкина созвала к себе на этаж около двадцати соседей с детьми.

— Скинулись на Деда Мороза со Снегурочкой, сами переоделись в маскарадные костюмы, провели интерактивную игру для ребят, — вспоминает она. — И закончилось все хороводом на лестничной площадке. Было очень здорово! Такие праздники редкость в наше время.

Встречаются жильцы не только для веселья, но и для работы. Один из активистов группы Евгений уже неоднократно собирал соседей для того, чтобы обустроить дорогу, ведущую от станции метро к домам. Она очень крутая, пролегает через рощу и зимой, скорее, напоминает экстремальный горнолыжный спуск. Ежедневно сотни людей, в том числе с маленькими детьми, рискуют поломать здесь себе ноги. От властей решения проблемы жители так и не добились. Одни отписки. Вот и сделали альтернативную, относительно безопасную тропинку. Время от времени собираются, расчищают ее от снега собственными силами.

Кто знает, может, придется в конце концов обитателям комплекса самим достраивать или, наоборот, разбирать обвалившуюся злосчастную парковку. На ее месте во дворе сейчас жуткие, наводящие тоску руины. Госжилфонд ничего не предпринимает. Ответ один — нет денег. А жильцы люди дружные, активные, вдруг и здесь своими силами все решат. Они же уже доказывали, что могут не только по клавиатуре стучать.

Комментарий

Искандер Ясавеев, доктор социологических наук:

— Это очень интересная тенденция, когда люди объединяются «снизу», создают локальные социальные группы. По сути, некая альтернатива государственным органам. Этому сообществу удается быстрее и эффективнее решать проблемы, чем властным структурам. Я не знаю, насколько распространены подобные группы, не изучал это явление. Но, возможно, жильцы соседних домов увидят, как люди сами чистят дороги, и подумают, а почему бы и нам что-то подобное не сделать?

«Российская газета — Неделя» — Волга-Урал №6600