В «МН» 13 ноября опубликована статья «Повезут ли битые небитых?», в которой затронуты вопросы установления и применения нормативов на отопление в многоэтажных домах Майкопа.
Чтобы продолжить эту тему и полнее отразить позицию Управления государственного регулирования цен и тарифов РА как уполномоченного органа по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, мы встретились с ее руководителем Азаматом Хапаевым. Он прокомментировал обращение руководителей ряда управляющих компаний, о котором сообщалось ранее. Оно содержало предложение о пересмотре утвержденного управлением норматива на отопление, который вступает в силу с 1 января 2015 года и составляет 0,020 Гкал на квадратный метр отапливаемой площади. Его суть состояла в просьбе предусмотреть дифференциацию норматива в зависимости от этажности домов.
В связи с этим Азамат Хапаев отметил, что, во-первых, утвержденный управлением норматив меньше действующего в размере 0,022 Гкал на квадратный метр и установленного с 2007 года. Кроме этого, управлением введен в действие норматив для домов, построенных после 1999 года, составляющий 0,008 Гкал. Во-вторых, предлагаемая заявителями дифференциация норматива в зависимости от этажности приведет не только к его уменьшению,для 5—9-этажных домов, но и к значительному росту платежей по нему (от 5 до 70%) для домов малой этажности. Это обусловлено спецификой расчетов, установленных постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». При этом на сегодняшний день, по данным поставщика тепла, большая часть 5—9-этажных домов оборудована общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Таким образом, дифференцированный норматив для указанных домов фактически применяться не будет, а вот жители МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепла, будут вынуждены платить гораздо больше. А это недопустимо с учетом предусмотренного правительством РФ ограничения роста коммунальных платежей, Например, в ООО «Управляющая компания ЖЭУ №1» всего 32 МКД, из них 9-этажных домов 19, и все они оборудованы приборами учета тепла. Такая же картина и в ООО «Управляющая компания ЖЭУ №3». Здесь из 58 домов только 3 9-этажных, и они на 100% оборудованы приборами учета. Аналогичная ситуация по другим компаниям.
В-третьих, существующий порядок, установленный постановлением правительства России № 306 и предусматривающий возможную (но не обязательную) поэтажную дифференциацию, существует уже с 2008 года. Однако прежняя администрация муниципального образования «Город Майкоп» при принятии действующего норматива в 2007 году не посчитала нужным дифференцировать его и приняла решение об установлении единого норматива на отопление для всех домов.
В-четвертых, тезис о якобы необоснованном обогащении теплоснабжающей организации за счет применения действующего норматива на тепло является, по мнению Азамата Хапаева, голословным. Чтобы оценивать реальное финансовое состояние предприятия, следует как минимум оценить не только доходы, но и расходы на выработку тепла, в том числе на оплату поставок газа, заработную плату и так далее, то есть тех расходов, которые учтены в производственной программе предприятия при установлении тарифа на тепло и горячую воду. Любые обоснованные обращения, содержащие предметные замечания, принимаются во внимание Управлением цен и тарифов РА и учитываются при принятии соответствующих решений. Как это было, например, с общедомовыми нормативами на водоотведение.
Что же касается размеров норматива на отопление и их применения, то единственно возможный и правильный механизм расчетов за все коммунальные ресурсы, во многом зависящий от самих собственников жилья в МКД, — установка приборов учета как индивидуальных, так и общедомовых. Это позволит сгладить влияние температуры, учесть реальную продолжительность отопительного периода и определить реальный расход коммунального ресурса, Действительно, уровень оснащенности многоквартирных домов города коллективными приборами учета, по данным отдела администрации по вопросам ЖКХ и благоустройства, в настоящее время не превышает 40 — 50%. И поэтому оснащение ими домов весьма актуально. Можно сказать, что это один из самых животрепещущих вопросов в этой сфере.
Действительно, если установить счетчики тепла во всех домах, тогда вопрос величины нормативов будет исчерпан, а жильцы станут платить за фактически полученные услуги. И поэтому органам местного самоуправления и управляющим компаниям надо осуществить меры по установке коллективных приборов учета в тех домах, где они пока еще отсутствуют. А живущим в них собственникам жилья принять решения общих собраний об установке их управляющими компаниями с рассрочкой платежа. Подводя итог, необходимо отметить, что руководители управляющих компаний являются одними из наиболее компетентных людей в вопросах ЖКХ, в том числе и в том вопросе, по которому они обратились в Управление цен и тарифов РА. И хотя непосредственно их это может быть и не касается, но им не безразлична величина платежей за отопление, которая уверенно лидирует по этому показателю среди других видов коммунальных услуг. Они в данном случае пытались защитить интересы значительной части горожан, которые живут в домах, не оборудованных приборами учета. Сфера ЖКХ — острая и наболевшая тема, и вследствие чего именно здесь очень важен взаимный диалог и конструктивизм в решении возникающих проблем.
Максим Иноземцев.
«Майкопские новости» 08.12.2014г.
Мои комментарии.
Так уж получилось, что на все аргументы, приведённые Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея в обоснование установленных нормативов потребления на отопление, подтверждённые расчётами контраргументы, являющиеся основанием для изменения регулирующим органом нормативного акта, принятого с нарушением требований действующего законодательства, уже представлены ранее в публикации «Уроки коммунальной математики. Грехи и погрешности».
Установленный реулятором норматив в размере 0,02 гКал/м. кв. в месяц с учётом продолжительности отопительного периода 7 месяцев, применённый для расчётов с 1 января 2015 года, будет сопровождаться превшением предельного уровня платежей граждан за услуги отопления, поскольку он выше действующего в текущем году на 6,1 %.
Завышение среднего норматива, без дифференциации в зависимости от конструктивных особенностей зданий, составляет 28% по отношению к средневзвешенному нормативу, рассчитанному для зданий разной этажности с учётом положений ПП РФ № 306. И суть обращения управляющих домами организаций состоит не только в просьбе провести дифференциацию нормативов потребления, а в требовании значительно уменьшить их для 90% тех граждан, которым производится начисление платы с их использованием.
А историческая память об установленных муниципалитетом нормативах в 2007 году, будь она светлой или тёмной, не является достаточным основанием для принятия государственным органом ущемляющих права граждан незаконных решений.
Что касается установки приборов учёта тепла в домах, где собственники не приняли соответствующих решений, то обязанность по выполнению данной работы с возмещением её стоимости собственниками жилья с рассрочкой платежа на 5 лет после 1 июля 2012 года Законом об энергосбережении возложена не на управляющие организации, а на поставщиков ресурсов, и эту свою обязанность в рамках исполнения Закона филиал ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» не выполнил за прошедшие два с половиной года ни в одном многоквартирном доме.
Философские же размышления о финансовом состоянии ресурсоснабжающей организации было бы лучше подтвердить цифровыми значениями в разрезе статей её расходов, размещёнными в открытом доступе в соответствии со Стандартом, утверждённым Правительством РФ.
Н. Долотов