Первые итоги посвящённой Первомаю долгой и упорной работы Минстроя по лицензированию управляющих компаний подведены. Согласно заявлениям должностных лиц ведомства, заветный документ в предусмотренные Законом сроки не получили 15% злых волшебников, управляющих жильём.
С учётом того, что дать неправильные ответы на разработанные Минстроем вопросы квалификационного экзамена должностному лицу, проработавшему в этой сфере хотя бы полгода, достаточно сложно, а нарушители и обвиняемые превращаются в дисквалифицированных и осужденных крайне редко, для 99,9% заявившихся соискателей лицензии единственным препятствием для её получения являлось неисполнение Стандарта раскрытия информации о деятельности по управлению жильём.
Причём нарушением Стандарта является как отсутствие информации, так её неполное раскрытие.
Оценить принципиальность ГЖИ в любом регионе в процессе проверки соблюдения стандарта при подготовке документов для лицензионной комиссии достаточно просто, рассмотрев итоги рейтинговой оценки управляющих организаций, подведённые недавно Фондом содействия реформированию ЖКХ.
Согласно представленным данным, средний оценочный балл в стране составил 25,82, максимальный – 80,5 из 100 возможных. Интересны средние показатели по регионам, лидер которых – Белгородская область – имеет 40,86 балла.
Переходя от общего к частному, следует отметить, что из почти 40 000 участвовавших в рейтинге организаций лишь 1,7% из них получили более 70 баллов, а 74% не набрали и 40. И совсем уж не увязывается с пятнадцатью процентами не получивших лицензии УК (при том, что многие и заявки не подавали) 37% тех, кто не набрал и 10 баллов, поскольку в рамках оцениваемых показателей эти 10 баллов можно было получить исключительно за полноту раскрытия информации…
Конечно, мои возможные оппоненты могут сказать о том, что существенный отпечаток на такой результат наложило участие в рейтинге ТСЖ и ЖСК. Может быть. Но дубины, которой яростно и долго размахивали инициаторы Закона, почти никто не убоялся.
Переходя к оценке ситуации местной, следует отметить, что Республика Адыгея со 2 – го места в рейтинге 2012 года перекочевала на 54 – е, и этот относительно высокий результат достигнут благодаря городу Майкопу и Тахтамукайскому району. В четырёх районах Республики отсутствуют управляющие организации, перешагнувшие рейтинговый результат «неудовлетворительно».
А с лицензиями вроде всё в порядке. И, на мой взгляд, это, хоть и не вполне законно, но разумно, поскольку при отсутствии конкуренции при низких платежах на содержание и ремонт жилья в относительно небольших муниципальных образованиях, а так же отсутствии как внутренних, так и внешних конкурентов на этот вид деятельности, уничтожение в них тех, кто хорошо или не очень, но несёт на своих плечах эту ношу, не добавит авторитета власти, счастья собственникам и надёжности конструктивным элементам многоквартирного дома. Принципиальность ГЖИ Бурятии, заставившей администрацию Улан — Удэ, овечающую за ситуацию на конкретной территории, обращаться с нижайшей просьбой о пересмотре итогов лицензирования, никому на таких территориях не нужна…
И, как итог, следует сказать, что принятый документ обязателен снова не для всех, потому что принят на основе анализа ситуации в крупных городах.
Закон о лицензировании (поправки в ЖК РФ), разрекламированный как спасительное лекарство от всех болезней сферы ЖКХ, стал очередным документом, степень исполнения которого определяется на местах. И целью его исполнения во многих случаях будет передел рынка управления жильём в чьих – либо интересах там, где этот рынок реально существует, а результатом – более высокий уровень коррупции в сфере ЖКХ.
…Возвращаясь к открытости… А ГИС ЖКХ – это так интересно…
Н. Долотов