Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

ЖКХ. Градиент открытости.

stavki_600Мысль о создании единого интернет — портала ГИС «ЖКХ», на котором будет расположена вся информация о системе жилищно-коммунального хозяйства, витала в воздухе достаточно давно, на протяжении ряда лет идея о повышении прозрачности отношений в сфере жизнеобеспечения обрастала важными документами различных структур власти.

Возможно, система заработает уже в 2014 году — депутаты одобрили законопроект «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в первом чтении.

Предполагается, что на новом сервере в личном кабинете каждый россиянин сможет посмотреть детализацию своих счетов, которые каждый месяц должны будет публиковать организации-исполнители жилищных и коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации в многоквартирных домах с непосредственным управлением и частных жилых домах).

Как показывает наша печальная практика, ни в одной законодательной инициативе в сфере ЖКХ ничего невозможного нет, а эта занимает некое среднее положение между желанием посчитать точное количество звёзд на небе и мечтой ежедневно взвешивать съедаемый каждым россиянином бутерброд за завтраком (не переедали бы!), и нет никаких сомнений в том, что соответствующий документ в скором времени будет принят.

А поскольку после принятия Законы подлежат исполнению и контролю исполнения, хотелось бы с точки зрения российской глубинки, на примере нашего небольшого, но давным-давно столичного городка, оценить готовность отдельных участников предполагаемого процесса к решению поставленных задач.

В связи с тем, что в рамках проводимой в жилищно — коммунальной сфере идеологии главной причиной и наших с Вами неудобств и разорения, и долгов за энергоресурсы в масштабах всей страны провозглашены управляющие компании, преступная деятельность которых благодаря  нововведению в скором времени будет подтверждена неоспоримыми фактами, хочу начать с поверхностного анализа раскрытия информации в жилищной сфере нашего города.

Думаю, не лишним будет напомнить о том, что данная процедура предусмотрена ЖК РФ, стандарт раскрытия информации определён Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731, Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.12.2012 N 535 статусом официального сайта в сети Интернет, предназначенного для обязательного раскрытия Стандарта информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, наделён портал Фонда содействия реформированию ЖКХ, который и был взят (при наличии иных предусмотренных источников опубликования) за основу для оценки ситуации.

Следует сразу признать, что продекларированные «хранители информации вдали от глаз людских»- управляющие компании — в имеющемся списке на российском рынке выглядят весьма удовлетворительно: по разработанной Фондом содействия реформированию ЖКХ «балльной» оценке деятельности все семь Майкопских УК получили не менее 36 баллов при средне российском показателе 13,51 балла. Кстати, при таких показателях, они и являются одиноко наказанными за нарушение стандарта.

Данного показателя достигли только 16 из 83 городских товариществ собственников жилья, что навевает печальную мысль о том, что форма управления многоквартирными домами, обозначаемая в течение полутора десятилетий как самая народная и перспективная, в отдельно взятом городе по отдельно взятому показателю не оправдывает оценки, щедро авансированной государством. Более того, в списке управляющих организаций только 56 ТСЖ, часть из которых ограничились предоставлением информации исключительно о своих реквизитах.

Несмотря на то, что в подавляющем большинстве ТСЖ домом за мизерную оплату управляют настоящие энтузиасты своего дела, испытывающие значительные трудности в процессе исполнения требований наших многотомных и запутанных нормативно – правовых актов, контроль исполнения действующих законов их исполнителями, по моему мнению,  не должен носить выборочный характер, либо от провозглашённых стандартов необходимо перейти к давно узаконенным в колбасном деле техническим условиям.

Впрочем, что там ТСЖ… Обозначенное и в нашем городском списке ОАО «Славянка», набравшее в процессе балльной оценки в 2011году 0 баллов и после всем известных недавних событий, и данного на совещании 5 декабря текущего года Премьер – министром страны министру обороны  поручения ежемесячно информировать о состоянии дел в этой организации, не спешит покинуть занятое два года назад рейтинговое место: после обновления данных на портале 28.11.2013г. почти все цифры, характеризующие работу этого коллектива, заменены короткой фразой – «нет данных». Положительным в данном примере является лишь подтверждённая в очередной раз лабораторными методами правильность государственной политики по передаче управления нашим жильём частному бизнесу. Вот только зачем при этом  самим содержанием принимаемых документов этот самый бизнес планомерно уничтожать? Это пока для меня загадка.

Однако вернёмся к «прозрачности» отношений в ЖКХ. Поскольку в составе нашей квитанции на оплату ЖКУ стоимость содержания и ремонта жилья составляет примерно 30 процентов от общей стоимости оказываемых жлищно — коммунальных услуг, «не корысти ради, а истины для», вполне логичным является интерес к тому, куда идут наши «кровные», отправляемые транзитом управляющей компанией ресурсоснабжающим организациям,  деньги на оплату коммунальных услуг. Вопреки логике (всё – таки 70%  нашего платежа) в плане раскрытия информации здесь различия как между городом и деревней: и статус сайта пониже, и информация «по — жиже». Имейте терпение, уважаемый посетитель сайта, «кликнувший» на ссылку – обеспечить быстродействие сайта в этой жизни могут только «ну только очень обеспеченные» организации.

Терпения лично у меня достаточно, и я готов поделиться с Вами полученной на сайте Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея  «добычей».

Прозрачна и чиста, на мой взгляд, как лучшая в Российской Федерации водопроводная вода (а Вам, Владимир Владимирович и Вам, Дмитрий Анатольевич, могу только посочувствовать), информация о деятельности МУП «Майкопводоканал».

Определённые сомнения в части соответствия утверждённому Правительством стандарту вызывает информация, размещённая теплоснабжающей организацией, одаренная регулирующим органом восклицательными знаками восторга. По городу ходили пока не опровергнутые слухи о том, что  постановлениями Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1140 и от 5 июля 2013 г. № 570 предусмотрено раскрытие информации субъектом, для которого устанавливался тариф —  филиалом ОАО «АТЭК» (так и было при размещении информации за 2011 год), между тем на сайте размещена информация о деятельности ОАО «АТЭК» в целом.

Извините, но средняя температура по больницам и цена бананов в Гондурасе, признаюсь честно, меня волнуют несколько меньше, чем тариф на тепловую энергию в городе Майкопе. А его размер и составляющие в процессе регулирования на 2014 год зависят в том числе от экономических показателей работы предприятия в 2012 году.

Как потребитель услуг, желаю видеть, как отражены в составе подлежащей раскрытию информации полученные в 2012 году в процессе судебных тяжб 16 миллионов рублей за не оказанные потребителям услуги в январе 2011 года (услуги оказывало МУП «Майкопские тепловые сети»), какова сумма излишне полученных предприятием доходов в условиях, когда постановлением правительства РФ в угоду северянам назло югу отменена корректировка платы за тепловую энергию с учётом фактической температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода (зима у нас была тёплой и короткой), хочу понять, отнесены ли данные суммы регулирующим органом на увеличение ремонтного фонда, либо на повышение температуры горячей воды, которая в кранах многих горожан упорно не достигает заветных 60 градусов, в связи с чем мы вынуждены оплачивать её дополнительные кубометры.

Весьма полезна для объективной оценки ситуации была бы эта информация и всем тем, кто сегодня обеспокоен размером долгов и нерегулярностью платежей данной организации за газ и воду (соответствующие поручения по снижению долгов в сфере ЖКХ в очередной раз даны Премьер – министром РФ субъектам Российской Федерации, муниципалитетам и органам прокуратуры). Однако мы слишком южане для того, чтобы осуществлять контроль и добиваться исполнения законов в отношении организации, дарящей нам за наши приличные деньги в короткую зиму тепло…

Долой философию, перейдём к оценке информации тех, кто «денно и нощно» гонят электроны по проводам, для того, чтобы не погасла зажжённая много лет назад в деревне Кокушкино лампочка Ильича.

Не буду даже сомневаться в полноте раскрытия информации о деятельности основного гарантирующего поставщика на территории Краснодарского края и Республики Адыгея – ОАО «Кубанская энергосбытовая компания».

Поверьте, в организации, затрачивающей ежегодно на аудиторские, консультационные и юридические услуги более 100 миллионов рублей, прекрасно знают законы и не собираются их нарушать. Да и общие затраты на деятельность по купле – продаже электроэнергии (без учёта её покупной стоимости и транспортировки) – полтора миллиарда рублей, и размер полученной чистой прибыли, говорят о том, что коллектив живёт неплохо и внезапно обнаруженные государством резервы в отрасли действительно имеются, а желание сократить расходы субъектов регулирования на ближайшие годы, озвученное совсем недавно как очередной лозунг, вполне можно подтвердить экономическими показателями.

..Газ! Молчу – молчу… Государство, налоги, возможность выдать работникам высшей исполнительной и законодательной власти зарплату, достаточную для того, чтобы  услышать требование Президента России и наконец сформировать разумную и понятную нормативно – правовую базу в сфере ЖКХ и действовать, действовать, действовать…

К тому же (а я рекламе верю) – народное достояние, а значит — и моё. Чем больше я плачу за газ, тем становлюсь богаче! А вот принятые недавно соглашения о снижении стоимости природного топлива для Украины, обидны – я теряю дополнительные доходы.

…Мораль выше изложенной информации примерно такова:

  1. Принятые более трёх лет назад Постановления правительства РФ, регламентирующие объём раскрываемой информации многими управляющими организациями и организациями коммунального комплекса исполняются, мягко говоря, либо без большого рвения, либо не исполняются вовсе.
  2. Раскрытая информация не является предметом детального анализа в целях принятия управленческих решений на различных уровнях власти, не используются при формировании нормативно – правовой базы с учётом оценки реальной ситуации в сфере ЖКХ.
  3. Мероприятия по контролю имеют больше заказной, чем системный характер с последующим наказанием наименее виновных в неисполнении принятых документов.
  4. Наиболее низок уровень раскрытия информации в сфере теплоснабжения, стоимость услуг которой составляет до 50% нашего платежа.

Уверен, что город Майкоп в рамках рассматриваемой ситуации на Российских просторах занимает достаточно высокое место в плане раскрытия информации организациями, управляющими жилым фондом. Что же касается ООО «АТЭК» (а оно не раскрыло раздельно и информацию о деятельности своих филиалов на территории Краснодарского края), можно предположить, что «неприкасаемость» данного предприятия не имеет регионального характера, что даёт дополнительный повод задуматься о причинах непринятия мер регуляторами по наведению порядка на информационном поле в сфере теплоснабжения.

А теперь вернёмся к Закону о ГИС «ЖКХ»…

Тем же исполнителям и контролёрам, многие из которых толком не обеспечили за три года существования выше указанных Постановлений ежегодное обновление  общей информации о деятельности организации в сфере ЖКХ, будет вменена обязанность обеспечить размещение на федеральном портале ежемесячно в том числе информации о расчётах по видам предоставляемых жилищно – коммунальных  услуг с каждым гражданином. Смело, широко, масштабно! И придумано нами, россиянами! Полёт мысли состоялся в период, когда мыслителям других стран подобная идея и в голову прийти просто не может.

О способах практического применения электронного дублирования в масштабах всей страны информации, получаемой каждым из нас в форме платёжного документа ежемесячно, судить не берусь. Реализация данного Закона наверняка потребует увеличения оплачиваемых нами, потребителями, дополнительных штатных единиц, либо заказываемых услуг в организациях, предоставляющих нам ЖКУ.

Публичные выступления в прессе отдельных толкователей проекта Закона на тему о том, что если гражданин Иванов из хутора Иваново Ивановского района Ивановской области вдруг не увидел на федеральном портале информацию о своём долге за электрическую энергию по состоянию, к примеру, на 1 сентября 2014 года, то он может не оплачивать потреблённую услугу, слабо гармонируют как с размещённой в тех же газетах информацией об увеличении долга наших сограждан за жилищно – коммунальные услуги по состоянию на 1 ноября текущего года по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 24%, так и с поручениями высших руководителей страны не допускать его роста в будущем. В иные времена сам факт подобного выступления вполне сошёл бы за акт государственной измены.

Вполне ожидаемые последствия задуманного – рост оплаты и увеличение долгов за потребляемые услуги, ухудшение текущего финансового состояния предприятий, а при наличии надлежащего контроля исполнения Закона — развал большинства ТСЖ и ЖСК с относительно небольшим количеством проживающих жителей, попросту неспособных справиться с намеченными задачами.

…Постоянно растущая информационная нагрузка заставила нас научится читать «по диагонали», и выводы из прочитанного мы часто можем делать совершенно противоположные. Инициаторы критикуемого мною проекта закона наверняка думают о том, что исполняют задачи, поставленные Президентом страны при проведении Госсовета по вопросам ЖКХ в мае текущего года.

Вот только создавая «информационную систему, благодаря которой люди могли бы беспрепятственно вести мониторинг потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за них», они предлагают размещать в этой системе сведения о расчётах с населением за ЖКУ, проводимых на основании ранее принятых документов, которые «так запутаны, что даже финансово образованному человеку невозможно в них разобраться», снова позабыв о том, что «в этой сфере, особенно в этой сфере, для нормальной работы необходимы компактное, понятное законодательство, правила и нормы».

Н. Долотов

 

Добавить комментарий