Честно говоря, уважаемый читатель, охоту как таковую я недолюбливаю. При наличии сегодняшних видов оружия борьба человека и зверя выглядит совсем уж неравной, поэтому «буйному помешательству» предпочитаю «помешательство тихое» — рыбалку, в процессе которой с известной степенью демократичности рыбе делается предложение в виде наживки, от которой она может и отказаться. При этом чувство охотничьего азарта мне знакомо. Найти добычу, стать её счастливым обладателем, особенно в условиях, когда её не особенно много – это ли не заветная мечта охотника и рыбака?
Так уж повелось на Руси в последние годы, что самой популярной из всех видов охот является охота на сферу ЖКХ. А самой лакомой добычей в её процессе является найденный компромат на управляющие компании. И начавшийся 2014 год не стал в этом плане исключением.
Уже перестали умирать с зажатой в руках квитанцией на оплату жилищно – коммунальных услуг убитые суммой непомерного платежа одинокие люди, новогодняя радость повышения тарифов на коммунальные услуги правительством перенесена на июль, во многих регионах еще не пришла пора оправдываться за начисления, связанные с применением установленных регулирующими органами субъектов Федерации повышенных тарифов на электроэнергию, потреблённую сверх социальной нормы, ещё не вручена квитанция на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, который состоится «когда-нибудь», а вновь образованное министерство, не особенно потрудившись над анализом ситуации в отрасли, уже определило приоритеты своей реформаторской деятельности.Руководителем ведомства названы «три главных вызова» ЖКХ — наличие недобросовестных управляющих компаний, высокая доля платежей за услуги ЖКХ, а также износ инфраструктуры.
Спорить по поводу наличия недобросовестных компаний, сделать которые добросовестными планируется введением лицензирования деятельности и сдачей управдомами экзаменов в жилищной инспекции, в условиях отсутствия каких-либо количественных показателей (% недобросовестных от общего количества) было бы глупо — они в стране есть, как есть добропорядочные граждане и преступники, патриоты страны и коррумпированные чиновники. Другое дело – каковы масштабы этого явления. Если они велики (а обвиняют управляющие компании в основном за необоснованное начисление коммунальных платежей по установленным не ими тарифам по правилам, утверждённым Правительством, в не перечислении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям) – решить проблему можно простым внесением изменений в Жилищный Кодекс, исключив в нём одну из форм управления.
Вот только страшновато оставить людей лицом к лицу с поставщиками ресурсов – продадут они услуг населению в условиях сформировавшейся бесконтрольности их деятельности намного больше, чем сегодняшние управляющие компании. Да и как бойкому продавцу не воспользоваться весами (прибором учёта, особенно в части теплоснабжения), если покупатель не знает, что они показывают…
Весьма поучительна в этом плане ситуация, случившаяся в Майкопе, в доме по ул. Апшеронской, 67. Получив на котельную по водомеру 1250 кубометров воды за 11 месяцев, теплоснабжающая организация нагрела её для населения в количестве 2100 кубометров. Данный парадокс кудесники, «способные из сырого яйца отпить незаметно» (ОАО «АТЭК») объяснили неисправностью установленного в котельной теплосчётчика. Прибор на поверке уже год, деньги жителям не возвращены, расчёты с «экономными» производятся по нормативу потребления. Ходят слухи, что «вопрос на контроле».
Возможны и другие методы, способные улучшить ситуацию:
— определение порядка оказания и финансирования используемых во всём мире и нашей электроэнергетике биллинговых услуг;
— установление порядка списания долгов управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией в пределах сумм, не взысканных службой судебных приставов с населения за оказанные коммунальные услуги в соответствии с вступившими в силу судебными решениями (Эффективность работы данной структуры в этом вопросе всем известна: взыскивается не более 30 процентов от сумм, обозначенных в находящихся на исполнении решениях. При этом суммы, взыскиваемые с управляющих компаний в пользу ресурсоснабжающих организаций, близки к 100 процентам.);
-введение, наконец, запрета начислять пеню управляющей компании в части вышеуказанных долгов, поскольку решение суда с гражданином состоялось и все предусмотренные Законом меры по взысканию платежа были приняты.
Согласитесь, что взыскание судебным приставом с управляющей компании в пользу той же теплоснабжающей организации денег, внесённых мною за содержание и ремонт жилья только потому, что он плохо выполняет свою работу и не взыскал деньги за оказанные услуги по отоплению с моего соседа, выглядит абсурдно. Но имеет место в каждом регионе нашей страны.
Уверяю Вас, реализация предложенных решений в определённой степени улучшит ситуацию. Но тогда утолять свой охотничий азарт граждане, вовлечённые сегодня в крестовые походы за веру в виновность управляющей компании, начнут на тех направлениях коммунальной жизни, которые по неведомым пока причинам несколько обделены вниманием органов власти при осуществлении контроля. У населения появятся вопросы, которые я задаю ниже, неуверенность в том, что в процессе двух десятилетий блуждания по дорогам коммунальной реформы мы избрали верное направление. А надо ли это?..
Со вторым «вызовом» ситуация несколько сложнее. Доля платежей за услуги ЖКХ в составе расходов населения действительно высока. Можно было бы подискутировать на тему о том, что её возможно понизить путём повышения доходов населения, однако эта идея, судя по рекламируемым результатам опросов общественного мнения, не слишком актуальна, поскольку никакого отношения к жилищно-коммунальному хозяйству не имеет, а именно оно в публикуемых рейтингах является сегодня главной причиной постоянно подогреваемого прессой недовольства россиян.
Вводимые предельные индексы роста тарифов на коммунальные услуги, гордые доклады муниципалитетов и субъектов Федерации об их не превышении в условиях, когда плановые объемы реализации ресурсов и связанные с ними затраты предприятий в процессе регулирования тарифов являются предметом торга между регулирующим органом и ресурсоснабжающей организацией в целях решения поставленной Правительством задачи, давно превратились в стандартный атрибут политического краснобайства и не несут в себе экономической составляющей.
С определённой уверенностью можно сказать о том, что тарифы в стране устанавливает Правительство, поскольку на фоне вышеупомянутого «не превышения», в среднем по субъектам РФ и случаи их установления с коэффициентом ниже предельного индекса фактически отсутствуют, хоть и имеются небольшие реверансы в пользу отдельных муниципальных образований. Всё это похоже на установление единого дня посевов зерновых по стране, а результат этой деятельности вполне вписывается в слова из песни В.Высоцкого: «В землю бросали зёрна – нету колосьев — чуда…». Впрочем, после ежемесячного кипения народных страстей при получении первой квитанции с повышенными тарифами, чудеса начинаются, хоть мы об этом порой и не ведаем – чудеса начисления платежей по установленным нормативам потребления услуг и показаниям приборов учёта.
Поскольку в электроэнергетике и в сфере снабжения холодной водой уровень оснащённости потребителей приборами учёта достаточно высок, попытаюсь составить схему взаимоотношений всех участников процесса с теплоснабжающей организацией.
Этап 1. Установление нормативов потребления коммунальных услуг для населения (условно – раз в три года).
Отопление. Расчётный метод (ввиду недостаточности приборов). Всё строго по формулам – объёмы зданий, температуры, средняя температура воздуха за 5 лет, годовое количество тепловой энергии, площадь жилых и нежилых помещений – норматив готов.
И не беда, что строчка о размере норматива в нашем городе в приказе регулирующего органа, несмотря на требование Постановления Правительства, выглядит так одиноко (не учтена этажность зданий) – генеральная линия ликвидации перекрёстного финансирования в отрасли, как оказалось, не позволяет предприятиям частично оплачивать услуги, оказанные населению, а граждане, живущие в девятиэтажке, вполне могут помочь в этом плане собственнику квартиры из двухэтажного дома.
Горячее водоснабжение. Расчётный метод (причина та же). Температура в точке разбора воды (в кране потребителя) – 60 градусов Цельсия, «потолочное» количество процедур при использовании воды потребителем, коэффициенты, учитывающие потери тепла (в зимний период это не что иное, как обогрев ванных комнат, учтённых ранее при определении тарифа на отопление в составе жилых и нежилых помещений) – результат готов.
Этап 2. Регулирование тарифов.
Тепловая энергия.
Расчёт полезного отпуска тепловой энергии по формулам, используемым на этапе 1, с ежегодной корректировкой температуры и продолжительности отопительного периода (с учётом новых статистических данных за последние 5 лет). Расчёт средств, необходимых на реализацию производственной программы предприятия. Но деньги, делённые на объём реализации, не есть тариф, потому что с учётом предельного индекса тариф уже есть. И если вдруг он оказался ниже (выше), в итоговом документе деньги и объём будут скорректированы.
Горячее водоснабжение. Оказывается, объём потребления горячей воды на человека на втором этапе есть – 105 литров в сутки. Затраты, количество людей, кубометры, среднегодовая температура холодной воды 10 градусов, горячей – 60 градусов, потери – стоимость нагрева воды есть. Но нет. С такими объёмами реализации услуги тариф маловат. Подкорректируем объём с учётом прошлогодней реализации по факту. Теперь не вписываемся в предельный индекс. Исправим ситуацию, изменим температуру горячей воды (она же наша) до уровня 55 градусов. Вписались. В приказ! При этом права регулятору использовать при расчётах параметры качества услуги ниже установленных Правительством РФ, никто не давал.
Этап 3. Будни и расходы потребителя услуг южного региона.
Теплоснабжение. Зима не удалась – тёплая (короче запланированной при регулировании тарифа).
При оплате по нормативу – корректировка отменена, частично оплачиваю не оказанные услуги; по прибору учёта – даю поставщику беспроцентный кредит на год.
Горячее водоснабжение.
Температура горячей воды в кране от 48 до 53 градусов. При расчётах за кубометры индивидуальный и общедомовой приборы учёта фиксируют необоснованный дополнительный объём её потребления с учётом низкой температуры воды. Частично оплачиваю общедомовое потребление за не установившего прибор соседа (напомню: в установленном нормативе потребления учтена температура воды 60 градусов, и её фактическое потребление в кубах больше).
Обманутый на стадии тарифного регулирования, проклиная федеральную власть и объявленную на всех уровнях сосредоточием зла управляющую компанию, вношу платёж.
Безуспешные попытки управляющей организации согласовать в составе договора на теплоснабжение параметры качества услуги, определённые Постановлением Правительства, добиться корректировки счёта на оплату ресурса с учётом не обеспечения параметров его качества, надзорными и контролирующими органами не замечены.
Теплоснабжающая организация при некачественных услугах получает доходы, выше запланированных на начальной стадии этапа 2.
Этап 4. Окончание периода регулирования.
Итоговая реализация услуг никому не интересна, в открытом доступе информация о ней отсутствует, и если она выше запланированной, дополнительные деньги в части постоянной составляющей тарифа расходуются «по усмотрению» ресурсоснабжающего предприятия. Переходим к этапу 1.
Поскольку в процессе определения доли моих расходов на оплату ЖКУ существенную роль играет сам платёж, загляну в платёжный документ, счастье лицезреть который на федеральном сайте мне обещано в ближайшем будущем. Управляющей компанией всё заполнено достаточно добросовестно, строго по инструкции, вот только нормативный документ, на основании которого установлена плата за кубометр горячей воды, мне обнаружить пока не удалось ввиду его отсутствия в природе (как известно, рекомендательные письма регулирующего органа поставщикам услуг нормативными актами не являются). При тотальном контроле сферы ЖКХ по поручению Президента России ни контролёры, при подсчёте количества которых уже начинаю загибать пальцы на ногах, ни потребители, в течение полутора лет не обнаружили факта начисления одного из платежей в нашем городе по никем не утверждённому тарифу. В свете последних веяний я возлагаю надежды на хорошее зрение приглашённых к процессу контроля политических движений, вот только партийцы всех мастей потребителями услуг и так являются и пока слепы.
Как изменить ситуацию? Как говорит один знакомый бывший прокурор: «Не знаешь как действовать – действуй по закону!».
С учётом того, что в закрытой системе горячего водоснабжения в процессе круглосуточной циркуляции воды отдача тепла стояками и полотенцесушителями осуществляется в объёме, примерно равном объёму тепловой энергии, используемой для нагрева потреблённой нами воды, что легко подтверждается данными коллективных приборов учёта (используемые коэффициенты 1,2 и 1.3 не отражают реальной ситуации), правильно учесть на этапе 2 плановый объём реализации услуг.
Исключить при расчёте тарифа на отопление количество тепловой энергии, приходящейся на ванные комнаты, в которых отсутствуют стояки системы отопления.
При этом плановая реализация тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения с учётом нагрева ванных комнат увеличится примерно на 70 процентов, на 70 же процентов при сохранении принятых плановых доходах уменьшится тариф. Риск регулирующего органа при этом не велик – случаев расстрела за снижение тарифа не припоминаю.
Что получим в итоге?
Прозрачную схему расчетов. Возможность использования не применяемых сегодня при расчётах показаний приборов учёта, регистрирующих параметры качества услуги. В силу имеющихся положений Правил предоставления коммунальных услуг, снижение платежа за услугу при несоблюдении параметров её качества (не обеспечении надлежащей температуры воды). Возможность не платить за услуги, оказанные не установившему индивидуальный прибор учёта соседу. Небольшое, но уменьшение расходов на ЖКУ, а значит и их доли в общем объёме наших расходов. Есть ли не соблюдение каких- либо требований нормативных документов при таком методе регулирования? Нет.
Что является причиной того, что регулирующий орган не ведёт расчёты по такой схеме? Преданность его Величеству Циркуляру о предельном индексе? Не компетентность? Личная дружба регулятора с регулируемой организацией? Приказ сверху? Верное служение желанию частного капитала получать деньги из воздуха?
На эти вопросы, на мой взгляд, должны ответить сегодняшние многочисленные охотники на криминал в деятельности управляющих организаций. Ведь когда Президент России говорит о контроле в сфере ЖКХ, букву «К» из этой аббревиатуры, на которую приходится 70 процентов платежа собственника квартиры в многоквартирном доме, он никогда не исключает.
Третий «главный вызов» — изношенность инфраструктуры. Вот тут я что — то в жизни пропустил. Или за прошедшие после создания министерства месяцы произведена замена морально устаревшего оборудования и изношенных на 70 процентов инженерных сетей процентов на 80, или вместо исполнительного органа жилищно – коммунального хозяйства федерального уровня мы получили ещё одну политическую структуру и контролёра. Я бы эту проблему на третье место не поставил. А решать её надо начинать в условиях, когда денег в бюджете на эти цели недостаточно, с формирования нормативной базы, исключающей описанные выше выкрутасы тарифного регулирования и предусматривающей создание условий деятельности в отрасли, приемлемых для инвесторов. Вот только об этой злободневной задаче и желании её решать официальные заявления министерства пока отсутствуют…
Н. Долотов.