На фоне стартовавшего в стране экзамена на профпригодность в сфере ЖКХ, вслед за главами жилищных инспекций Субъектов Российской Федерации, решил ответить на вопросы квалификационных экзаменов, предложенные Минстроем для аттестации российских управдомов в Приказе от 28 октября 2014 г. № 659/пр. С моими вариантами ответов на них Вы можете ознакомиться здесь.
Будучи совершенно уверенным в том, что не менее 86 % представленных ответов являются правильными, распираемый гордостью от того, что я вполне могу быть претендентом на получение аттестата об окончании первого класса начальной коммунальной школы, в порыве своего самообразования решил замахнуться на большее и выполнить контрольную работу на тему, не получившую отражения в составе экзаменационных билетов, но знание которой в процессе управления многоквартирным домом представляется мне полезным. В ходе подготовки к контрольной моим единственным учебником были незаслуженно забытые в ходе подготовки упомянутого выше приказа Минстроя Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006г
Признаюсь честно – я никогда не грешил фанатичной преданностью точным наукам, и представить Вашему вниманию достаточно нудные расчёты решил исключительно в целях обоснования некоторых своих размышлений об используемых для начисления платежей населения отдельных нормативов потребления коммунальных услуг, от которых во многом зависит размер содержимого кошелька каждого второго жильца многоквартирного дома.
Поскольку предметом моего внимания стала услуга отопления, а моим экзаменатором в данной ситуации будете Вы, мой уважаемый читатель, для того, чтобы Ваша оценка за решённую ниже задачу была объективной, напомню указанные в Постановлении формулы для определения норматива потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов с применением расчётного метода:
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м. общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по следующей формуле:
-количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал),
— общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
— период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома,определяется по следующей формуле:
, где:
— часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал/час);
— температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C);
— среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°C);
— расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C);
— продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°C и ниже;
24 — количество часов в сутках;
— коэффициент перевода из ккал в Гкал.
Количественные значения
и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258).
Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из показателей, содержащихся в проектной документации домов. В случае отсутствия проектной документации часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. При отсутствии указанных документации и данных часовая тепловая нагрузка (ккал в час) определяется по следующей формуле:
, где:
— нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м);
S — общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м).
Значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома
Количество этажей | Расчетная температура наружного воздуха | |||||||||
-10°С | -15°С | -20°С | -25°С | -30°С | -35°С | -40°С | -45°С | -50°С | -55°С | |
|
||||||||||
1 | 128 | 134 | 140 | 145 | 149 | 151 | 158 | 163 | 169 | 176 |
2 | 121 | 127 | 128 | 135 | 138 | 140 | 146 | 152 | 161 | 167 |
3 — 4 | 67 | 72 | 78 | 83 | 86 | 88 | 92 | 96 | 100 | 104 |
5 — 9 | 56 | 60 | 64 | 69 | 72 | 77 | 79 | 85 | 87 | 93 |
10 | 50 | 59 | 63 | 66 | 69 | 74 | 75 | 80 | 84 | 89 |
11 | 48 | 57 | 61 | 66 | 69 | 74 | 75 | 80 | 84 | 89 |
12 | 48 | 57 | 61 | 66 | 69 | 73 | 74 | 79 | 83 | 88 |
13 | 49 | 58 | 62 | 68 | 69 | 74 | 76 | 81 | 85 | 90 |
14 | 49 | 58 | 63 | 69 | 71 | 75 | 78 | 82 | 87 | 91 |
15 | 51 | 60 | 64 | 71 | 72 | 76 | 79 | 84 | 88 | 93 |
16 и более | 53 | 62 | 66 | 73 | 74 | 78 | 82 | 86 | 91 | 95 |
|
||||||||||
1 | 34 | 40 | 45 | 51 | 57 | 63 | 68 | 74 | 81 | 86 |
2 | 29 | 33 | 38 | 43 | 48 | 53 | 58 | 63 | 68 | 73 |
3 | 28 | 33 | 37 | 43 | 48 | 52 | 57 | 62 | 67 | 72 |
4 — 5 | 24 | 28 | 32 | 37 | 41 | 45 | 49 | 54 | 58 | 62 |
6 — 7 | 23 | 27 | 30 | 35 | 38 | 42 | 46 | 50 | 54 | 58 |
8 | 22 | 25 | 29 | 33 | 36 | 40 | 44 | 48 | 52 | 55 |
9 | 22 | 24 | 29 | 33 | 36 | 40 | 44 | 48 | 52 | 55 |
10 | 20 | 24 | 27 | 31 | 34 | 38 | 41 | 45 | 49 | 52 |
11 | 20 | 23 | 27 | 31 | 34 | 38 | 41 | 45 | 49 | 52 |
12 и более | 20 | 23 | 26 | 30 | 33 | 37 | 40 | 43 | 47 | 50 |
Для того чтобы полученные результаты имели практическое применение, по крайней мере, для одного муниципального образования, мною использованы данные о климатических условиях и жилищном фонде города Майкопа.
Расчёт нормативов потребления тепловой энергии на отопление для г. Майкопа на основании ПП РФ № 306 от 23 мая 2006 г.
1. Методом линейной интерполяции, используя данные выше указанной таблицы № 4 Правил, находим значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома до 1999 года постройки в г. Майкопе при расчётной температуре наружного воздуха -19 , определив объём корректировки на 1 градус по формуле:
Этажи | 1 | 2 | 3 — 4 | 5 — 9 | 12 | 16 |
138,8 | 127,8 | 76,8 | 63,2 | 60,2 | 65,2 |
С учётом данных о распределении площадей многоквартирных домов с централизованным отоплением по этажности, предоставленных регулятору ресурсоснабжающей организацией в период установления норматива
Кол-во этажей | Удельный расход тепловой энергии | Общая площадь домов,м.кв. | Площадь жилых и нежилых помещений, м.кв. |
1 | 138,8 | 10321,05 | 10321,05 |
2 | 127,8 | 48608,88 | 45633,74 |
3-4 | 76,8 | 90930,42 | 82754,02 |
5-9 | 63,2 | 1665808 | 1523127,5 |
12 | 60,2 | 13459,4 | 11211,64 |
Итого | 1829127,75 | 1673077,95 |
определяем
Этажность | 1 | 2 | 3-4 | 5-9 | 12 |
1432561,74 | 6212214,864 | 6983456,256 | 105279065,6 | 810255,88 |
Находим
с использованием
Этажность | 1 | 2 | 3-4 | 5-9 | 12 |
2163,17 | 9380,44 | 10545,02 | 158926,09 | 1223,49 |
Определяем нормативы с учётом оплаты услуг в течение 7 месяцев:
Этажность | 1 | 2 | 3-4 | 5-9 | 12 |
No | 0,03 | 0,029 | 0,018 | 0,015 | 0,0156 |
С учётом разделения многоквартирных домов по году постройки норматив потребления тепловой энергии для домов, построенных после 1999 года, будут ниже рассчитанных примерно в два раза.
…В далёкие школьные годы мне нравились учебники математики, на последних страницах которых были правильные ответы на решаемые задачи. Наверное, сегодня правильные ответы на решённую мною задачу должны содержаться в документах государственных органов, уполномоченных устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения. К сожалению, установленный подпунктом 1). пункта 1 Приказа государственного управления тарифов и цен Республики Адыгея № 167- п от 30 августа 2012 г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования «Город Майкоп» средний норматив потребления на отопление по городу в размере 0,02 гКал/м.кв. в месяц отопительного периода, при всём моём уважении к высокой квалификации работников данного органа, в качестве такого правильного ответа принять не могу.
Следует отметить, что в соответствии с п.п. д) п.4. ПП РФ № 306 при определении нормативов потребления в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Содержащиеся в таблице 4 Правил значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома относятся к основным теплотехническим характеристикам зданий, напрямую зависящим от соотношения нагреваемого объёма здания и площади ограждающих конструкций и окон как площади поверхности его теплоотдачи, в связи с чем дифференциация нормативов потребления на отопление с их учётом является обязательной.
Даже в случае, если бы Правила позволяли устанавливать нормативы потребления без их дифференциации, расчёт единого норматива потребления на отопление для домов различной этажности должен быть определён не как среднеарифметическое, а как средневзвешенное значение по формуле:
(0,03*10321,05)+(0,029*45633,74)+(0,018*82754,02)+(0,015*1523127,5)
+(0,0156*11211,64) /( 10321,05+45633,74+82754,02+1523127,5+11211,64)=
0,0156 гКал/м. кв из расчёта оплаты населением услуги отопления равными долями в течение 7 месяцев.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что и установленный государственным управлением тарифов и цен Республики Адыгея средний норматив потребления на отопление для населения г. Майкопа, завышен более чем на 25%.
А размер его завышения при использовании для начисления платежей в течение 7 месяцев календарного года в 5-9 этажных зданиях, составляет более 30%.
Не исключаю того, что в произведённых выше расчётах может быть погрешность в пределах 1% за счёт объединения домов с различным сроком эксплуатации в группах домов одинаковой этажности, однако данная погрешность не влияет на конечный результат.
Объяснить же погрешность в вычислениях, сделанных государственным органом, достаточно проблематично, поскольку на фоне пропагандируемой на федеральном уровне идеи об информационной открытости в сфере ЖКХ как панацее от всех болезней данной отрасли, содержание выполненных чёрными чернилами на чёрной бумаге расчётов известно лишь узкому кругу лиц, непосредственно причастных к процедуре установления норматива. Волшебники госрегулирования явили простым смертным исключительно магическую цифру 0,02 как аксиому, не нуждающуюся в каких – либо доказательствах.
И в этой ситуации погрешность в расчётах выглядит уже как грех, совершённый в интересах ресурсоснабжающей организации в целях последующей экспроприации ею денежных средств населения в качестве оплаты за не произведённую тепловую энергию.
Размер планируемой необоснованной переплаты граждан в домах, не оборудованных коллективными приборами учёта, с каждого квадратного метра находящейся в пользовании площади помещения в течение года рассчитать несложно:
П = (0,02 гКал/м.кв. – 0,0156 гКал/м.кв.)*4мес* 1988,47руб./гКал (тариф на 1-е полугодие 2015г.)+ (0,02 гКал/м.кв. – 0,0156 гКал/м.кв.)*3мес.*2123,69 руб./гКал (прогноз тарифа на 2-е полугодие 2015 г. с учётом предельного индекса роста по Республике Адыгея) = 63 руб./м.кв.
Для владельца стандартной трёхкомнатной квартиры площадью 72 квадратных метра — всего – то четыре с половиной тысячи рублей в год. Почему бы проживающему в такой квартире гражданину не подарить двадцать баночек красной икры к новогоднему столу работников организации, блеснувшей в очередной раз своим талантом устанавливать тесные дружественные отношения с органами государственной власти. Вот только если учесть, что по информации муниципалитета приборами учёта тепла оборудовано не более 50% многоквартирных домов, общегородской подарок выглядит как «в особо крупных…».
Наверное, в обоснование принятого норматива регулирующий орган может привести различные аргументы:
1. Ранее нормативы муниципалитетом были установлены таким же образом (Нарушаю Правила, потому что в 2007 году их нарушили другие… По-видимому, законодатели передавали полномочия по установлению нормативов и тарифов на коммунальные услуги с муниципального на региональный уровень в целях повышения качества принимаемых решений. Увы, надежды на это не сбылись).
2. Установленные нормативы ниже существующих. Введение дифференцированных нормативов приведёт к их значительному повышению для собственников жилья, проживающих в одно- и двухэтажных зданиях, для этих граждан будет превышен предельный уровень платы за коммунальные услуги, установленный Правительством РФ и платить они будут больше.
Но в ситуации, когда норматив применяется для начисления платежей в течение отопительного периода и в соответствии с ПП РФ № 306 этот период включает в том числе неполные месяцы, а месяцев у нас в итоге получается 7, норматив установлен выше ранее действующего, и данное превышение запланировано для всех потребителей, поскольку 0, 011*12 меньше, чем 0, 02*7 ровно на 0,008 гКал/м.кв. в год. Не отражённые в Приказе словесные заявления регулятора об использовании норматива в течение 6 месяцев в очередной раз не соответствуют требованиям Правил.
Во избежание претензий федеральной власти за превышение предельного индекса платы граждан (а многочисленные обращения горожан с жалобами в федеральные органы по этому вопросу в период изменения порядка оплаты услуги отопления неизбежны, и их шквал не остановит никакая разъяснительная работа) решение о снижении нормативов потребления тепла для домов выше двух этажей должно быть принято достаточно быстро. Что касается одно- и двухэтажных МКД, в данной ситуации компенсировать возникающую разницу в оплате должен бюджет Субъекта Федерации. И коль у нас урок коммунальной математики, примерно рассчитаем, без учёта того, что значительную часть первых этажей двухэтажных МКД составляют нежилые помещения, предельный объём средств, необходимых для этих целей в течение года с применением тарифа первого квартала 2015г.:
— одноэтажные МКД
С = (0,03гКал/м.кв.* 7мес. – 0,132гКал) * 10321,05 м.кв. * 1998,48 руб.=1 608 860 руб.
— двухэтажные МКД
С = (0,029гКал/м.кв * 7 мес. – 0,132 гКал) * 45633,74 м. кв.* 1998,48 руб.=6 475 066руб.
А это менее 8 миллионов рублей с учётом повышения тарифа на тепло во второй половине 2015 года. Даже для нашего не слишком благополучного бюджета, сумма вполне подъёмная.
С учетом добрых отношений регулируемого и регулятора и щедрых даров, полученных с населения первым в течение теперь уже четырёх лет в результате бездействия второго, выразившегося в непринятии новых нормативов в период, когда корректировки платы за тепло с учётом фактической температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода была отменена, решить вопрос можно и без привлечения бюджетных средств. Просто установить волевым решением норматив потребления для этой категории домов в размере 0,019 гКал/м.кв. Не думаю, что в такой ситуации ОАО «АТЭК» оспорит данное решение в суде, а других заинтересованных в его отмене лиц просто не существует.
Идея же о том, что компенсацией расходов на отопление владельца расположенного в двухэтажном доме магазина «Для взрослых» должны заниматься проживающие в пятиэтажном доме пенсионеры, а размер собранных горожанами на эти цели средств должен примерно в 5 раз превышать уровень в их потребности, согласитесь, выглядит не вполне этично.
Смущает ли регулятора сам размер рассчитанного мною норматива для домов пониженной этажности? Думаю, нет. По крайней мере, в районах Республики Адыгея, где нет «высоких» домов, они установлены примерно в таких же размерах и составляют в Майкопском, Гиагинском и Теучежском районах 0,028 гКал, а в Красногвардейском районе – 0, 031 гКал на квадратный метр в месяц отопительного периода. Проблемой «много — мало» никто в данном случае особенно не озабочен.
3. Возможно, в качестве оправдания завышения нормативов, регулирующий орган сошлётся также на высокие расходы регулируемого предприятия, связанные с производством и транспортировкой тепловой энергии, на постоянные долги за газ, электроэнергию и воду, съедающие дополнительно полученную в результате завышения нормативов прибыль.
Но тогда нам придётся вторгаться уже в сферу тарифного регулирования, а там при оценке тарифа на тот же 2014 год в расчётах всплывёт запланированный регулятором злополучный средний расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов в размере тех же 0, 0156 гКал/м.кв. в течение 7 месяцев отопительного периода, равный средневзвешенному нормативу, рассчитанному мною выше.
Впрочем, чувство человеческого сострадания не чуждо и мне. И я готов вместе с должностными лицами регулятора проливать слёзы скорби по поводу тяжёлого финансового состояния филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети». Но только после того, как информация о фактических результатах его деятельности за прошедшие три года будет раскрыта в полном объёме в соответствии со Стандартами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ. Кстати, органом, наделённым достаточно широкими полномочиями по контролю соблюдения этого Стандарта на нашей территории, является Управление государственного регулирования тарифов и цен РА. И меры по понуждению к исполнению Постановления пора бы применить.
…В теперь уже многими позабытом 2005 году республиканская власть, накануне очередных выборов, пыталась в интересах горожан отменить утверждённые муниципалитетом Майкопа тарифы на коммунальные услуги. Благородный порыв политиков, жаждущих подарить народу минуты коммунального счастья, не подкреплённый экономическими расчётами обоснованности заявленных претензий, через год плавно стих в суде третьей инстанции.
В рассматриваемом нами случае ситуация совершенно противоположная. Полномочия по регулированию тарифов и нормативов коммунальных услуг имеет Субъект Федерации. Доказать необоснованность утверждённых нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Майкопе не составляет труда. Привести их в соответствие требованиям закона в интересах десятков тысяч горожан можно в рамках данных руководителю органа регулирования устных поручений уполномоченных на это должностных лиц. Вот только мне почему – то кажется, что и в данной ситуации окончательное решение чисто математической задачи, теперь уже однозначно в интересах граждан, опять будет получено в судебных органах.
С другой стороны, это не так уж плохо. Защитниками интересов населения в этом вопросе в нашем городе решили выступить ряд компаний, управляющих половиной многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования. Проблема, совершенно неожиданно, была озвучена в местной прессе и имеет определённый общественный резонанс. А неизбежный положительный для людей результат её решения наверняка повысит авторитет принявших участие в споре с регулятором компаний в глазах собственников жилья и будет способствовать укреплению доверия между жильцами и органами управления домом в будущем.
От управления, связанного исключительно с содержанием и ремонтом жилья и перечислением денежных средств ресурсоснабжающим организациям в заявленных ими объёмах, в том числе сформированных с применением не вполне законных методов, как это имеет место, в том числе в рассматриваем нами случае, давно пора перейти к управлению коммунальными ресурсами в целях снижения платы за них собственников жилья и самой управляющей компании. А достичь такого результата управления возможно не только за счёт реализации порой дорогостоящих мероприятий по энергосбережению, но и за счёт активного влияния на процесс формирования нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги в условиях, когда используемые в процессе их установления принципы несколько отличаются от требований нормативно – правовых актов федерального уровня.
Н. Долотов