Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Южные парадоксы госрегулирования и контроля в ЖКХ.

1434Накануне начала отопительного сезона в нашем городе по календарю — 15 октября, и в условиях, когда за окном «бабье лето» и устойчивые + 20 , поневоле возникают философские мысли о том, насколько наш благодатный климат способствует естественному, с точки зрения элементарной логики, снижению оплаты за услуги централизованного отопления в многоквартирном доме, реальная потребность получать которые у нас возникнет разве что в начале ноября…

Необходимость философствовать на эту тему отпадёт в дни полного торжества статьи 13 Федерального Закона от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении…», призывающей обеспечить приборный учёт коммунальных услуг и ресурсов.

В части установки коллективных приборов учёта тепловой энергии в многоквартирных домах торжество не получилось. Ни 1 июля 2012 года — в рамках исполнения обязанностей собственников помещений, возложенных на них Законом, ни 1 июля 2013 года – в рамках действий ресурсоснабжающих организации по выполнению этой работы с пятилетней рассрочкой оплаты за неё за счёт средств собственников жилья в домах, где собственники по различным причинам не принимали необходимых решений.

При этом за равноценное нарушение Закона собственники жилья как потребители коммунальных услуг будут наказаны применением повышающих коэффициентов к установленным нормативам их потребления, а ресурсоснабжающая организация – наоборот, вознаграждена дополнительно и регулярно получаемыми необоснованными доходами за счёт тех же завышенных нормативов.

Кстати, поскольку вопрос о том, завышены они или нет в нашем городе, относится уже не к философии, а к математике, попробуем сделать несложные расчёты.

iCMRM9P3UВ соответствии с Приказом государственного управления тарифов и цен Республики Адыгея № 167- п. от 30 августа 2012 г. с изменениями, внесёнными Приказом данного органа № 81- п от 31 мая 2013г., со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», с использованием расчётного метода утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в отопительный период в размере 0,02 Гкал на 1 квадратный метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц в среднем по городу Майкопу.

Между тем на основании п. 11 Правил, на которые ссылается орган регулирования, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными лишь для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а при различиях в конструктивных и технических параметрах зданий, основным из которых является этажность дома, нормативы дифференцируются.

В частности, при определении норматива потребления на отопление 5 – 9 — этажных домов, в соответствии с п. 18 раздела 2 Приложения к Правилам, и с учётом того, что общая площадь домов одинаковой этажности равна сумме площадей помещений в данных домах, норматив потребления должен был быть установлен в размере

расч3

Полученный таким образом с использованием расчётного метода норматив на 25% ниже утверждённого вышеуказанным Приказом, и более чем на 30% меньше норматива, используемого для населения до 1 января 2015 года.

С учётом фактического шестимесячного отопительного периода норматив потребления составит 0, 0172 гкал/м. кв.

Кстати, примерно такой норматив на отопление для населения и установлен для имеющих с нами одинаковые климатические условия районов Краснодарского края Региональной энергетической комиссией – департаментом тарифов и цен данного Субъекта Федерации (выступавшей в не столь отдалённые годы  в роли регулирующего органа и на нашей  территории) Приказом № 6/213-нп от 31.05.2013г. И этими нормативами, между прочим, пользуются в том числе другие филиалы того же ОАО «АТЭК», расположенные в других городах.

В условиях, когда применённые в процессе расчёта составляющие являются либо статистическими данными по итогам прошедших периодов, либо постоянными величинами, содержащимися в Постановлении Правительства РФ, да ещё с учётом того, что рассматриваемая группа домов включает более 80% общей площади многоквартирных домов всего муниципального образования, даже обоснование незаконной с точки зрения Постановления Правительства «средней» величины норматива возможно лишь в рамках математических формул, известных исключительно работникам отдельно взятого органа регулирования.

Впрочем, величину среднего расхода тепловой энергии на 1 кв. м. общей площади помещений с теми показателями среднесуточной температуры 5 отопительных периодов и их продолжительности, которые мы использовали в своих расчётах, легко можно определить, пользуясь материалами, поданными теплоснабжающей организацией в тот же орган регулирования для установления тарифов на тепловую энергию и горячую воду на 2013 год, путём простого деления годовой плановой реализации тепловой энергии на отопление для населения на общую площадь многоквартирных домов:

169038,8 гкал : 1628220 м. кв : 6 мес. = 0,0173 гкал/м. кв

Примерно такая же ситуация при анализе аналогичного документа на 2014 год:

172434,4гкал : 1628220 м. кв. : 6 мес = 0,0177 гкал/м. кв.

Неизменность представляемого регулятору в расчётах размера площади помещений многоквартирных домов в течение последних минимум 5 лет, на фоне статистических отчётов о вводе в эксплуатацию жилья в нашем городе, несколько смущает, поскольку определённым образом влияет на размер тарифа, но не будем останавливаться на мелочах и вернёмся к основной теме.

651776260…Если раньше завышение нормативов потребления на отопление сопровождалось ежегодной корректировкой платежей граждан с учётом фактических средней температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода, а размер корректировки в пользу населения составляла по городу в целом от 10 до 36 миллионов рублей в год, то не принятие регулирующим органом своевременных мер по упорядочению нормативов после отмены Постановлением Правительства РФ в 2011 году данной корректировки, в условиях, когда основания для этого были, выглядит щедрым подарком владельцам ресурсоснабжающей организации на десятки миллионов рублей ежегодно.

Естественно, в обоснование своего бездействия регулирующий орган может сослаться на подпункт «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г., и такое решение Субъектом было принято.

Право в ущерб интересам граждан было реализовано в полном объёме. Вот только корректировки платежей для граждан были отменены всё — таки в 2011 году, и использование для расчётов с населением  по 2014 год включительно нормативов, установленных органом местного самоуправления в далёком 2007 году, в условиях реально изменившихся климатических условий и при отсутствии дифференциации данных нормативов, согласитесь, вызывает некоторое недоумение.

99197243_115597А установленный норматив потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,02 Гкал на 1 квадратный метр, подлежащий применению в соответствии с Приказом, с учётом повышающего коэффициента с 1 января 2015 года, как и не принятие регулирующим органом мер административного воздействия по фактам отсутствия в открытом доступе информации о фактических результатах экономической деятельности теплоснабжающего предприятия, свидетельствуют о желании делать не менее щедрые подарки монополисту за наш счёт и без нашего ведома в будущем.

При этом размер необоснованной переплаты граждан, проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными приборами учёта тепловой энергии, за услуги по отоплению, в течение 2 лет составляет более 4 рублей с каждого квадратного метра жилой площади в месяц, что примерно равно 1/3 средней платы за содержание и ремонт жилья и сопоставимо с установленным в нашем регионе взносом на капитальный ремонт многоквартирных домов, а размер планируемых к получению доходов теплоснабжающей организации «из воздуха» (обязательные для раскрытия в открытом доступе фактические данные отсутствуют, что создаёт определённый простор для фантазии) может быть за этот период оценен, с учётом степени оснащённости домов приборами учёта, в пределах 60 — 70 миллионов рублей…

Как – то в начале своей деятельности на посту министра строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Александрович Мень в ходе интервью посетовал на то, что проверить работу сферы ЖКХ проблематично даже в масштабах небольшого города. Позволю себе не согласиться с министром – в случае раскрытия информации о деятельности организациями коммунального комплеса либо управляющими компаниями в соответствии с существующими стандартами, при наличии политической воли и отсутствии исключительно субъективных, а порой меркантильных, причин для бездействия наделённых достаточно широкими полномочиями проверяющих органов проверить исполнение закона и принять меры по пресечению фактов его неисполнения при желании можно всегда. Политическая воля в этом плане в форме поставленной задачи различным ведомствам  выражена Президентом России В. В. Путиным в ходе одного из прошлогодних совещаний в Сочи короткой и ёмкой фразой: ««Жилищно — коммунальная сфера должна стать современной, эффективной отраслью, а не кормушкой для монополистов и сомнительных лавочек.» Вот только исполняется эта задача на разных территориях по — разному.

В части отмены необоснованно установленных нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению (в том числе нормативов, установленных без учёта этажности многоквартирных домов) по искам (в том числе прокуратуры) к регулирующим органам во многих регионах сформирована определённая судебная практика как по приведению в соответствие Закону самих нормативов, так и по возврату населению незаконно собранных денежных средств в результате их применения в прошлых периодах…

Впрочем, это чужие регионы и чужие истории. У нас же охрана прав граждан в сфере ЖКХ имеет узкую специализацию, сведена исключительно к непрерывным поискам криминала в деятельности отдельных управляющих компаний, всё больше напоминающим регулярные облавы на многодетного крестьянина с мешком перемёрзшей, гнилой картошки, устраиваемые на заброшенном колхозном поле в хмурое ноябрьское утро 37-го года, а потому не распространяется на иных участников правоотношений данной сферы.

jhkhРезультатом данного перекоса являеются упорно ускользывающие от пристального взгляда правоохранителей незаконные поборы с граждан денежных средств как за отопление в связи с завышением нормативов в рассматриваемом нами случае, так и за горячую воду в связи с её систематическим «недогревом» до нормативного уровня, о чём я писал ранее. И размер этих поборов в масштабах города в условиях, когда оплата за две эти услуги составляет более 50% всего нашего платежа за ЖКУ, превышает общий годовой объём средств, собираемых на содержание жилья любой из «особо контролируемых» городских управляющих компаний…

Такие вот южные парадоксы государственного регулирования и контроля в сфере ЖКХ.

Н. Долотов

Добавить комментарий