В начале, естественно, об «открытости». Её элементы где-то появляются, где-то исчезают. После моего повторного обращения в ФСТ России с просьбой принять меры реагирования в связи с отсутствием в открытом доступе информации о фактической деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» начиная с 2011 года, по отправленной на мой электронный адрес ссылке нашёл недавно раскрытую информацию за 2012 и 2013 годы. Вы не поверите, но при наличии на сайте головной теплоснабжающей организации соответствующий раздела для её раскрытия и обязанности её предоставить на сайте органа регулирования тарифов, она оказалась в категории «Акционерам и инвесторам». Данный факт подавал надежду на то, что не являясь акционером, после ознакомления с ней я смогу почувствовать себя по крайней мере инвестором и даже примерно определить общий объём инвестиций, сформированный майкопчанами, но отнюдь не направляемый на модернизацию системы теплоснабжения родного города. Естественно, для этого необходимо было сравнить полученные данные с показателями расходов предприятия, учтёнными регулирующим органом при установлении тарифов на отопление и горячую воду на очередной календарный год. Поскольку факты завышенния нормативов потребления на отопление для 95% населения города и постоянной подачи потребителям горячей воды с температурой ниже нормативной являются доказанными расчётным методом и отчётами о суточных параметрах горячей воды, фиксируемыми коллективными приборами учёта, оставалось оценить «экономический эффект» от действий регулятора и регулируемого по стабильному сохранению имеющихся нарушений.
Напомню, что первое из них начало приносить прибыль ресурсоснабжающей организации у нас после отмены Правительством РФ ежегодной корректировки платы за отопление с учётом фактической температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода с 2011 года. Кстати, валовая прибыль теплоснабжающей организации, полученная в 2011 году в связи с данным обстоятельством, превысила запланированную на 28,4 млн. рублей.
В условиях, когда ежегодно направляемые на ремонт инженерных систем и сетей средства не превышают 5% годового оборота предприятия, а планируемая и выплачиваемая зарплата персонала с отчислениями, хоть и составляет значительную сумму, не является достаточным вознаграждением за трудную работу в коммунальной сфере, данными составляющими тарифа в процессе последующего анализа ситуации считаю возможным пренебречь. Значительно больший интерес вызывает планирование затрат на энергоносители и прочие расходы, являющихся денежным вкладом органа регулирования в копилку монополиста, которое на фоне фактических затрат выглядит следующим образом:
Показатели | Отопление | ГВС | ||
План | Факт | План | Факт | |
Расходы на топливо и покупаемую тепловую энергию, тыс. руб. | 206783 | 164482 | ||
Расходы на тепловую энергию для ГВС, тыс. руб. | 96400 | 73284 | ||
Расходы на покупаемую эл. энергию тыс. руб. | 46570.07 | 29 719,41 | 18363.54 | 20 130,09 |
Расходы на аренду имущества, тыс. руб. | 19435.42 | 13 562,60 | 8191.7 | 1 776,40 |
Общепроизводственные расходы, тыс. руб | 4169 | 6544 | 2080 | 1753 |
Общехозяйственные (управленческие) расходы, тыс. руб. | 1256 | 10712 | 3647 | 1073 |
Прочие расходы, тыс. руб. | 0 | 33001 | 0 | 0 |
Валовая прибыль, тыс.руб. | 1349 | 4104 | 684,5 | 512 (чп) |
Объем тепловой энергии, отпускаемой потребителям, гКал | 260.2 | 244,27 | ||
Объем отпущенной горячей воды, тыс. м. куб. | 1899.11 | 1406 |
Приведённые данные по многим позициям выглядят достаточно забавно и порождают по крайней мере два вопроса.
- С какой целью регулирующий орган предусмотрел в тарифе расходы на оплату арендованного муниципального имущества в сумме, превышающей на 12 млн. рублей цену договора аренды? Такая же ситуация была при установлении тарифов на 2011 год. Ответ – не знаю.
- Откуда в хозяйственном обороте предприятия появились денежные средства на финансирование необоснованных и не предусмотренных регулятором дополнительных общепроизводственных, управленческих и прочих расходов в общем объёме 42 млн. рублей?
Для ответа на этот вопрос достаточно рассмотреть предусмотренные в тарифах и фактические затраты на топливо и покупаемые тепловую и электрическую энергию, используемые для производства 1 гКал тепла и 1 кубометра горячей воды, разделив указанные в верхней части деньги на объёмы плановой и фактической реализации конечных продуктов:
Отопление (расходы на 1 гКал в составе себестоимости, руб.) | |||
Показатели | План | Факт | Отклонения |
Топливо и покупаемая ТЭ | 794,71 | 673,36 | 121,35 |
Электроэнергия | 178,98 | 121,66 | 57,32 |
Итого | 178,67 руб. | ||
«Экономия» 178,67 руб * 244270 гКал (объём фактической реализации) =43 673 721 руб. |
Горячая вода (расходы на 1 м.куб в составе себестоимости, руб.) | |||
Показатели | План | Факт | Отклонения |
Тепловая энергия на ГВС* | 50,76 | 52,12 | -1,36 |
Электроэнергия | 9,66 | 10,6 | -0,94 |
Итого | -2,3 руб. | ||
«Перерасход» -2,3 руб * 1406000 м. куб (объём фактической реализации) = -3 233 800 руб. |
Содержание последней таблицы оказалось несколько неожиданным, но объяснимым — 96% тепловой энергии на ГВС произведено с использованием собственных источников теплоснабжающей организации, и формированием этих данных занимается само предприятие со всеми вытекающими из этого последствиями.
Итоговая «внеплановая экономия», превратившаяся в свободную от обязательств денежную массу, израсходованную «по собственному усмотрению» регулируемого предприятия по трём позициям (топливо, электрическая энергия и аренда) составила
12 + 47,3 — 3,2 = 56,1 млн. руб. в год
Конечно, сумма небольшая. Не сопоставимая с деньгами, пылившимися в шкафу бывшего сахалинского губернатора. Но в условиях нашего небольшого города она равна двухмесячной стоимости содержания и ремонта всех многоквартирных домов муниципального образования, либо полугодовым начислениям горожанам платы за капитальный ремонт жилья.
Имеют ли право подобные суммы вращаться в свободном обороте ежегодно с учётом декларируемых государством жёстких принципов тарифного регулирования?
Обратимся к нормативным документам.
На основании п. 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075, по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности, а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
В соответствии с п. 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406, при установлении тарифов на горячую воду из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю. Согласитесь, разница между «прошлых периодов» и «прошлого периода» имеет в нашем случае существенное значение.
Порядок формирования расходов, связанных с арендой, так же жёстко регламентирован двумя данными документами.
Почему с учётом имеющихся и обязательных для исполнения документов регулирующим органом из валовой выручки на 2013 год не исключены 28,4 млн. руб. валоваой прибыли, полученной в 2011 году в результате отмены перерасчётов платы за отопление? Почему из валовой выручки на 2014 год не исключены указанные выше 42 млн. руб.? Почему вначале включены в состав тарифов в 2011 и 2012 годах, а потом не исключены из валовой выручки 2013 и 2014 года завышенные на 12 млн. рублей расходы на аренду имущества? Почему с завидным постоянством заложенная в тарифы цены на газ и электроэнергию выше тех, по которым позже приобретаются данные ресурсы?
Я не сторонник популистских решений и не призываю к снижению тарифов, хоть в данной ситуации такое решение было бы законным и в рамках существующих предельных уровней роста цен прославило бы причастных к этому лиц и их потомков в глазах народных на века.
Этим деньгам можно было придать целевое назначение, направляя их в каждом очередном периоде регулирования на ремонт и модернизацию находящегося в аренде муниципального имущества.
В случае, если регулятор нарушил закон и, как следовало из устных разъяснений его бывшего руководителя, не подтверждённых ни расчётами, ни документами, при формировании тарифов на горячую воду предусмотрел расходы на её нагрев до 55 градусов Цельсия, можно было за счёт этих средств исправить ошибку и не призывать к сочувствию и бездействию Государственную Жилищную инспекцию и Роспотребнадзор при осуществлении контроля качества данной услуги.
Почему при этом был избран способ распоряжения этими деньгами, предполагающий их фактическое «отмывание»?
Почему никем не проводятся мероприятия по контролю, направленные на выявление имеющихся нарушений при осуществлении регулирования тарифов и нормативов, при раскрытии информации о деятельности в сфере отопления и ГВС, на пресечение фактов поставки ресурсов ненадлежащего качества?
Какие обстоятельства делают нарушающего действующее законодательство в интересах коммерческой структуры регулятора таким покладистым, а лиц, призванных контролировать данные вопросы, такими невнимательными к сфере теплоснабжения и ГВС?
Один из возможных ответов на последние вопросы дал в своё время в Послании к Федеральному Собранию Президент России: «Наше чиновничество превратилось в замкнутую и надменную касту, понимающую госслужбу как разновидность бизнеса». Наверноое, произнося данную фразу, Владимир Владимирович выразил свою озабоченность в том числе прогрессирующими в стране фактами незаконного использования отдельными физическими лицами своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег для третьих лиц (к которым отнесены и лица юридические), характеризуемыми Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ понятием «коррупция», на фоне недостаточности принимаемых мер по противодействию этому явлению, предусмотренных п. 2 ст. 1 данного Закона и отсутствия результативности проводимых мероприятий.
Наименнее рискованным и наиболее прибыльным этот бизнес является при ведении его с ограниченным числом партнёров из коммерческих структур, обладающих значительной денежной массой. Говорить о процветании либо отсутствии подобного бизнеса в описанной ситуации не буду. Однако филиал ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» на нашей территории обладает признаками самого идеального партнёра в сфере ЖКХ для его ведения.
Предприятие имеет:
годовой оборот более полумиллиарда рублей, в котором можно растворить и регулярно растворены не без участия государственного органа власти незаконно собранные с потребителей, свободные в использовании, 10% указанной суммы;
глубокое чувство признательности владельцев предприятия за созданные условия ведения бизнеса без учёта требований действующего законодательства и участие госорганов в решении спорных экономических вопросов с потребителями услуг и ресурсов;
трёхлетние сомнения руководителя в том, что «огромное человеческое спасибо» и праздничные цветы являются достаточной благодарностью работникам различных структур за бездействие или действия, способствующие сбыту не произведённой тепловой энергии.
Не хочу Вас утомлять информацией за 2013 год. Смысл происходящего понятен, при определённых отклонениях в статьях планируемых и фактических затрат суммарный результат всё тот же, и вопросы — те же. В части наносимого ущерба указанными действиями потребителям, 90% которых – население и бюджет, следует разве что вспомнить о том, что к указанным выше суммам добавляется налог на добавленную стоимость. Впрочем, направление борьбы за восстановление законности в сфере ЖКХ сейчас несколько иное. В период окололицензионной деятельности в сфере управления жильём все наделённые соответствующими полномочиями органы брошены на борьбу с превышениями должностнах полномочий управдомами. Ущерб от их самоуправства часто не обнаруживается, а в случае обнаружения порой не превышает и десяти тысяч рублей, однако процедура рассмотрения этих дел отнимает всё время и силы. И как — то в процессе проводимой работы начинает уже маячить на горизонте чьё — то желание получить и в этой сфере монополиста, обладающего описанными ранее признаками партнёра по бизнесу, взаимодействие с которым будет приносить его создателям чувство глубокого морального удовлетворения, поскольку организован он не без участия теплоснабжающей организации и готов унаследовать принципы её работы.
Так что время для рассмотрени заданных мною вопросов пока не пришло. Да и нарушения при их проверке вряд ли обнаружатся, поскольку консультантами проверяющих непременно окажутся виновные в этих нарушениях лица. Тем не менее выразить свои сомнения в законности происходящего посчитал возможным.
…С интересом жду размещения информации о фактической деятельности филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» за 2014 год. Несмотря на то, что в планы регулятора и регулируемого встреча плана и факта расходов в сфере теплоснабжения и ГВС на одном информационном ресурсе, очевидно, не входит, искренне надеюсь на её появление в полном объёме и в установленные сроки на сайте Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.
Н. Долотов