Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

ГВС по Правилам и без…

kak-vybrat-filtr-dlya-ochistki-vodyПрекрасно понимая, уважаемый читатель, что тема снабжения нас горячей водой начинает Вам надоедать, считаю необходимым в процессе её развития все- таки остановиться на некоторых не освещённых ранее моментах.

Требования к качеству коммунальных услуг, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, определены  Приложением № 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

В частности, в соответствии с данным документом температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) и независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.

Допускаемые ранее Правилами снижения температуры горячей воды в точке водоразбора ниже  60°С (в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3°С) на основании Решения Верховного Суда РФ от 31 мая 2013 г. N АКПИ13-394 являются не допустимыми.

При этом за каждые 3°С отступления от  допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода.

За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В соответствии с п.20 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124, и применяемых в том числе к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения, заключенных до вступления в силу данных Правил,

при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, т.е. на границе разделения сетей установленные параметры качества ресурса обязана обеспечить ресурсоснабжающая организация.

В процессе наших претензий на снижение платежа мы должны определиться с той точкой системы горячего водоснабжения многоквартирного дома,  измеренную температуру в которой мы возьмём за основу в процессе корректировки.

C учётом того факта, что температура горячей воды не ниже  60°С должна быть обеспечена во всех без исключения точках водоразбора потребителей, разумно предположить, , что минимальная температура будет в наиболее удалённом от точки разделения сетей многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организации стояке системы горячего водоснабжения, и при наличии теплоизоляции трубопроводов в подвале здания примерно равна регистрируемой общедомовым прибором учёта температуре в обратном трубопроводе системы ГВС.

А теперь в качестве примера рассмотрим порядок реализации положений Правил с учётом одной из многих тысяч аналогичных распечаток показаний приборов учёта  (прошу извинить за качество фото, но Вам по требованию её предоставят примерно в таком виде):

001

 

Как видим, собственниками и пользователями помещений данного виртуального дома в сентябре прошлого года потреблено и оплачено 420,6 кубометра горячей воды при её стоимости 124 р. 61 коп. за кубометр на сумму 52 411 рублей. При этом средняя температура в обратном трубопроводе системы ГВС составила 47,5°С.

А каково с точки зрения Правил должно было быть снижение платежа?

Не буду отягощать Вас сложными  расчётами с использованием почасовых данных, постоянная обязанность производить которые возложена на Исполнителей коммунальных услуг.

p_d86fcbef

Как видно из представленного отчёта о суточных параметрах горячей воды, её температура в обратном трубопроводе ни разу не превысила 50°С

 

Размер фактического отклонения температуры от допустимой: 60°С – 50°С = 10°С;

— доля снижения размера месячной платы за горячее водоснабжение с учетом отношения отклонения температуры горячей воды от допустимого отклонения температуры к единице градации (кратности) снижения температуры

fix (10°С/ 3°С) * 0,1%= fix (3,33) * 0,1% = 3 * 0,1% = 0,3%.

При месячной продолжительности предоставления услуги ненадлежащего качества в размере в нашем случае 744 часов снижение платежа должно составить 744 * 0,3% =  232,2%, т.е. услугу горячего водоснабжения потребители оплачивать были не должны.

С учётом того факта, что при температуре горячей воды в точке водоразбора ниже 40°С оплата за неё всё – таки должна производиться как за холодную воду, не исключён вариант того, что и в Постановлении Правительства РФ, и в письме уполномоченного давать разъяснения по вопросам применения Правил предоставления коммунальных услуг органа имеется успешно просуществовавший более 6 лет очередной «косячок».

А с другой стороны, вполне возможно, что при подготовке данных документов и определении степени жёсткости принимаемых к нарушителям мер их разработчики  предполагали, что на территории отдельных муниципальных образований откровенное надувательство потребителей ресурсоснабжающей организацией может приобрести достаточно грандиозные масштабы, и дали  осуществляющим контроль и надзор в сфере ЖКХ органам мощные рычаги воздействия на нарушителей.

Думаю, истина родится именно в споре этих двух предположений.

Если Верховный Суд РФ отменит ранее принятое решение о недопустимости снижения температуры горячей воды в точке разбора ниже 60 градусов и Правительство внесёт соответствующие изменения в документы – победит первое.

А если нет – то на уровне региона

антимонопольный орган должен обеспечить внесение изменений в существующие договоры предоставления коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организации с потребителями с учётом требований нормативных документов к параметрам их качества,

Жилищная инспекция обязана добиться исполнения упоминаемых выше требований Правил,

органы прокуратуры — воспользоваться правом обратиться с исками в суд с целью перерасчёта платы для граждан в соответствии с Правилами за весь период предоставления не качественных услуг ГВС горожанам, подтверждённый приборами учёта.

(Кстати, именно c такими предложениями в подобной ситуации Вы можете обратиться в данные структуры с просьбой принять адекватные ситуации меры к нарушителям закона, либо развеять Ваши сомнения в законности происходящего).

По самой скромной оценке, объём возврата денежных средств населению в рублях, рассчитанный в соответствии с приведённой выше методикой (а иной на российском уровне не существует) в масштабах нашего города будет исчисляться девятизначным числом.

Возможно, в ресурсоснабжающей организации сочтут процесс возврата условных 100 млн. рублей при получении путём обмана не особенно вникающих в вопросы ЖКХ потребителей опять — таки условных 20 млн. руб. не вполне логичным. Более точные цифры обозначить не могу ввиду отсутствия в открытом доступе необходимой информации.

Но, во-первых, не я, а Правительство РФ определило именно такие правила игры на данном рынке услуг, а во- вторых, менеджеры ОАО «АТЭК» прекрасно знали эти правила, наверняка оценивали возможные риски и последствия деятельности, направленной на получение дополнительных доходов не вполне корректными методами и тем не менее вполне сознательно шли на нарушения.

Об осознанности проводимой предприятием в жизнь экономической и технической политики достаточно красноречиво свидетельствует сам факт расчёта с потребителями за кубометры не нагретой до нужной температуры воды без учёта затраченной на её нагрев тепловой энергии и температуры воды, фиксируемых прибором учёта.

Насколько эффективно использованы десятки миллионов рублей населения, Фонда содействия реформирования ЖКХ, республиканского и местного бюджетов на установку в соответствии с выданными энергоснабжающей организацией техническими условиями дорогостоящих приборов учёта в ситуации, когда учёт кубометров вполне реализуем в каждом доме путём установки двух простых водомеров, судить не берусь.

Можно, конечно, подискутировать на тему о потерях тепла в процессе циркуляции воды без её отбора и использовании для расчётов показателя из приведённой распечатки показаний прибора учёта Q о , попугать наивного гражданина тем, что его оплата при этом значительно возрастёт. И это при использовании данного показателя действительно так.

Вот только регулирующий орган в процессе формирования тарифов на отопление  учёл эти потери в зимний период в качестве тепловой нагрузки ванных комнат, к тому же использовал при формировании тарифов на горячую воду коэффициент потерь в течение всего календарного года (а потери прибор учитывает в общем объёме), и два данных обстоятельства вполне компенсируют затраты предприятия в части обеспечения циркуляции в системе ГВС.

Пожалуй, более объективным показателем для оплаты ресурса при установленном двухкомпонентном тарифе является тепловая энергия, затраченная на нагрев использованной потребителями горячей воды, обозначенная в распечатке как Q г.

При этом сумма оплаты  за ресурс в нашем случае должна выглядеть как сумма платы за использованную для нагрева воду (420,6 м. куб * 12,45р. = 5236,47р.) и платы за её нагрев (18,4 гКал *1958,78 р. = 36041,55р.) в общем объёме 41278,02 р., что на 22% ниже фактически оплаченной суммы, указанной ранее, и подтверждает правильность приведённых ранее аргументов о размерах нашей переплаты за не качественную  услугу.

Объяснима и некоторая погрешность при данном расчёте.

При поверхностной оценке ситуации мы пока не отметили блеск инженерной мысли, так же направленной на получение дополнительных необоснованных доходов ресурсоснабжающего предприятия. Обратим внимание на отражённый в верхней части распечатки установочный показатель (расчётную температуру холодной воды), используемый тепловычислителем прибора учёта в процессе расчёта количества тепла, необходимого  на нагрев воды. Опять увы и ах!  5°С – это так близко к точке замерзания в условиях нашего тёплого сентября. Между тем согласно статистическим данным среднегодовая температура холодной воды в нашем городе равна 10°С, а при формировании тарифа учтены температуры 5°С зимой и 15°С летом соответственно. В соответствии с прилагаемым к приборам учёта инструкциям при настройке данного показателя устанавливается либо среднегодовая температура холодной воды, либо осуществляются сезонные переустановки два раза в год. Почему не делается ни того, ни другого, и почему все приборы, установленные, как правило, летом, настроены именно на температуру  5°С, простая ли это халатность или чей – то недобрый умысел – сказать сложно.

Но вот о том, что настроенный таким образом прибор при рассматриваемых нами параметрах качества горячей воды в течение шести летних месяцев считает объём тепловой энергии на подогрев примерно на 20% больше её фактического расхода, говорить можно вполне определённо.

Такая вот «небольшая погрешность». Снова не в пользу потребителя.

И такое вот ГВС по правилам, а у нас пока – без…

Н. Долотов

 

 

10 Комментарии

Оставить комментарий
  1. Добрый день!
    В своих расчётах Вы не учли того, что снижение производится ЗА КАЖДЫЙ ЧАС несоблюдения параметров качества услуги
    fix(6,3)*0,1%=0,6%
    0,6%*748=448,8%. Посмотрите письмо МРР

  2. а у меня получились другие цифры:
    Условие: 31 день (748 часов) расчетного периода поставка горячей воды осуществлялась с отклонением от допустимых значений на 6 градусов.
    Потребление горячей воды за расчетный период (по счету ЕРЦ) составило – 8 м3.
    Средняя температура в точке водоразбора системы ГВС составила 38,1°С.
    — допустимая температура горячей воды в точке водоразбора с учётом выбранного нами допустимого отклонения: 60°С — 3°С = 57°С;
    — размер фактического отклонения температуры от допустимой: 57°С – 38,1°С = 18,9°С;
    — доля снижения размера месячной платы за горячее водоснабжение с учетом отношения отклонения температуры горячей воды от допустимого отклонения температуры к единице градации (кратности) снижения температуры
    fix (18,9°С/ 3°С) * 0,1%= fix (6,3) * 0,1% = 0,63%.
    Тариф на горячую воду (нагрев) – 68,31 руб./м3
    1) % снижения размера платы составляет 0,63% (0,1% за каждые 3°C).
    2) 8 м3 * 68,31 руб. = 546,50 руб. – плата за месяц (в счете ЕРЦ).
    3) сумма перерасчета 68,31 руб. * 0,63% * 748 часов = 321,90 руб..
    4) К оплате подлежит 546,50 руб. – 321,90 руб. = 224,6 руб.

  3. Вот формула для перерасчета:
    Перерасчет должен производиться по формуле:
    Условие: 30 дней (720 часов) расчетного периода поставка горячей воды осуществлялась с отклонением от допустимых значений на 6 градусов.
    Потребление по индивидуальному прибору учета горячей воды за расчетный период составило – 1 м3.
    Тариф на горячую воду – 307,93 руб.
    1) % снижения размера платы составляет 0,2% (0,1% за каждые 3°C).
    2) 1 м3 * 307,93 руб. = 307,93 руб. – плата за месяц.
    3) 307,93 руб. * 0,2% * 720 часов = 443,42 руб. – сумма перерасчета.
    4) К оплате подлежит 307,93 руб. – 443,42 руб. = -135,49 руб., то есть 0. Ничего не платим.
    Разъяснения МинСтроя и ЖКХ могу выслать. Пишите — klisve@rarus.ru.

  4. Добрый день, Светлана!
    Корректировка платы за услугу ГВС при нарушении параметров её качества производится исключительно на основании нормативных документов. Ранее данная корректировка производилась на основании ПП РФ № 307, в настоящее время — на основании ПП РФ № 354. При этом нормативные параметры качества горячей воды и условия изменения платы за услугу в случае несоблюдения данных параметров, указанные в данных документах, одинаковы. Обязанность исполнителя услуг производить снижение платы в предусмотренных Правилами случаях не связана с наличием или отсутствием разъяснений Правил органом, уполномоченным на это Правительством РФ. Информационное Письмо Министерства регионального развития РФ от 4 июня 2007 г. N 10611-ЮТ/07 в силу закона не относится к нормативно — правовым актам, оно лишь разъясняет порядок проведения расчётов при реализации требований Постановления Правительства…

  5. А разве Письмо Министерства регионального развития РФ от 4 июня 2007 г. N 10611-ЮТ/07 не утратило своей силы из-за утраты юр.силы ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 МАЯ 2006 Г.
    N 307, которое оно ,собственно, и поясняет?!

  6. Верно: Qг х 2025,37 руб/Гкал = Сумма платежа!

  7. Похоже на эту тему можно дискутировать бесконечно и точно также доказывать неправильность применения двухкомпонентного тарифа ГВС. Но, ведь, кто-то должен из специалистов (или их в России не стало?) доказать РСО и Управлению по тарифам и ценам, что их расчеты и доводы несостоятельны.
    Что же сегодня получается? Счетчики учета ГВС исправны, утечек в подвалах МКД и в квартирах нет, а ОДН иногда зашкаливает за пределы разумного! И невозможно ничего доказать АТЭК, у них один ответ: «воруют»! Может быть кто-то, но не весь же дом ворует! Жильцы просто не понимают откуда такой перерасход ГВС! Конечно, если учитывать только Qг, то все становиться на свои места, вопросы по ОДН снимаются. Qг х тариф (1998,47 руб/Гкал) = Сумма платежа. И это будет правильно! Но, ведь, не докажешь….

  8. При выборе между полной тепловой энергией и тепловой энергией на нагрев потреблённой воды необходимо связывать данный вопрос с порядком определения объёма тепловой энергии в процессе регулирования тарифа. При этом если регулятор возьмёт за основу расчёта весь объём тепловой энергии, потреблённый системами ГВС потребителей, сам тариф будет снижен. Этого в процессе тарифного регулирования сделано не было. Поэтому- Qг при настройке постоянных параметров холодной воды +10 градусов в установках прибора учёта.

  9. Очень прекрасная статья! Только вот Тепловые сети говорят, что нужно учитывать не Qг, а полную тепловую энергию, поскольку Qг является одной из ее составляющей. Кто прав, Вы или АТЭК?

Добавить комментарий