Очередной шедевр Минстроя о включении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в состав платы за содержание и ремонт жилья, сформированный по принципу – «чтоб народ не шумел» воплотился в очередные поправки, внесённые Думой в Жилищный Кодекс. Какой именно народ и от чего именно пытаются в очередной раз защитить наши нормотворцы – понять достаточно сложно. В условиях, когда объектом управления является конкретный многоквартирный дом, а не жилфонд страны в целом, и когда по версии того же Минстроя, 87% управляющих компаний в стране всё – таки получили лицензиии, хоть работа по переделу рынка и будет продолжена, следует напомнить о том, что и качество управления домами, и этот самый народ в каждом доме разные.
Вопреки заявлениям «спасителей», от нововведения могут пострадать в том числе многие собственники жилья. В домах, где имеются все предусмотренные законом индивидуальные и коллективные приборы учёта, обеспечено своевременное и объективное предоставление их показаний, с привлечением средств собственников жилья, различного уровня бюджетов и Фонда содействия реформированию ЖКХ внедрены различные энергосберегающие мероприятия, объём коммунальных услуг на общедомовые нужды сегодня значительно ниже усреднённого нормативного, утверждённого соответствующим органом государственной власти субъекта Федерации. Дополнительной необоснованной надбавкой к текущему платежу в данном случае будут наказаны доверчивые и законопослушные. Что будет с появившейся в этом случае отрицательной разницей? Будет ли она возвращена собственнику в связи с оказанием коммунальной услуги в меньшем объёме, чем предусмотрено нормативом? Станет ли доходом управляющей компании, направляемым на оплату коммунальных ресурсов, потреблённых в домах с низкой платёжной дисциплиной? Об этом законодатели умалчивают…
Управляющие компании, ЖСК и ТСЖ (или, простите, ТСН?) в домах, где убедили собственников жилья в связи с наличием в доме лиц, сознательно предоставляющих заниженные данные об индивидуальном потреблении (а таких немало), принять на общем собрании решение об оплате коммунальных услуг на ОДН в объёме разницы между показаниями общедомовых приборов учёта и суммарным индивидуальным потреблением, будут наказаны увеличением кредиторской задолженности за ресурсы, не покрываемой дебиторской задолженностью потребителей услуг и приблизят сроки своего возможного банкротства.
Ресурсоснабжающие организации не получат деньги за поставленные ресурсы в объёме разницы между объёмом, определённым коллективным прибором учёта и сумой индивидуального потребления и нормативного объёма на ОДН ввиду их отсутствия у исполнителей услуг. Конечно, есть возможность оспорить в суде решения органов государственной власти и увеличить нормативы, но путь судебный тернист и долог, а само увеличение будет дополнительным бременем для всех, у кого фактическое потребление на ОДН вновь окажется ниже установленного. Перекрёстное финансирование гражданина гражданином перейдёт с уровня многоквартирного дома на уровень муниципальных образований.
На фоне рассуждений об улучшении платёжной дисциплины и повышении прозрачности отношений в сфере ЖКХ в очередной раз принят документ, реализация отдельных положений которого приведёт к противоположному результату.
И это уже никого не удивляет.
Н. Долотов