26 марта 2016 года в форме электронного документа мною было направлено обращение Президнту Российской Федерации, зарегистрированное Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан за № 285185, по вопросу неисполнения в отношении Республики Адыгея поручения Президента Пр-1608, обязывающего Правительство РФ в срок до 1 октября 2015 года обеспечить контроль за обоснованностью и правомерностью принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления решений, влияющих на рост платы граждан за коммунальные услуги, а также принятие мер оперативного реагирования в случаях выявления нарушений в указанной сфере.
В приложенной к обращению публикации «Президент сказал — надо! Регион ответил – нет! Часть 1.», подробно изложен перечень нарушений при установлении нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на коммунальные услуги и их применении в городе Майкопе при начислении гражданам платы за ЖКУ. Необходимость нумерации материалов истекала из принятого порядка рассмотрения обращений граждан на территории Республики Адыгея, в ходе которого правомерность действий региональных органов власти никогда не принято подвергать даже малейшему сомнению. Прошедший месяц подтвердил, что данный порядок не изменился.
Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан мне направлен ответ от 20 апреля 2016 года за № А26-05-28518591, подготовленный на основании информации, поступившей из Правительства Республики Адыгея. Сама информация сформирована Управлением государственного регулирования цен и тарифов РА – органом, о неправомерности решений которого при установлении нормативов и тарифов и было написано в моём обращении, является неполной и во многом не соответствует действительности. Как следует из полученного мною ответа (по содержанию — копии полученного письма УГРЦТ РА), государственное регулирование тарифов и нормативов в сфере ЖКХ на нашей территории основано на нормах действующего законодательства, и основания для внесения изменений в принятые регулирующим органом нормативные правовые акты отсутствуют. С очевидной ложью, направленной региональной властью в Администрацию Президента России, согласиться не могу, и вынужден повторно обратить внимание на имеющие место нарушения жилищного законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг и ресурсов.
-
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ при отсутствии коллективных приборов учёта тепла определение платы за услугу отопления в городе Майкопе производится исходя из норматива потребления, утверждённого органом местного самоуправления в 2007 году. После передачи полномочий по установлению нормативов коммунальных услуг государственным органам власти субъектов РФ в 2011 году и по настоящее время Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея такие нормативы в действие не введены.
В полученном на моё обращение ответе не дана объективная оценка степени правомерности использования в Республике Адыгея с 2011 года по настоящее время для расчёта платы граждан за отопление с использованием действующих нормативов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» действительно давало право органам власти субъектов Федерации принять решения о применении порядка расчета размера платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» с использованием нормативов потребления, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года. Однако сами нормативы по состоянии на эту дату должны были утвердить и ввести в действие органы государственной власти субъектов Федерации на основании изменений, внесённых в ЖК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ, в связи с чем сознательное бездействие региональных органов власти при решении данного вопроса в 2010 – 2015 годах, принятие Кабинетом Министров Республики Адыгея Постановления от 14.09.2012 № 194 «О применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению» и применение при расчёте платежей граждан за отопление нормативов потребления, утверждённых не надлежащим органом, противоречит Жилищному Кодексу РФ.
-
Не вступившие в силу, утверждённые приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея № 167-п от 30 августа 2012 года нормативы потребления услуги отопления определены с грубыми нарушениями Правил, утверждённых ПП РФ от 23 мая 2006 года № 306.
Они не дифференцированы с учётом этажности зданий.
Ложью является информация о том, что Правилами определения и установления нормативов не предусмотрена обязательная дифференциация нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в разрезе этажности, и доказательством этому являются сами Правила, поскольку в составе Приложения № 2 к ним представлена Таблица 6 с формой для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, в которой многоквартирные дома разбиты на 21 группу с учётом именно этажности, а п.11 Правил предписывает при установлении нормативов потребления коммунальных услуг дифференцировать их в соответствии с категориями многоквартирных домов, предусмотренных данным приложением.
При определении нормативов использована заниженная площадь многоквартирных домов с отсутствующими приборами учёта. Направленная в Администрацию Президента информация о том, что при определении этого показателя наделённый достаточно широкими полномочиями государственный орган стал жертвой обмана муниципалитетов, РСО, УК, ТСЖ и ЖСК, представивших недостоверные данные (при наличии необходимой информации в открытом доступе), откровенно смешна.
В процессе расчётов регулятором необоснованно сокращена на 1 месяц продолжительность отопительного периода. Применённый порядок определения числа месяцев отопительного периода (в том числе неполных) в количестве шести путём деления 171 дня на среднее количество дней в месяце (30,4), с которым ознакомлена Администрация Президента, не предусмотрен Правилами и применяется исключительно УГРЦТ РА в целях завышения норматива (Можно было бы использовать 148 дней отопительного периода для нашей климатической зоны из Строительной климатологии, тогда бы месяцев отопительного периода у нас было бы уже 5, и при последующем использовании утверждённых норматив при начислении платы в течение 7 месяцев размер незаконной переплаты граждан за оказанную услугу возрос бы с 15 до 40 процентов).
Все перечисленные причины привели к завышению утверждённого приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея № 167-п от 30 августа 2012 года норматива потребления на отопление для 95 % населения Майкопа на 30 %, а его использование при расчёте коммунальных платежей неминуемо приведёт к превышению предельного роста платы граждан за услугу в сопоставимых условиях.
Нарушения Правил определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых ПП РФ № 306, в части услуг отопления имеют место во всех Приказах УГРЦТ РА. Все единые нормативы потребления, установленные без дифференциации с учётом этажности зданий для целых районов Республики Адыгея, не отражают реальное потребление тепла в многоквартирных домах отдельных муниципальных образований.
-
На основании п. 6 ПП РФ № 354 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утрачивает силу с 1 июля 2016 г. С этого времени подлежат применению принятые с указанными выше нарушениями действующего законодательства нормативы потребления данной услуги, утверждённые Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.
Судя по направленной Правительством РА в Администрацию Президента РФ информации по факту рассмотрения моего обращения, у региональных органов государственной власти намерения по их пересмотру и приведению в соответствие требованиям ПП РФ от 6 мая 2016 г. № 306 в интересах населения в срок до 1 июля 2016 года отсутствуют.
-
Необъективной и не полной является информация, направленная Правительством РА в Администрацию Президента по вопросу установления долгосрочных тарифов на услуги отопления и горячего водоснабжения.
В ней указано, что утверждение тарифов на тепловую энергию для филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» производилось на основании представленных производственных программ с приложением обоснованных расчетов с применением Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.
Согласиться с таким утверждением достаточно сложно по многим основаниям. В соответствии с протоколом заседания Коллегии УГРЦТ РА от 18 декабря 2015 года объём производства тепловой энергии предприятием и затраты на газ для её выработки регулятором приняты выше предложенных РСО на 24%, и подобные решения принимаются ежегодно. Отсутствует нормативный акт об утверждении потерь при транспортировке тепловой энергии, их расчёту придан статус государственной тайны, а планируемый регулятором их объём составляет 20% от объёма производства и покупки тепла на фоне средних 13, 7% по России и ЮФО, 11,7% с последующим снижением на 0,2% ежегодно в стратегии развития ЖКХ в РФ и фактических 12,5 % по данным регулируемого предприятия за базовый, 2014 год. Вопреки требованиям нормативных документов, тариф на горячую воду сформирован исходя из её температуры в точке водоразбора потребителя в размере 55 градусов при нормативных 60. Отсутствуют обязательные решения регулирующего органа об исключении из плановой выручки в процессе тарифного регулирования выявленных не обоснованных расходов РСО при осуществлении теплоснабжения и не обоснованных (в том числе незаконно полученных) доходов при предоставлении горячей воды в предыдущих периодах. Объём таких расходов и доходов – десятки миллионов рублей. Не принимаются в процессе тарифного регулирования меры стимулирующего характера, понуждающие регулируемое предприятие проводить мероприятия по сокращению потребляемых ресурсов при производстве тепловой энергии. Ежегодное не обоснованное плановое и фактическое уменьшение реальных денежных средств на ремонт инженерных сетей и оборудования снижает надёжность городских централизованных систем отопления и горячего водоснабжения.
Всем названным нарушениям в направленной Правительством РА в Администрацию Президента информации не посвящено ни одной строки. Экономические категории заменены философскими рассуждениями о том, что «в соответствии с фактическими затратами на выработку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, по сведениям отчета о финансово-хозяйственной деятельности филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» за 2014 год, среднегодовая себестоимость выработки тепловой энергии составила 1663,49 руб./Гкал. (без учета прибыли). При утверждении тарифа на тепловую энергию на 2014 год среднегодовой экономически обоснованный тариф составил 1672,80 руб./Гкал. Таким образом, фактическая себестоимость 1 Гкал тепловой энергии сопоставима плановой себестоимости рассчитанной Управлением».
Приведённые две цифры (а других в этой части направленной информации просто нет) без обязательной в процессе тарифного регулирования оценки соответствия структуры полученных доходов и понесённых предприятием затрат плановым показателям, утверждённым органом регулирования, просто не информативны.
Постатейное же сравнение плана и факта 2014 года говорит о многом. Например, в базовом периоде регулирования УГРЦТ РА затраты на топливо, закупаемые тепловую и электрическую энергию для производства тепла на отопление приняты в объёме 281,5 млн. руб. (66,3 % общей выручки) при полезном отпуске тепла 255,1 тыс. Гкал. Фактические затраты составили 226 млн. руб. при отпуске тепловой энергии на отопление потребителям в размере 230 тыс. Гкал. Полученная за счёт завышения потерь тепла в сетях в процессе тарифного регулирования и использования завышенных нормативов потребления на отопление незаконная «экономия» (равная необоснованно полученным доходам) составила
(281,5 млн. руб. / 255,1 тыс. Гкал – 226 млн. руб. / 230 тыс. Гкал) * 230 тыс. Гкал = 27 805 тыс. руб.
В 2012, 2013 годах такие «доходы» составили в пределах 40 млн. руб. В 2010 и 2011 годах в состав планируемых доходов при формировании тарифов необоснованно включена арендная плата по 12 млн. руб. ежегодно.
Эти суммы расходуются регулируемым предприятием по собственному усмотрению, частично отражаются в отчётах как незапланированные и достаточно сомнительные общепроизводственные и общехозяйственные расходы, подлежавшие по закону исключению, но упорно не исключаемые регулятором из плановой выручки при установлении тарифов на очередные периоды регулирования. Аналогичная ситуация при регулировании тарифа на горячую воду. При недогреве воды и получении в связи с этим незаконных доходов с оплачивающих вынужденные дополнительные объёмы воды потребителей эти доходы так же не исключаются из плановой выручки очередного периода регулирования.
-
В рамках рассмотрения обращения Правительство РА совершенно справедливо проинформировало Администрацию Президента о том, что в соответствии с нормативными правовыми актами о стандартах раскрытия информации регулируемыми организациями коммунального комплекса информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и (или) на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, однако не разъяснило, по какой причине «обязательное опубликование» до сегодняшнего дня так и не состоялось и заменено, по решению регулируемой организации, её несвоевременным опубликованием на официальном сайте РСО.
Подводя итог всему изложенному выше, следует отметить, что нормативы потребления на услугу отопления, тарифы на отопление и горячее водоснабжения в городе Майкопе не являются обоснованными, приняты с грубыми нарушениями требований действующего законодательства и существенно завышены, процесс их государственного регулирования проходит в закрытом режиме и направлен исключительно на увеличение доходов ресурсоснабжающей организации, получаемых законными и незаконными способами.
Изменить ситуацию в лучшую для населения сторону без вмешательства федерального центра по ряду причин не представляется возможным. Субъект регулирования – филиал ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» — оказывает 70% услуг централизованного теплоснабжения и 80% услуг горячего водоснабжения от общего потребления этих услуг в Республике Адыгея. Имеет годовой оборот в пределах 500 миллионов рублей. Плата за оказываемые предприятием услуги любого гражданина составляет более 50 % общего платежа за ЖКУ. Монопольное положение филиала обеспечивает стабильные доходы независимо от общей экономической ситуации на нашей территории. Данная организация занимает до неприличия исключительное место в рядах субъектов экономической деятельности, является не проверяемой и неприкасаемой. УГРЦИТ РА – лишь одно из звеньев её государственной поддержки. Кроме долгосрочных решений государственной власти субъектов Федерации в форме приказов об утверждении тарифов и нормативов в сфере ЖКХ, есть текущие решения, пресекающие беззаконие и вседозволенность. Государственной жилищной инспекции и Роспотребнадзору Республики Адыгея хорошо известно о том, что в течение четырёх последних лет по вине ресурсоснабжающей организации горожанам предоставляется горячая вода ненадлежащего качества, с температурой от 45 до 55 градусов при нормативной от 60 до 75. Факт оказания некачественной услуги фиксируется приборами учёта, показания которых хранятся 3 года, однако уменьшение платы гражданам за услугу на основании Правил не производится. Вялая реакция на происходящее в форме единичных предписаний и наложения штрафов на рядовых работников РСО в сумме 5000 рублей не повысили температуру воды за эти годы ни на один градус.
Антимонопольный орган имеет заявления городских управляющих организаций о том, что им, как и горожанам, проживающим в частных домах с централизованным теплоснабжением, навязываются публичные договоры теплоснабжения, в которых, вопреки обязательным требованиям к таким документам, установленным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» не указаны параметры качества ресурса и не предусмотрена ответственности РСО за их нарушение, но дел о нарушении антимонопольного законодательства не заводит. Предусмотрительно не вмешиваются в ситуацию профильное министерство и городская администрация.
Безрезультатными в плане улучшения ситуации по ряду обозначенных здесь вопросов оказались мои обращения на личном приёме к заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в ходе проведённого им личного приёма по вопросам нарушения прав граждан в сфере ЖКХ на территории города Майкопа восьмого декабря 2014 года и состоявшегося при участии прокурора Республики Адыгея, министра строительства и ЖКХ, руководителей Управления государственного регулирования тарифов и цен, а так же Государственной жилищной инспекции, письменное обращения в Управление Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе к заместителю Генерального прокурора РФ С. Д. Воробьёву и два обращения к Генеральному прокурору Российской Федерации в 2015 году. В полученных на эти обращения ответах признаны факты несоответствие установленных УГРЦТ РА нормативов потребления на отопление требованиям существующих Правил, систематического предоставления горячей воды ненадлежащего качества, несоответствия публичного договора теплоснабжения ПП РФ № 124, нарушения требований установленных стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения. Реакцией надзорного органа в лице прокуратуры Республики Адыгея на происходящее явились направленное УГРЦТ РА информационное письмо о необходимости актуализации нормативов (которые так и не были актуализированы), ссылки на то, что обозначенные мною вопросы должны контролировать органы ГЖИ, мер по понуждению которых к надлежащему контролю принято не было, и не исполненные до сегодняшнего дня предписания и представления, обязывающие РСО обеспечить необходимые параметры качества горячей воды. Во всех случаях действия и бездействие различных должностных лиц, призванных защищать публичные интересы граждан, при рассмотрении обозначенных вопросов не адекватны ситуации, не эффективны и не результативны.
Поскольку в ходе ранее проведённых проверок факты обоснованности моих обращений по вопросам нарушений действующего законодательства в сфере ресурсоснабжения были неоднократно подтверждены, а ситуация в лучшую для потребителей услуг сторону за полтора года ни в чём не изменилась, предоставление Правительством РА в Администрацию Президента РФ ложной информации о том, что правовые акты об утверждении нормативов и тарифов в коммунальной сфере на нашей территории принимаются в соответствии с действующим законодательством, как и отсутствие намерений Правительства РА привести их в соответствие документам федерального уровня, считаю актом неуважения высшего должностного лица государства, к которому я обратился за помощью в решении вопросов, затрагивающих интересы большинства населения, но не решаемых годами на региональном уровне.
В связи с вышеизложенным был вынужден повторно просить Президента Росии поручить федеральным органам исполнительной власти в рамках данного ранее Правительству РФ поручения Пр — 1608 провести проверку изложенных в данной публикации и ранее направленном обращении фактов и обязать органы государственной власти Республики Адыгея устранить указанные здесь нарушения действующего законодательства в сфере ЖКХ в максимально короткие сроки. О результатах – в части 3 …
Николай Долотов.