Часть I. ДоОДНились…
Судя по кипящим страстям в регионах и всеобщему желанию в очередной раз «подогнать» законодательные акты в ЖКХ под текущую ситуацию, доОДНились в той или иной степени во всей стране. Полагая, что различный на территории России уровень недовольства граждан включением вызывавшей споры платы за коммунальный услуги на ОДН в состав платы за содержание жилья в фиксированном размере свидетельствует о том, что масштабы превращения воплотившейся в закон инициативы Минстроя в проблему определяются в первую очередь степенью социальной ответственности региональных органов власти перед людьми и уровнем контроля принимаемых ими решений, попытаюсь обосновать свою позицию по данному вопросу на примере нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды, установленных органом государственного регулирования Республики Адыгея.
Их размер составляет 1,4 кВт ч на 1 квадратный метр помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома в домах без лифтового оборудования и 3,2 кВт ч на 1 квадратный метр в МКД с лифтами. В связи с отсутствием в решении Управления регулирования цен и тарифов сведений о том, какие помещения учитывались в процессе расчёта этих нормативов, размер платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с 1 января 2017 года определяется управляющими организациями города с учётом площади чердаков и подвалов. Аналогичным образом рассчитывается с 1 июля 2016 года ресурсоснабжающей организацией плата за ОДН в домах с непосредственным управлением и домах, где форма управления не реализована (а их число в Адыгее является значительным) в связи с отсутствием решений общих собраний собственников о распределении разницы между потреблением электроэнергии в доме, зафиксированным общедомовым прибором учёта и её суммарным индивидуальным потреблением в помещениях собственников.
Не вызывает сомнений, что принятый исполнителями услуг порядок расчётов в данном случае в полной мере соответствует действующему жилищному законодательству. Сомнительным является размер установленных нормативов по двум причинам. Во-первых, с учётом аналогов, поскольку в многоквартирных домах без лифтов (а это порядка 80 % майкопских многоэтажек) в соседнем Краснодарском крае аналогичные нормативы потребления установлены в размере 0,21 кВт ч, а в Московской области 0,61 кВт ч на квадратный метр общедомовых помещений без учёта чердаков и подвалов (У каждого регулятора при единой методике расчётов нормативов потребления коммунальных услуг в голове свои тараканы). Во-вторых — исходя из расчёта суммарной мощности отнюдь не энергосберегающих ламп, находящихся в принадлежащих к общему имуществу помещениях в доме, где я проживаю. Используя установленную достаточно старым, но действующим приказом Минжилкомхоза продолжительность их горения: на лестничных площадках – 4500, в подвале-650, на чердаке – 75 часов в год, и добавив объём потребления электроэнергии домофонами получил 800 кВт ч по дому в целом или 0,28 кВт ч на квадратный метр находящихся в общей собственности помещений с учётом чердака и подвала в месяц при установленном нормативе 1,4.
Пятикратную разницу в расчётах объяснить индивидуальными характеристиками конкретного дома достаточно сложно. Предположив, что полученный регулятором результат достигнут исключительно за счёт не включения в расчёты площади чердаков и подвалов МКД,
30 декабря 2016 г., за месяц до выставления платёжных документов исполнителями услуг, в которых в соответствии с внесёнными в жилищное законодательство изменениями должна отражаться плата за электроэнергию, потреблённую в целях содержания общего имущества в составе платы за содержание жилья, обратился в орган жилищного надзора и прокуратуру Адыгеи с просьбой произвести проверку обоснованности расчёта спорных нормативов потребления, а так же выявить, площади каких помещений были учтены при расчёте, поскольку их учёт при расчёте нормативов и начислениях платежей должен быть одинаковым.
Карусель псевдопроверки обращения о возможном нарушении требований законодательства органом власти региона, в данном случае – Управлением государственного регулирования цен и тарифов, закрутилась по отработанной в Адыгее схеме.
3 февраля 2017 г., с нарушением установленных федеральным законом ФЗ – 59 сроков, орган жилищного надзора ознакомил меня с положениями жилищного законодательства , которые мне известны в достаточной степени, но не дал ответов на поставленные в обращении вопросы. Ответ из прокуратуры получен не был.
6 февраля 2017 г. повторно обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку обоснованности спорных нормативов ввиду отсутствия действий по контролю со стороны уполномоченного органа.
6 марта 2017 г. прокуратурой республики извещён о том, что нарушений при рассмотрении первого обращения в жилищный надзор по вопросу о проверке нормативов допущено не было. Выводы весьма сомнительны ввиду отсутствия контрольных мероприятий как таковых, ответов на вопросы заявителя в письме ГЖИ и нарушения сроков его отправки. При этом прокуратурой дано поручение эту проверку всё-таки провести, а само решение органа жилищного надзора об определении времени её проведения –
с 6 по 13 марта 2017 г. подтверждает факт бездействия до этого времени. Представленные в материалах проверки объяснения должностных лиц и материалы органа регулирования, с которыми я был ознакомлен на основании поданного заявления, выглядят по – детски наивно.
Как оказалось, наделённый достаточно широкими полномочиями орган государственного регулирования, не обладая достаточными данными о площадях помещений и фактическом потреблении электроэнергии в многоквартирных домах (в период до 2017 года приоритетным при определении нормативов на ОДН являлся метод аналогов), установил нормативы потребления на основании данных о типовых многоквартирных домах с лифтовым оборудованием и без него. Представленный в материалах проверки список домов, по мнению регулятора являющихся типовыми, в большинстве своём содержит дома, управляемые на этом этапе самой «закрытой» управляющей компанией города – ООО «Восход – сити», данные о площади чердаков и подвалов в списке не учтены, вопреки ложной информации, предоставленной регулятором на запрос, направленный ранее. В итоге расчёт нормативов проведён на основании норм расхода, утверждённых Приказом Минжилкомхоза от 25 декабря 1989 года № 283, однако его результат получен «от фонаря» в связи с указанными выше обстоятельствами.
К процедуре принятия государственным органом нормативного акта в данном случае применима цитата председателя Правительства РФ Д. А. Медведева: «Делается все по принципу такого компота… берут всякую разную муть, чушь всякую собирают, …. собирают какие-то бумажки, … потом создают вот такой продукт и предъявляют его».
В процессе проведённой органом жилищного надзора проверки нормативов потребления электроэнергии на ОДН, нарушения законодательства при их установлении регулятором выявлены, и
13 марта 2017 года выдано предписание, обязывающее установить нормативы потребления электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества до 1 июня 2017 года.
По своей сути принятые региональным органом государственного жилищного надзора меры являются формальными, поскольку ни на что не влияют. Обязанность установить нормативы потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества к указанному сроку возложена на органы власти субъектов Российской Федерации Постановлением правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 и ссылка на это сделана в самом предписании.
Несколько иную позицию о сроках принятия решений в данном случае имеют Минстрой России и Главный государственный жилищный инспектор. В письме, адресованном высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации от 11.04.2017 г № 12368- АЧ/04 прямо указано на то, что в случаях установления нормативов потребления коммунальных услуг с нарушением требований ПП РФ № 306 в части неверного применения в расчётах площадей общего имущества в многоквартирном доме следует принять незамедлительные меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам жилищного надзора обеспечить надлежащий контроль принятых решений. «Незамедлительные меры», которые можно принять в течение одного дня, в нашем случае превращены в привычную волокиту, обеспечивающую максимально долгий сбор необоснованных платежей с граждан.
Не факт, что при исполнении предписания регулятором закон вновь не будет нарушен ввиду сомнительности формулировок полученного из надзорного органа циркуляра.
Как следует из его содержания, УГРЦТ РА предписано во вновь принятом нормативном акте указать перечень помещений, входящих в состав общего имущества, площади которых были учтены при определении этих нормативов.
В связи с этим обстоятельством повторно хочу обратить внимание на тот факт, что учёту в соответствии с законодательством в данном случае подлежат все находящиеся в общедомовой собственности помещения, указанные как в п.2 правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утверждённых ПП РФ от 13 августа 2006 года № 491, так и в приказе Минжилкомхоза от 25 декабря 1989 года № 283.
Сочувствуя региональным государственникам по поводу их беспомощности при истребовании необходимой для расчётов информации, размещаю в открытом доступе данные об этажности и площадях помещений в многоквартирных домах города Майкопа и информирую о том, как ими пользоваться при установлении нормативов с применением расчётного метода (используемого с 1 января как единственного) на основании упомянутого Приказа и ПП РФ № 306. Совершенно обоснованно предполагая, что площадь находящейся в индивидуальной собственности помещений любой из разделённых по этажности групп домов, содержащихся в таблице 1 Приказа Минжилкомхоза при общей площади МКД города более 1 800 000 квадратных метров составляет более 50 000, необходимо:
разбить дома, содержащиеся в перечне на группы, указанные в столбце 1 Таблицы, определить площадь принадлежащих собственникам помещений в каждой группе, поделить её на 1000,
умножить полученный результат на размер удельной годовой нормы расхода в тысячах кВт , указанной в столбце А для домов без лифтов ( в столбце Б — для домов с лифтовым оборудованием),
разделить полученную цифру на суммарную площадь помещений в общем пользовании, включая чердаки и подвалы, по конкретной группе домов и на 12 месяцев календарного года.
Не сомневаясь в способности государственных служащих с дипломами о высшем образовании решать задачи уровня второго класса начальной школы, изложу свою версию причин, по которым УГРЦТ РА со времени установления спорных нормативов, прикрываясь собственной беспомощностью, решало эту задачу на основании неполных и ложных данных, получив пятикратно завышенные результаты. Деньги. Звенящие, шуршащие, извлекаемые из кошельков граждан и бесшумно переходящие с банковских карт в финансовые закрома РСО.
Регулятор, созданный государством в целях принятия ограничительных мер в интересах потребителей в условиях высокой монополизации рынка коммунальных ресурсов и содержащийся за счёт средств налогоплательщиков, в очередной раз перепутал сторону отношений договоров ресурсоснабжения, интересы которой он должен защищать. А факты почти пятилетнего существования этих нормативов, описанная выше в хронологическом порядке преднамеренная волокита при рассмотрения обращения по данному вопросу, свидетельствуют о полной отсутствии со стороны надзорных органов намерений своевременно пресекать противоправные действия при осуществлении государственного регулирования в коммунальной сфере.
Было ли моё обращение по данному вопросу единичным? Нет, поскольку после получении первых квитанций, оформленных по новым правилам, ГЖИ проводила проверку правильности начисления платы по фактам обращений граждан, отметив при этом её «незначительный рост» над ранее начисленными платежами за ОДН, не проверив при этом обоснованность самих нормативов потребления в соответствии с имеющимися у неё полномочиями. Судя по обращениям жителей Майкопа по этим вопросам в недавно проведённый единый день приёма по вопросам ЖКХ (К сожалению, страница из электронной версии газеты «Майкопские новости» о доблестном «походе в народ» удалена) к прокурору республики, проблема не «рассосалась», как планировалось её создателями. Результатом рассмотрения и этих обращений будут туманные разъяснения должностных лиц, не сопровождающиеся возвратом потребителям услуги необоснованно собранных с них денежных средств. «Незначительный рост» платы в сфере ЖКХ для отдельного гражданина сопровождается причинением суммарного ущерба населению, исчисляемого миллионами рублей. В республике Адыгея принятое решение затронуло интересы примерно 150 тысяч человек.
Возвращаясь к теме социальной ответственности власти в коммунальной сфере, следует сказать, что история с нормативами потребления электроэнергии на ОДН имеет неприглядную общественно – политическую окраску. На этапе, когда федеральной властью были обоснованно введены реальные меры социальной защиты граждан в форме ограничения платы за коммунальные услуги на ОДН, с 1 июля 2016 года в части платежей, получаемых РСО, с 1 января 2017 года – в части платежей, получаемых всеми исполнителями услуг, в регионе, находящемся на 71 месте в России по уровню средней заработной платы при числе пенсионеров, составляющих 28% всего населения республики, непринятие мер по приведению нормативов потребления в соответствие действующему законодательству органом государственного регулирования, отсутствие мер понуждения к своевременному принятию таких мер со стороны надзорных органов, стало причиной дополнительного обременения населения. При включении части коммунальных услуг в плату за содержание и ремонт жилья на этапе, когда собственники помещений в МКД впервые исключены из процесса установления её размера, необоснованное повышение платежа явилось следствием применения принятого с нарушением закона нормативного акта, ущемляющего имущественные права граждан.
При этом деньги, полученные дополнительно за счёт использования при расчётах платы завышенных нормативов РСО в рамках прямых договоров с населением за 9 месяцев, УО – за 3 месяца, а так же планируемые к получению всеми исполнителями услуг за апрель и май 2017 года, вряд ли кто – то вернёт несмотря на то, что значительная часть принимаемых регулятором решений по другим вопросам распространена на правоотношения, возникшие до времени опубликования изданных им Приказов.
…В рамках партийного проекта «Единой России» «Управдом» была представлена карта нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по итогам проведенного в регионах мониторинга. Согласно его данным, норматив потребления электроэнергии на ОДН завышен в 24 регионах России. Среди «лидеров» — республики Дагестан и Ингушетия, Ставропольский край, Амурская и Челябинская области.
Итоги мониторинга вызывают определённое недоумение по той причине, что предметом исследования партии власти в данном случае должны быть не сами нормативы как таковые, а размер сформированной с их применением платы за услуги для граждан.
Этот размер зависит от градации нормативов и от того, какие относящиеся к общедомовому имуществу помещения были учтены регуляторами при определении нормативов и применяются при расчёте платежей. Нормативы потребления электроэнергии на ОДН в пятиэтажных домах, включающие электроэнергию на освещение общих помещений и дверные запирающие устройства, в Дагестане составляют 1,2, в Ингушетии — 1,0 кВт*ч на 1 квадратный метр, что ниже установленных в Адыгее. Норматив в размере 2,87 кВт*ч на 1 квадратный метр, установленный для этой категории домов в Ставропольском крае, не применяется к площади чердаков и подвалов, о чём имеется соответствующая запись в нормативном акте регулирующего органа. При имеющемся соотношении площади чердаков и подвалов к площади остальных общедомовых помещений в пятиэтажных домах 4 : 1, приведённый к площади всех находящихся в общей собственности помещений, ставропольский норматив не превысит 0,6 кВт*ч/м. кв.
В связи с этими обстоятельствами по размеру платежа за электроэнергию на ОДН, сформированного с применением утверждённых нормативов, Адыгея уверенно опережает всю тройку призёров оценённого Единой Россией «соревнования».
Часть II. Донормативились…
Переходя от частного к общему, необходимо отметить общее состояние законности принимаемых в Адыгее решений при утверждении нормативов потребления коммунальных услуг.
- Приказ УГРЦТ РА от 30 августа 2012 года N 166-п об установлении нормативов потребления электроэнергии на индивидуальное потребление и ОДН для жителей всей Адыгеи, Приказы от 23.01.2013 N 6-п, от 04.03.2015 N 46-п, от 05.05.2015 N 85-п о внесении изменений в него приняты с нарушениями действующего законодательства в связи с не использованием регулятором при их определении метода аналогов, являющегося приоритетным в силу требований Правил, утверждённых Постановлением правительства РФ № 306. Определение нормативов на ОДН с применением расчётного метода по основаниям, указанным выше, выполнено с нарушением действующего законодательства.
Ссылки регулятора на недостаточность данных о фактическом потреблении электроэнергии в многоквартирных домах города для применения этого метода в условиях, когда обеспечение этой достаточности является его прямой обязанностью, мягко говоря, несостоятельны. 99% многоквартирных домов Майкопа оборудованы общедомовыми и индивидуальными приборами учёта, ежемесячные коммерческие расчёты за ресурс и услуги с использованием их показаний осуществляются не менее 15 лет.
- Приказы об установлению нормативов потребления холодной воды, нормативов на водоотведение в части холодной воды приняты с аналогичными нарушениями и подлежат отмене. Тот факт, что нормативы на эти услуги, принятые в декабре прошлого года и подлежащие применению с 1 января 2019 года, в очередной раз определены расчётным методом без исследования возможности использования для расчётов метода аналогов, свидетельствует об отсутствии намерений УГРЦТ РА при осуществлении государственного регулирования действовать в правовом поле, определённом федеральным законодательством, и в обозримой перспективе.
- Следуя принципу объективности, необходимо отметить, что при установлении нормативов потребления тепловой энергии на нагрев воды закон не нарушен. Просто вопреки закону эти нормативы не приняты. Начисление платы за горячую воду при двухкомпонентных тарифах в связи с этим обстоятельством на основании имеющихся Правил Минстрой России считает невозможным, однако нашим жилищным надзором рекомендовано использовать при расчётах некий очередной «компот — продукт», предъявленный в тарифном решении и не имеющий никакого отношения к ПП РФ № 306. Отсутствие мер по установлению норматива надзорные волокитчики в данном случае объясняют тем, что регулятор собирает данные, необходимые для расчётов. Эти данные необходимы при определении нормативов исключительно с применением метода аналогов. Ситуация комична: устанавливая многие годы во всей республике в нарушение действующего законодательства и при наличии оснований использовать метод аналогов все остальные нормативы потребления с применением расчётного метода, последние из которых утверждены четыре месяца назад, в данном случае регулятор полгода усердно ищет данные, которые применить для расчётов нельзя. И причина этого «нельзя» известна и регулирующему органу, и контролирующим его деятельность лицам – горячая вода в Майкопе в течение ряда лет подаётся с температурой ниже нормативной, использование данных приборов при определении нормативов в случае, если учтённые ими ресурсы были некачественными, Правилами № 306 не предусмотрено.
- Нормативы потребления тепловой энергии на отопление, используемые для начисления платежей гражданам – тема отдельная. Стоимость этой услуги – самая высокая в общем перечне оказываемых коммунальных услуг. 70% от общего объёма централизованного отпуска тепловой энергии на нужды отопления в республике предоставляется жителям столичного центра. При наличии информации о необоснованности нормативов, принятых муниципалитетами ранее, меры по введению в действие нормативов, установленных надлежащим органом с 2011 года приняты не были. Все установленные Приказами Управления государственного регулирования цен и тарифов республики Адыгея от 30 августа 2012 года № 172 – п, № 169 – п, № 170 – п, № 174 – п, № 168 – п, № 176 – п, № 173 – п, № 171 – п нормативы потребления тепловой энергии на отопление для населения муниципальных образований республики Адыгея, введённые в действие с 1 июля 2016 года, приняты с нарушением требований Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306. Нормативы определены без анализа возможности применения для расчётов метода аналогов, без учёта конструктивных особенностей и этажности зданий, завышены для граждан, проживающих в многоквартирных домах выше трёх этажей. Установленные для населения г. Майкопа Приказом УГРЦТ РА № 167 – п нормативы потребления на отопление решением Верховного суда Республики Адыгея по делу № 3А-37/2016 по этой причине признаны недействующими, новый нормативный акт органом государственной власти не принят. Причина стандартная – «отсутствие или недостаточность данных». В ответ на обращение в орган жилищного надзора с просьбой провести проверку обоснованности применяемых для расчётов с населением Адыгеи нормативов потребления на отопление получена неправомерная отписка со ссылкой на отсутствие необходимых полномочий проверять решения об их утверждении, принятые до 1 января 2017 г.
В связи с этими обстоятельствами следует отметить, что в течение пяти с половиной лет, со времени наделения в соответствии с Жилищным Кодексом субъектов Федерации полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг и отмены Правительством России корректировки платы за тепловую энергию в многоквартирных домах без приборов её учёта с учётом фактической температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода по итогам календарного года, на территории города Майкопа в «обстановке полного взаимопонимания» должностные лица органов власти и прокуратуры Адыгеи, в форме действий и бездействия обеспечивают неосновательное обогащение за счёт средств граждан конкретной коммерческой структуры, занимающей доминирующее положение на рынке услуг – филиала АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети». (Аналогичная «государственная поддержка» ОАО «Кубаньэнергосбыт» обеспечена с учётом перспективы в течение 11 месяцев) Стабильно высокий уровень этого обогащения с 1 июля 2013 года и по настоящее время коллективно поддерживается непринятием Управлением федеральной антимонопольной службы, органом жилищного надзора и прокуратурой мер по понуждению ресурсоснабжающей организации к исполнению обязанности по установке приборов учёта тепловой энергии в многоквартирных домах, предусмотренной ч.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»
Результат имеющего место неисполнения различными государственных структурами нашего региона ст. 28 ФЗ № 261 в части осуществления контроля таков: доля многоквартирных домов, оснащённых общедомовыми приборами учёта тепловой энергии, в Адыгее составляет 37,2 % при средней по ЮФО 68,7 %, приборами учёта горячей воды – 35,2 % при 66,7 % в ЮФО. (Источник информации: https://www.cnis.ru/?id=stat&stpg=4&stct=oplku),
Оценивая ситуацию в совокупности, можно сделать неутешительный вывод: Ни один нормативно – правовой акт, принятый Управлением государственного регулирования цен и тарифов в процессе установления нормативов потребления коммунальных услуг в республике Адыгея не принят без нарушений требований федерального законодательства, установленных соответствующими Правилами, утверждёнными Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306. Все они подлежат отмене как противоречащие федеральному законодательству.
Регулярное принятие УГРЦТ РА неправомерных и ущемляющих права граждан решений во многом объясняется отсутствием адекватной реакции Кабинета министров региона на нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации подчинённым ему органом исполнительной власти при наличии информации о допущенных нарушениях, что является недопустимым с учётом ч. 4 ст. 84 Конституции Республики Адыгея, согласно которой именно этот орган обязан обеспечить исполнение федерального законодательства на территории Республики Адыгея. Обязанность направлять деятельность регулятора в данном случае реализуется в форме негласного одобрения совершаемых им противоправных действий.
Порядок надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к числу которых относятся Приказы УГРЦТ РА, установлен Приказом Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155, Приказ обязывает прокурорских работников участвовать в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан (большинство принятых с нарушением действующего законодательства решений регулятора об установлении нормативов потребления затрагивают право граждан на оплату коммунальных услуг по обоснованной цене), обеспечить их изучение в течение 30 дней со дня принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионе нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству путем принесения протестов, а в случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом — обращаться с заявлениями в суд, добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством. Персональная ответственность за организацию надзора именно в таком порядке возложена на прокуроров субъектов Федерации, исполнение установленных приказом обязанностей не является предметом волеизъявления отдельных должностных лиц.
Тот факт, что при наличии неоспоримых нарушений закона при установлении и применении нормативов потребления с момента наделения субъектов Российской Федерации в 2011 году полномочиями по их утверждению и по настоящее ни один Приказ регулирующего органа не приведён в соответствие нормативным правовым актам федерального уровня на основании внесённых протестов либо обращений прокурора в суд, в полной мере характеризует состояние надзора в этой сфере на нашей территории. О причинах демонстративного бездействия можно только догадываться.
Полагаю, что появление третьего контролёра в лице регионального органа жилищного надзора, наделённого ЖК РФ с 2017 года полномочиями по проверке обоснованности нормативов потребления коммунальных услуг, ввиду определённой зависимости от двух вышеназванных, ситуацию в лучшую сторону не изменит.
Последствия применения утверждённых нормативов потребления в процессе расчётов с населением различны.
Допущенный регулятором при принятии противоправных актов размер завышения (занижения) нормативов потребления на индивидуальное потребление электроэнергии, холодной, горячей воды и услуги водоотведения имеет существенное значение при определении размера компенсаций «льготникам» и субсидий малоимущим гражданам. При достаточно высокой степени оснащённости находящихся в собственности помещений приборами учёта этих ресурсов завышение нормативов (если такое имеет место), как и применение повышающих коэффициентов к ним, является действием, совершаемым в интересах подавляющего большинства собственников, установивших приборы учёта и лиц, получающих бюджетные деньги на оплату коммунальных услуг. Занижение нормативов — прямое нарушение прав малоимущих и льготных категорий граждан.
По данным Центра муниципальной экономики, доля семей, получающих субсидии в Адыгее, составляла на июнь 2016 года 1,4 % (меньше только в Тульской области – 0,9 %) при среднем российском показателе 6,7 %. Такой показатель неадекватен низкому уровню доходов населения и высоким платежам за ЖКУ в сравнении с другими регионами.
Негативные последствия применения при расчётах за услугу для граждан, проживающих в многоквартирных домах повышенной этажности принятых с нарушениями действующего законодательства нормативов потребления тепловой энергии на отопление, непринятие этих нормативов для населения города Майкопа в связи с отменой Верховным Судом ранее принятого регулятором решения, применения нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды, очевидны по причинам, изложенным выше.
Требования федеральных нормативных правовых актов, исполнение которых в той или иной степени призвано защитить граждан от необоснованных поборов со стороны ресурсоснабжающих организаций, на нашей территории не реализуются многие годы. И не только в части нормативов потребления коммунальных услуг… Тарифы на них – это уже другая история.
Результатом регулирующего воздействия власти в сфере ЖКХ региона в целом является высокая стоимость коммунальных услуг при низких доходах населения.
Согласно данным общественной организации, ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость, в рейтинге комфортности платежей за коммунальные услуги, определяемой отношением платежа к уровню средней заработной платы, город Майкоп занимает предпоследнее место среди столичных центров Российской Федерации. Источник: http://fedpress.ru/news/russia/economy/1774683).
Примечание. С перепиской по обозначенным вопросам, Приказом Минжилкомхоза и информацией о многоквартирных домах, приведёнными для подтверждения доводов автора, можно ознакомиться по ссылкам в составе публикации.
20.04.2017 г.