Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Госрегулирование в ЖКХ – по закону и по понятиям – часть 1.

То, по каким принципам фактически осуществляется государственное регулирование в коммунальной сфере – по закону или по понятиям, проще всего оценить на примере подготовки и рождения конечного продукта чиновничьей деятельности – документа. С учётом того обстоятельства, что в составе квитанции на оплату коммунальных услуг гражданина, проживающего в многоквартирном доме, плата за отопление и горячую воду составляет порядка 50 % общего платежа за ЖКУ, в качестве предмета такой оценки  в данном случае взят Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20 декабря 2018 г. № 250-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на 2019 год и на период 2020 — 2023 годов» (далее – Приказ 250-п),

Приказ опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 21 декабря 2018 г. На этом же сайте размещён протокол № 80 заседания Коллегии Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20 декабря 2018 года (далее – Протокол 80), содержащий сведения о расходах, включённых в состав необходимой валовой выручки регулируемого предприятия по отдельным статьям затрат.

Установленные тарифы  будут применяться при расчётах платы населения города Майкопа за отопление и горячую воду в 2019 году и индексироваться в последующие 4 года, как у нас это принято, исключительно в сторону увеличения.
По имеющей место в течение последних семи лет традиции, тарифы, утверждённые для филиала АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», не являются обоснованными, определены без учёта требований действующего федерального законодательства, а их применение при расчётах платы за услуги по отоплению и горячему водоснабжению будет сопровождаться завышением вносимой  платы за данные услуги потребителями города Майкопа, т.е. привычным нарушением  прав граждан и организаций на оплату  коммунальных услуг и ресурсов по их обоснованной цене.

Большинством наших сограждан подобное суждение будет с восторгом воспринято как аксиома, я же попытаюсь подтвердить его долгими и нудными, приведёнными ниже доказательствами, которые несколько позже станут основой административного искового заявления об оспаривании незаконного нормативного правового акта органа государственной власти региона
Такой нормативный акт в силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не может противоречить федеральным законам.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Жилищным законодательством регулируются в том числе отношения, связанные с внесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ)
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом

Приказ 250-п в части установления тарифов на отопление и горячую воду принят в пределах компетенции Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (и на этом законность действий регулятора заканчивается),  однако утверждённые им тарифы установлены без учёта порядка, и требований, установленных федеральными законами.

Порядок установления тарифов на тепловую энергию установлен  Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190), порядок установления тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения установлен Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ № 416).

Частью 1 ст. 7 ФЗ № 190 определены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в числе которых — обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

Согласно ч. 1. ст. 10 ФЗ № 190 государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Принципами государственной политики в сфере водоснабжения согласно ч.2 ст. 3 ФЗ № 416 является установление тарифов в сфере водоснабжения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, необходимых для осуществления водоснабжения, открытость деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п.12. Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406, регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (ч.1 ст.32 ФЗ № 416)

В соответствии с п. 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых ПП РФ от 22.10.2012 г. № 1075 (далее- Основы 1075), тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения — на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

На основании п. 22(1) Основ 1075. расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

Согласно п. 2 Основ 1075,

«объем полезного отпуска» — количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, отпущенное от источника теплоснабжения и (или) тепловой сети, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации о теплоснабжении,

«необходимой валовая выручка»- экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Вопреки вышеуказанным принципам государственной политики, учтённые при формировании тарифов, утверждённых Приказом № 250- п, расходы теплоснабжающей организации на производство, передачу и сбыт тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения  не являются экономически обоснованными в связи с включением в состав валовой выручки необоснованных расходов на топливо, электрическую энергию и тепловую энергию, приобретаемую в целях последующей реализации потребителям для нужд отопления и горячего водоснабжения, на оплату труда, отчисления на социальные нужды с заработной платы, а так же с не исключением из её состава необоснованных доходов и расходов предыдущих периодов регулирования, открытость процесса регулирования тарифов для потребителей не обеспечена ввиду отсутствия в решениях регулирующего органа ряда показателей, наличие которых предусмотрено утверждённым порядком регулирования цен.

Предоставление горячей воды регулируемым предприятием – филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», осуществляется с использованием закрытой системы горячего водоснабжение, тариф на горячую воду установлен в виде двухкомпонентного тарифа, состоящего из компонента на горячую воду и компонента тепловой энергии на нагрев воды, необходимая валовая выручка в целях предоставления ресурсов и услуг для отопления и нагрева холодной воды определена регулятором в целом по предприятию, без разделения, в размере  722818,22 тыс. рублей.

Согласно п. 80 Основ 1075, при расчете тарифов на тепловую энергию необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя. (п. 57 Основ)

На основании п. 34. Основ расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно Протоколу № 80 заседания Коллегии Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20 декабря 2018 г. (Протокол 80), регулируемым предприятием был заявлен расчётный объём производства тепловой энергии на 2019 год в размере 399398,13  Гкал, управлением принят в размере 423241,73 Гкал, что выше заявленного на 23843,6 Гкал.

Заявленный регулируемой организацией объём производства тепловой энергии  (объём отпуска с коллекторов источников тепловой энергии) так же не является обоснованным, поскольку в соответствии с информацией о фактической деятельности предприятия в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения за базовый, 2017 год, раскрытой в соответствии со стандартами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 года № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» (далее – Стандарт 570)   на основании ч. 9 ст. 7 ФЗ № 190 на официальном сайте органов государственной власти Республики Адыгея фактический годовой объём производства тепловой энергии составил 363618 Гкал, в том числе на нужды отопления – 258328 Гкал, на нужды ГВС – 101290 Гкал, что меньше заявленного предприятием на 35780,13 Гкал и ниже принятого регулятором на 59623,73 Гкал.

Обоснование превышения принятого регулятором объёма производства тепла над фактическим за базовый, 2017 год,  в протоколе № 80 отсутствует.

Необоснованно включённые в состав валовой выручки расходы на топливо для производства дополнительного, необоснованного  включённого в расчёты количества тепловой энергии при указанной в Протоколе № 80 средневзвешенной стоимости топлива, отнесённой к 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой от источника в размере 859,79 руб., составляют

59623,73 Гкал ×859,79 руб.  = 51 263 887 руб.

На основании п. 38 Основ расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы (за исключением газа), холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Принятые регулятором расчётные объёмы приобретаемой электрической и тепловой энергии в данном случае так же не обоснованы, они сформированы с нарушением Правил регулирования, без проведения соответствующего анализа предложения РСО, без оценки фактического приобретения и потребления указанных ресурсов в предыдущие периоды, подтверждённого заключёнными договорами с поставщиками и счетами на оплату.

На основании п. 27 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых Приказом ФСТ от 13.06.2013 г. № 760-э, расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования,  рассчитываются по формуле, содержащей

— объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;

— плановую (расчетную) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.

Согласно  информации, раскрытой в соответствии со Стандартом 570,

объём потребления электрической энергии филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» в в базовом, 2017 г — 11026,33 тыс. кВт*ч

на отопление -7690,275 тыс. квт*ч, на ГВС – 3336,05 тыс. кВт*ч .

При наличии динамики стабильного снижения объёма потребления электроэнергии (таблица 1) регулирующим органом учтён объём потребления электроэнергии в размере 15202,84 тыс. кВт*ч, превышающий объём базового периода 2017 года на 4176,515 тыс. кВт*ч.

Таблица 1

Расчёт размера завышения  объёма выработки тепловой энергии, объёмов закупки тепловой и электрической энергии при определении необходимой валовой выручки филиала АО «АТЭК»«Майкопские тепловые сети» при утверждении тарифов на тепловую энергию и горячую воду  на 2019-2023 годы приказом УГРЦТ РА от 20 декабря 2018 г. № 250 – п.

Периоды выработка ТЭ

(О+ ГВС),  Гкал

Закупка ЭЭ

(О+ ГВС), тыс. кВт*ч

Закупка ТЭ

(О+ ГВС), Гкал

2015 г. факт* 352995

(256828+96167)

11430,1

(7618,458 + 3811,638)

19361,7 (12607,3+6754,4)
2016 г. факт* 377854

(274513+103341)

11248,92

(7131,842+4117,074)

19796,6

(12385+7411,6)

2017 г. факт* 363618

(258328+105290)

11026,31

(7690,257+3336,050)

19572

(14122+5450)

2015-2017, среднее 364822,3 11235,11 19576,77
2019 г. в составе НВВ** 423241,73 15202,84 25770,5
 НВВ – факт. среднее 58419,43 3967,73 6193,73
*- информация, раскрытая в соответствии со Стандартом на официальном сайте органов государственной власти Республики Адыгея.

**- данные протокола № 80 заседания Коллегии УГРЦТ РА от 20 декабря 2018 года.

 

При средневзвешенном тарифе на электрическую энергию в размере 6,79  руб/кВт*ч

расходы на электроэнергию, включённые в состав необходимой валовой выручки, превышают обоснованные на

4176,515 тыс. кВт*ч * 6,79 руб/кВт*ч = 28358,54  тыс. руб,

Фактический объём закупки тепловой энергии в  2017 году составил 19572 Гкал (На отопление-14122 Гкал, на ГВС – 5450 Гкал)

Регулятором принято 25770,5 Гкал, что выше объёма базового периода на 6198,5 Гкал.

Объём завышения валовой выручки по этой позиции при  среднегодовом тарифе на тепловую энергию, поставляемую АО «Картонтара» в размере 917,34 руб/Гкал, составил

6198,5 × 917,34 = 5 686 132 руб.

Таким образом, в состав валовой выручки филиала АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», принятой Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея при формировании тарифов на отопление и горячую воду на 2019 год в размере 651902,17 тыс. руб. в нарушение действующего федерального законодательства включены не обоснованные расходы на приобретение топлива, электрической энергии и тепловой энергии в общем объёме

51263887  руб +28358540 руб +5686132 руб.= 85 308 559 рублей.

Согласно Протоколу 80,  регулятором приняты расходы на фонд оплаты труда в размере 138387,12 тыс. рублей исходя из численности работников предприятия 710 человек при среднемесячной зарплате 16254.10 рублей.

Пи этом согласно информации, раскрытой в соответствии со Стандартом, среднесписочная численность работников в 2017 году составила 514 человек.

Численность персонала, принимаемая регулятором при расчётах необходимой валовой выручки (таблица 2), всегда значительно и необъяснимо отличалась от фактической:

Таблица 2

Информация о численности персонала филиала АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети»

Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019-2023
 План, чел. 730 648 730 665 665 Данных нет 710
 Факт, чел. 599 578 565 545 542 522 514

 

При наличии устойчивой динамики снижения численности персонала расходы на заработную плату завышены на

(710-514)*16254,1 руб.*12 = 38 229 643,2 рубля;

отчисления с заработной платы на социальные нужды на

38 229 643.2 *0,3 =11 468 892,96 руб.

Регулятор запланировал содержание за счёт граждан и бюджета около 200 человек.

Таким образом, общий объём завышения расходов в связи с включением в состав валовой выручки регулируемого предприятия в объёме 722818220 рублей необоснованных расходов

— на топливо (51263887 руб.),

— на электрическую энергию (28358540 руб),

— на тепловую энергию (5686132 руб.),

— на оплату труда (38229643,2 руб.),

— на отчисления на социальные нужды с заработной платы (11468892,96 руб.)

составил на 2019 год 135 007 095 рублей.

С учётом того, что при применении метода индексации тарифов на основании п. 26 Методических указаний 760 -э расходы на топливо рассчитываются с учётом расчётного объёма его производства, на основании п. 27 Методических указаний  расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя  в очередном расчетном периоде формируются с учётом расчётного объёма их закупки, утверждённые оспариваемым Приказом тарифы на отопление и горячую воду на 2020-2023 годы так же являются завышенными.

Процесс регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения предполагает соблюдение определённого порядка принятия тарифного решения и размещение регулирующим органом в открытом доступе ряда документов, требования к оформлению которых определены нормативными документами федерального уровня.
В частности, Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила 1). Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
утверждены постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406 (далее – Правила 2)

Как следует из Протокола № 80, документы для утверждения оспариваемых тарифов были представлены филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», что позволяет сделать вывод о том, что дело об установлении тарифов открыто в соответствии с п. 12 Правил 1, п. 13 Правил 2 по предложению регулируемой организации.

Перечень рассматриваемых документов при установлении тарифов на тепловую энергию определён п. 16 Правил 1, Представляемый расчёт валовой выручки предполагает использование в его процессе необходимых и подтверждённых документально натуральных показателей, таких как объёмы  необходимых для исполнения производственной программы предприятия топлива, электрической и тепловой энергии, сырья и материалов, объёмов выработки тепловой энергии, нормативов технологических потерь тепла при транспортировке, нормы условного расхода топлива, объём отпуска тепловой энергии раздельно на нужды отопления и горячего водоснабжения, размеры таких показателей в натуральном и денежном выражении в базовом периоде (в данном случае – в 2017 году).

Предприятие предоставляет копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) (П. 28 Правил).

В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования (П. 20 Правил).

Из системного анализа положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил, следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен ( тарифов ) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов )

Оценка экономических и натуральных показателей предыдущего периода деятельности является в связи с этим обязательной при корректировке предоставленных предложений регулируемого предприятия.

Показатели базового периода, учёт которых в силу закона является обязательным, из документов тарифного дела сознательно исключаются регулятором начиная с 2014 года, анализ бухгалтерской документации никогда не проводился.

Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом (П.31 Правил)

Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее — протокол) является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый энергетический ресурс и холодную воду, потребляемые регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в расчетном (долгосрочном) периоде регулирования, индексы роста цен на доставку каждого энергетического ресурса и холодной воды, потребляемых регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в расчетном (долгосрочном) периоде регулирования и основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины (П. 32 Правил). Исходя из логики, протокол так же должен содержать основания, по которым в цены (тарифы) включены расходы в объёме, больше заявленных регулируемой организацией.

За исключением объёма производства тепловой энергии, Протокол № 80 не содержит никакой информации о предложениях регулируемой организацией в части натуральных показателей, характерных для её деятельности и применённых ею при расчётах объёмах, ценах и тарифах, при этом при наличии в нём корректировок предложенных регулируемой организацией сумм расходов практически по всем основным статьям затрат, основания, по которым они произведены, в нарушение п. 32 Правил, в Протоколе № 80 отсутствуют.

В Протоколе нет информации о том, какие составляющие расчётов регулируемой организации, заявленные объёмы или цены, были скорректированы.

На основании п. 12 Методических указаний по расчёту тарифов в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом ФСТ от 13 июня 2013 г. № 760 – э  предусмотрено, что в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

В соответствии с п. 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406, при установлении тарифов на горячую воду из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

Информация о таких расходах и доходах  в Протоколе № 80 отсутствует. Между тем денежные средства на осуществление таких расходов и такие доходы сформировались в результате аналогичного регулирования тарифов на 2011 — 2017 годы, в процессе которого в состав валовой выручки так же включались необоснованные и завышенные расходы на топливо, электрическую, тепловую энергию и оплату труда.

Объём планируемых и фактических расходов на энергоресурсы за три года, предшествовавшие периоду регулирования, представлен в таблице 3:

Таблица 3

Расчёт разницы между запланированными в составе необходимой валовой  выручки и фактическими расходами  филиала АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» на энергоресурсы в 2015 – 2017 г.г.

2015 год
Показатели План,

тыс. руб

Факт, тыс. руб. План – факт,

тыс. руб

Отопление ГВС Отопление + ГВС
Топливо 329866,99 192515,35 73761,34 266276,69
Эл. энергия 79371,59 37493,47 18764,16 56257,63
Тепл. энергия 18861,3 10628,12 4866,74 15494,86
Итого: 428099,88 338029,18 90070,7
2016 год
Показатели План,

тыс. руб

Факт, тыс. руб. План – факт,

тыс. руб.

Отопление ГВС Отопление + ГВС
Топливо 330467,4 247399.32* 52864,15 300263,47*
Эл. энергия 84328,84 42161.15 20842,87 63004,02
Тепл. энергия 20821,8 11560,51 5149,4 16709,91
Итого: 435618,04 379977,4 55640.64
*-размещённая на сайте официальных органов государственной власти Республики Адыгея информация о деятельности филиала АО «АТЭК» Майкопские тепловые сети» за 2016 год в части фактических затрат на топливо в части отопления не соответствует действительности  исходя из следующего:

Согласно п. 2.2.1.1 таблицы объём потреблённого природного газа на производство тепловой энергии на отопление составил  45 442,60 тыс. м. куб.

его стоимость при цене за единицу объёма 5,4 тыс. руб. (п. 2.2.1.2) составила 245390,04 тыс. руб.

Стоимость угля, потреблённого в объёме 407,3 тонны (п. 2.2.2.1) по цене 4,89 тыс. руб. за тонну (п. 2.2.2.2)  составила 1997,7 тыс. руб.

Между тем объем вырабатываемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности по предоставлению услуг отопления  составил 274,5130 тыс. Гкал (п. 10) при удельном расходе условного топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть в размере 170,7 т.у.т на 1 Гкал (п. 17).

При таком расходе для производства тепловой энергии в указанном объёме необходимо 46859,37 тыс. т.у.т. из которых на уголь при коэффициенте перевода условного топлива в натуральное 407,3 * 0,876 = 356,79 т.у.т.

Объём потреблённого природного газа составит  (46859,37 – 356,79) /1,154 = 40296,86 тыс. м. куб. при его стоимости с учётом средней цены 5,4 тыс. руб за 1000м. куб 217 603 тыс. руб., что меньше указанного в информации о деятельности за 2016 год на 245390,04 — 217 603 = 27787.04 тыс руб.

С учётом этого обстоятельства суммарные расходы на энергоресурсы в 2016 году были меньше запланированных на

55640.64 тыс. руб. + 27787 тыс. руб = 83427 тыс. руб.

2017 год
Показатели План,

тыс. руб

Факт, тыс. руб. План – факт

тыс. руб.

Отопление ГВС Отопление + ГВС
Топливо 340321,96 229744,50 64876,90
Эл. энергия 88231,86 45803,30 19869,57
Тепл. энергия 23134,74 12352,88 4652,34
Итого: 451688,56 377299,5 74389,07

 

Итоговая разница между планом и фактом за три года составила 247886,8 тыс. руб.

Аналогичная ситуация имела место в 2011-2013 г.г.

Полученные предприятием необоснованные доходы, связанных с нарушением действующего законодательства в процессе тарифного регулирования, сопровождалось осуществлением необоснованных расходов. Такие доходы в части горячего водоснабжения и расходы в части отопления регулирующим органом не выявлялись, из состава валовой выручки при установлении тарифов на 2019 и последующие годы не исключались.

Между тем выявление регулятором таких расходов и доходов и их исключение из валовой выручки очередного периода регулирования в силу требований выше указанных нормативных актов является обязательным.

Данная правовая позиция  подтверждается  в определении Судебной коллегии по административным спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2014 года по делу № 1-АПГ14-4, исходя из содержания которого следует, что расходы на покупку энергоресурсов, которые были учтены при расчете тарифов на предыдущие периоды регулирования, но не освоенные предприятием на указанные цели при осуществлении деятельности, должны быть скорректированы и учтены в необходимой валовой выручке при расчете тарифов на следующий период регулирования.

Указанные обстоятельства, а так же рассмотренные выше факты завышения затрат по отдельным статьям расходов, составивших в итоговой валовой выручке 23 % от её общего объёма, свидетельствуют о том, что предусмотренная п. 28 Правил надлежащая экспертиза предложения РСО об установлении тарифов не проводилась.

Протокол № 80 не  содержит оценки достоверности представленных регулируемой организацией  данных, оценки финансового состояния организации — заявителя,  анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат, в нём не  приведен  сравнительный анализ динамики расходов по отношению к предыдущему периоду  регулирования, что несовместимо с принципом открытости процесса регулирования тарифов для потребителей, в том числе для населения, обозначенном в ч. 1 ст. 7 ФЗ № 190.

Предъявляемые к процессу тарифного регулирования требования федерального законодательства, изложенные в Правилах регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Правилах регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, являются  императивными, содержат, в том числе, порядок принятия решения об  установлении тарифов, который предусматривает последовательность  процедур и требований к ним, необходимых для принятия тарифного  решения, форму принятия решения и закрепления устанавливаемых  параметров.

Данный порядок является обязательным для органа  регулирования при установлении тарифов и исключает возможность  отступления от установленных процедур и требований по усмотрению  регулирующего органа,  а действие (бездействие) органа регулирования,  выразившееся в нарушении определенной нормативным правовым актом  процедуры установления тарифов, является нарушением требований  федерального законодательства и, соответственно, основанием для  признания такого тарифа недействующим в данном случае, когда такое  нарушение повлияло на правильность определения его размера. Такая правовая позиция изложена, к примеру, в Определении Судебной коллегии по административным спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2014 года по делу № 67-АПГ-14-1.

Предоставленный здесь перечень повлекших завышение тарифов нарушений федерального законодательства не является исчерпывающим и будет расширен при ознакомлении с материалами тарифного дела, документы которого, по версии регулятора, наделены грифом «Коммерческая тайна» и недоступны для потребителей.

В основе таких нарушений

– регулярно совершаемые с превышением полномочий действия должностных лиц органа государственной власти в интересах РСО, направленные на стабильное обеспечение последних необоснованными доходами с причинением ущерба гражданам и бюджету, характеризуемые как коррупция;

— отсутствие какого-либо контроля и надзора за исполнением федерального законодательства при ценообразовании в коммунальной сфере. как со стороны федерального центра, так и со стороны расположенных на территории региона ведомств.

За ширмой победных реляций «о не превышении предельных индексов роста платы за коммунальные услуги», в которые верят исключительно сами рапортующие – заключаемые «по понятиям» соглашения регулятора и РСО об установлении тарифов и нормативов потребления услуг, не имеющие никакого отношения к государственному регулированию по закону…

… С 1 января 2019 года в Республике Адыгея приступил к работе региональный оператор по обращению с отходами, запланированные годовые доходы которого сравнимы с годовыми доходами АО «АТЭК» в лице его филиала. Принципы формирования тарифов для отобранного ещё до объявления конкурса очередного коммунального монополиста в регионе аналогичны – завышение в составе планируемой выручки расходов на ГСМ, амортизацию техники в целом и закупку автошин в частности, расходов на фонд оплаты труда и отчисления в отсутствие реальных объёмов и массы твёрдых коммунальных отходов. Раньше цена услуги определялась договором исполнителя услуги и её потребителя. В городе Майкопе её размер в конце 2018 года в многоквартирном доме составлял 50 руб. 92 коп. в расчёте на 1 человека. «Отрегулированный» региональной властью платёж для этой категории потребителей больше почти в два раза    при сохранении, а в некоторых случаях – ухудшении качества выполняемых работ.

В стране – «мусорная реформа», регулируемая государством со всеми вытекающего из этого негативными последствиями для населения.

Подробнее об этом – в следующей части данного повествования…

30.01.2019 г.