Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Госрегулирование в ЖКХ – по закону и по понятиям — часть 2.

«Минприроды России озвучило список регионов, в которых успешнее всего реализуется «мусорная реформа». Адыгея вошла в число передовиков. Об этом заявил министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин… В Адыгее услугу по вывозу мусора предоставляет компания «Экоцентр», которая стала региональным оператором на территории субъекта.» (газета «Советская Адыгея», 14.01.2019 г.)

Слово «реформа» в последние годы ассоциируется в России исключительно с дополнительными поборами с граждан без изменения самих процессов, в отношении которых затеяны преобразования, и очередная реформа – «мусорная», в этом плане не стала исключением. В процессе «успешной реализации» реформаторских идей мусор в Адыгее поступает на ранее существовавшие свалки, качество его вывоза осталось прежним, а в отдельных районах ухудшилась, а цена услуги существенно возросла. И негодование граждан по этому поводу несколько омрачает их радость в связи с высокой оценкой происходящего в регионе представителем федерального центра (у остальных, оказывается, всё – ещё хуже…). За услугу раньше платили по договору, тариф и объём вывоза отходов определялись его сторонами, а замена слова «вывоз» на сочетание «обращение с» не должно бы привести к такому удорожанию. Но…

Родился очередной нормотворческий шедевр — Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 17 сентября 2018 г. № 131-п «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.» (далее – Приказ 131-п),

Приказ опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 10 сентября 2018 г. На этом же сайте размещён протокол № 18 заседания Коллегии Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 7 сентября 2018 года (далее – Протокол 18).

В соответствии с п. 21. Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 такой протокол должен содержать основные статьи (группы) расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной п. 29- п.31 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утверждённых тем же постановлением,  виды и величину расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, с указанием оснований принятия такого решения. Такие данные в Протоколе 18.отсутствуют. «Провозгласив» размер запланированной необходимой валовой выручки регионального оператора — ООО «Эко Центр» на 2019 год в объёме почти 600 миллионов рублей, разделённой в протоколе на пять укрупнённых групп расходов и тариф на обращение с ТКО в сумме 506,7 руб. за кубометр (608,04 рублей за кубометр с учётом НДС для населения), Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея «засекретило» c благословления надзорного ведомства как материалы тарифного дела, так и сведения, которые в силу закона должны содержаться в составе размещённого в открытом доступе Протокола.

Цель введённого режима секретности очевидна:  обеспечить необоснованными доходами «новоиспечённого» региональной властью монополиста за счёт использования при расчётах за услугу с потребителями незаконных и завышенных предельных тарифов. Создание очередной «кормушки для сомнительной лавочки», на недопустимость существования которой Президент России указывал на совещании в Сочи в далёком 2013 году, в регионе состоялось…

Доказать необоснованность утверждённого тарифа несложно даже в отсутствие  детализации включённых в него расходов.

Согласно п. 18 Основ ценообразования в сфере обращения с ТКО, «тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Принятая регулятором масса отходов в количестве 142,04 тыс. тонн в два раза меньше указанной в конкурсной документации по отбору регионального оператора и в территориальной схеме обращения с отходами в размере 295,91 тыс. тонн, что само по себе является основанием для отмены результатов конкурса либо уменьшения тарифа в два раза на основании п. 89 Основ ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, п. 84 методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Приложение к приказу ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16), п.2 письма ФАС от 19 апреля 2017 г. N ВК/26417/17, приложения № 6 к документации об отборе регионального оператора, поскольку в соответствии с положениями указанных документов тариф не может быть выше цены, указанной в конкурсной документации об отборе регионального оператора.

Объём вывозимых отходов в конкурсной документации отсутствовал, а учтённый при расчёте тарифа в размере 1183,63 тыс. кубических метров на момент утверждения тарифа не был  подтверждён ни схемой обращения с отходами, которая не уточнялась, ни нормами накопления, установленными постановлением Кабинета министров  Республики Адыгея от 28  октября 2016 г. № 198 в пересчёте на потребителей услуг, ни данными о фактическом объёме за предыдущий год, ни динамикой образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года.

Содержащиеся в Постановлении 198 различия в массе кубометра отходов, образующихся в многоквартирных домах  в муниципальных образованиях, в которых преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая и прочие виды промышленности в пределах 200 кг., а в иных муниципальных образованиях — в пределах 100 кг. (в 2 раза), не объяснят даже авторы этого документа.

По версии регулятора, территориальная схема обращения с отходами в части сведений об их массе 142,04 тыс. тонн и объёме 1185,63 тыс. куб. м., на основании которых рассчитан тариф изменена (схема «подогнана» под данные, использованные при расчёте тарифа) на основании Приказа Минстроя РА от 01.10.2018 № 165-п, появившегося  через 23 дня после утверждения тарифа. Издание запоздавшего  Приказа противоречит утверждённому Правительством РФ порядку внесения изменений в схему.

В условиях, когда размер одного из двух показателей в формуле определения тарифа  – делитель, ничем не обоснован, следует оценить обоснованность делимого – необходимой валовой выручки.

Неоценимую помощь в этом оказали официальные средства массовой информации и Интернет.

Согласно многочисленным публикациям, по инициативе Главы Республики Адыгея плата за обращение с отходами для жителей сельской местности региона снижена на 30 рублей.

За сельских тружеников, и не тружеников тоже, можно порадоваться.  Таких граждан на нашей территории примерно 200 тысяч человек, а годовая сумма доходов, внезапно выпавших «с разрешения месткома и культпросветкомиссии» из запланированной необходимой валовой выручки ООО «Эко Центр», выдаваемой регулятором за обоснованную, составила более 70 миллионов рублей. Почему из выручки? Потому что нормы накопления, утверждённые постановлением Кабинета министров РА 198, не изменились. На фоне принятого решения надо было бы порадоваться за всех граждан, поделив  выручку на сохранившийся объём отходов и уменьшив тариф для всех потребителей на 12,3 %.

Но «культпросветкомиссия победила местком». Плата снижена для территорий, более удалённых от мест накопления отходов, и сохранена в завышенном размере для города Майкопа, в котором сосредоточено порядка 40 % потребителей услуги регионального оператора, а среднее расстояние транспортирования отходов от места их сбора до именуемой полигоном городской свалки составляет всего 12 километров, в связи с чем оценить уровень обоснованности принятого вопреки методике ценообразования без каких- либо расчётов «на основании анализа всех составляющих тарифа на вывоз ТКО и выявления резервов для снижения тарифа для жителей сельской местности» решения, противоположного здравому смыслу, достаточно проблематично. Обозначенный в СМИ порядок его принятия («региональным оператором принято решение об изменении величины оплаты за вывоз ТКО в сельской местности и снижении тарифа для сельских поселений примерно на 30 рублей») противоречит статье 157 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой размер платы за услугу производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. На основании  п. 8 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, в случае принятия решения о дифференциации тарифов по муниципальным образованиям  решение об установлении тарифов отдельно по каждому муниципальному образованию, на территории которого осуществляет деятельность регулируемая организация, принимает исключительно орган регулирования, подкрепляя принятое решение обосновывающими его расчётами и издавая соответствующий нормативный правовой акт. Установленный Правилами предоставления коммунальных услуг порядок определения размера платы предусматривает использование утверждённых тарифов и нормативов, которые должны быть отражены в составе платёжного документа, требования к которому утверждены соответствующим Приказом Минстроя РФ. «Делегирование» государственных полномочий по установлению нормативов и тарифов коммерческой структуре законом не предусмотрено.

Согласно Протоколу 80 заседания коллегии УГРЦТ РА, в составе 600 млн. руб. необходимой валовой выручки 474 млн. руб. (79%) приходится на сбор и транспортирование ТКО (в тарифе – 400,68 руб/м.куб без НДС, 480,82 — с НДС для населения). 

Расчёты, обосновывающие эту сумму,  подразумевают определение затрат на технический осмотр мусоровозов до выхода на линию, их техобслуживание и ремонт, на погрузку, выгрузку и транспортировку ТКО до мест обезвреживания, расчёт стоимости нулевых пробегов и стоимости заездов к домам при сборе отходов, прочих расходов, не связанных с производством (транспортного налога в частности) Затраты на ГСМ формируются с учётом протяжённости рейсов, видов коммунальных машин, норм расхода топлива, объёма перевозимых отходов с учётом коэффициента их уплотнения в бункере мусоровоза. С учётом нормативного времени работ формируется фонд оплаты труда водителей, грузчиков и ремонтного персонала, отчисления с ФОТ. Данными, необходимыми для выполнения подобных расчётов, на момент утверждения тарифов регулятор не обладал, а так же не мог учесть того обстоятельства, что в процессе последующей деятельности региональным оператором в нарушение санитарных норм для отдельных муниципальных образований будет принят график вывоза ТКО – 1 раз в неделю, для частного сектора – 2 раза в неделю, в том числе в летний период, что прямо влияет на все указанные выше составляющие расчётов. Достоверная информация о технических характеристиках  используемой в настоящее время коммунальной техники отсутствовала.

Кроме того, представляется, что в ходе самостоятельного определения затрат на сбор и транспортирование отходов в составе валовой выручки регионального оператора  должностные лица регулирующего органа несколько превысили свои полномочия, определив эту составляющую без учёта п. 88 Методических указаний (Приказ ФАС России от 21.11.2016 г. № 1638/16), на основании которого расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором. Сторонние организации и договоры отсутствуют.

Между тем на основании п. 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 года N 1133, в случае, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации. цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться с учётом результатов торгов, порядок проведения которых в форме аукциона определён этими Правилами.

В зоне деятельности ООО «Эко Центр» образуется 100 % ТКО, образующихся в Адыгее, однако аукцион по отбору операторов по сбору и транспортированию отходов в период, предшествовавшей дате утверждения тарифов, не проводился, что является прямым нарушением, в том числе, антимонопольного законодательства. Логика принятого  правительством постановления понятна: такой аукцион проводит сам региональный оператор, делит территорию не менее чем на три лота, определяя цену услуги по каждому из них. Завышение начальной цены по отношению к обоснованной увеличит количество претендентов на выполнение работ, обеспечит гарантированное снижение цены в ходе отбора и не исключает возможную победу тех участников, которым «свои»  деньги отдавать не хочется, занижение – возложит обязанность руководствоваться этой ценой самому региональному оператору при отсутствии заявок на конкурс.

В случае победы в ходе аукциона «сторонних» организаций — операторов по сбору и транспортированию ТКО, в части их затрат на выполнение работ расчётная предпринимательская прибыль в составе необходимой валовой выручки регионального оператора на основании п. 90(1) Методических указаний, утверждённых Приказом ФАС России от 21.11.2016 г. № 1638/16 не включается, что так же ведёт к снижению тарифа в целом.

Сознательное в данном случае и молчаливое одобренное органами государственной власти уклонение от проведения обязательного в силу закона аукциона было направлено на завышение цены. Дополнительным фактором, повлиявшим на размер её завышения, явилось  включение в состав расходов на сбор и транспортирование ТКО лизинговых платежей в сумме более 150 миллионов рублей в рамках закупки коммунальных машин (власть великодушно оплатила отсутствующие в коммерческой структуре средства производства деньгами потребителей, более 90 % которых — население. Знают ли граждане об этом факте?) . Проведение аукциона в данном случае способствовало бы уменьшению валовой выручки по крайней мере на указанную сумму в связи с фактическим наличием необходимой техники у его возможных участников. Разместив информацию о закупке услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Майкопского и Красногвардейского районов Республики Адыгея 13 ноября 2018 года, ООО «Эко Центр» отказалось от её проведения 23 ноября 2018 года «в связи с производственной необходимостью» 

400 рублей за сбор и транспортирование 1 м.куб. ТКО  на территории «компактной» Адыгеи, принятые в составе тарифа – необъяснимо много.

Убедиться в завышении тарифа в этой части, а так же запланированной расчётной предпринимательской прибыли в размере 5 % от этих (в том числе) расходов несложно и в отсутствие расчётов, используя аналоги.

К примеру, ограничивая непомерные аппетиты выполняющих такую работу организаций, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы регулярно при утверждении расценок и цен на отдельные виды работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. утверждает в том числе предельные расценки на транспортировку отходов из домовладений (от населения) на полигоны, мусороперегрузочные станции, мусоросжигательные заводы по маркам мусоровозов без НДС с градацией на километр пробега.

Действующий в настоящее время документ – распоряжение Департамента от 23 июня 2017 г. N 05-01-06-112/7 (Приложение 13).

С учётом того обстоятельства, что на территории Республики Адыгея вывоз отходов региональным оператором производится коммунальными машинами на базе МАЗ и КАМАЗ, следует отметить, что при предельной стоимости транспортирования отходов 400 руб/м.куб, согласно расчётам Московского департамента, пробег автомобилей указанных видов составляет примерно 60 километров. В тарифе – время простоя в московских пробках и зарплата персонала, размер которой намного превышает как средний по России, так и имеющий место в нашем регионе, занимающем по этому показателю одно из последних мест в стране.

За пределами 60 километров от установленных мест складирования отходов в  республике проживает не более 1  % населения. Средняя стоимость сбора и транспортирования отходов для Майкопа при расстоянии 12 километров составляет не более 200 рублей за кубометр.

Удаляясь от Москвы и Майкопа «до самых до окраин»,  следует отметить, что в других регионах утверждённый правительством РФ порядок определения цены вывоза ТКО действует: в ходе проведения региональным оператором Амурской области ООО «Полигон» в электронной форме аукциона по отбору организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО в г. Благовещенске средняя цена услуги определена в размере 200 рублей за кубометр.

Ввиду отсутствия каких — либо данных оценить обоснованность в составе необходимой валовой выручке расходов регионального оператора на заключение и обслуживание договоров в размере 14,5 миллионов рублей не представляется возможным. Можно только предположить, что количество таких договоров определено без учёта того факта, что в большинстве многоквартирных домов столичного центра собственниками жилья не приняты решения о заключении «прямого» договора с ООО «Эко Центр», что существенно влияет на такой показатель.

Завышенной является расчётная предпринимательская прибыль в объёме 28,5 миллионов рублей, определённая в размере 5 % от затрат, в том числе от  расходов на сбор и транспортирование ТКО ввиду явного завышения последних, а так же от  расходов на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с ТКО, так как эта прибыль в указанном размере была обоснованно учтена в состав валовой выручки сторонних организаций — операторов по обработке и захоронению отходов — ООО «Транс Сервис» и ООО «Транссервис» (Протокол № 17 заседания Коллегии УГРЦТ РА от 7 сентября 2018 г.).

Оценивая обоснованность тарифа в целом, можно сравнить его с тарифами в других регионах. Возьмём, к примеру, Калмыкию. Почему? Условия оказания услуги примерно одинаковы:  40 % населения проживает в Элисте, рядом с местом захоронения отходов, 60 % — в районах республики, цены на ГСМ и материалы идентичны, низкая средняя зарплата, используемая при определении затрат на оплату труда. Протяжённость территории региона – примерно в два раза больше, что приводит к завышению расходов в среднем по сравнению с Адыгеей..

В соответствии с федеральными нормативными актами Приказом РСТ Республики Калмыкия от 26 сентября 2018 года № 72-п/тко утверждён предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 476,58 руб/м.куб с учётом НДС для населения с 1 января 2019 года (на 28 % меньше установленного в Адыгее при предельных расстояниях транспортирования отходов в 2 раза больше) Приказом утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, дифференцированные по районным муниципальным образованиям Республики Калмыкия и Элистинскому городскому округу. Их размер, и это обосновано с точки зрения разума и экономики, для населения Элисты составляет 314,11 руб/м.куб., 711,42 руб/м.куб для районов. Нормы накопления 2,4 куб.м в МКД, 2,6 м.куб. в частном секторе в год для Элисты, 1, 5 и 1,4 для районов соответственно, что логично с учётом частоты вывоза и объёма отходов. Цена услуги в МКД – 62,82 руб. с человека в месяц в Элисте (примерно столько было в Майкопе до появления регионального оператора) 82,93 руб. – в районах, что объяснимо с учётом расстояний… В соседнем Краснодаре при тарифе 360,63 руб/м.куб и норме накопления в МКД 2,31 м.куб на человека в год цена услуги – 69,48 руб. с человека в месяц. Тариф в Иваново в размере 480,8 руб./м.куб., с применением которого формировалась цена в размере 86,4 руб. с человека, оспорен в суде прокурором и признан недействующим. Предписания о приведении тарифов на обращение с ТКО в соответствие федеральному законодательству выданы ФАС России регулирующим органам Курской, Ростовской, Челябинской, Астраханской областей.

Примерно так должны выглядеть на данном этапе результаты госрегулирования в сфере обращения с ТКО и реакция надзорных органов в случае их завышения — по закону.

Процесс регулирования «по  понятиям» — иной.

В нашем регионе он состоял из нескольких этапов.

  1. Безальтернативный отбор регионального оператора, «имя» которого всем было известно ещё до размещения конкурсной документации об отборе
  2. Утверждение уполномоченным органом по согласованию с вышестоящими товарищами значительно завышенных тарифов на услугу в отсутствие предусмотренных нормативными правовыми актами федерального уровня расчётов, обосновывающих их размер, с нарушением принятого порядка ценообразования.
  3. Обнаружение вышестоящими товарищами по согласованию с товарищем региональным оператором «скрытых» в полном смысле этого слова резервов, не замеченных уполномоченным органом, позволивших уменьшить цену услуги во избежание возможных возмущений граждан на отдельно взятых территориях.
  4. Снижение товарищем региональным оператором, без появления каких – либо нормативных актов о дифференциации, тарифов на вывоз ТКО для населения районов республики исходя из принципа абсурдной экономики: выше себестоимость – ниже цена.
  5. Пиар – компания о свершившемся при участии власти снижении цены услуги, которая с приходом регионального оператора по факту возросла с 1 января 2019 года в два раза и значительно превышает цену в других регионах . Ложное частичное «облагодетельствование» одних граждан за счёт других.

Ситуация достаточно глупая, и менять её надо, начиная с «чистого» листа. Менять надо и нормативы, и тарифы, уменьшая размер сознательно созданного вопреки интересам населения очередного коммунального «общака». Логичное изменение нормы накопления отходов для населения районов в обоснование принятого волюнтаристского  решения об изменении цены для этой группы потребителей автоматически делает ничтожным размер необходимой валовой выручки регионального оператора ввиду уменьшения количества совершаемых мусоровозами рейсов большой протяжённости.

Добровольно принимать обоснованные и законные решения в коммунальной сфере у нас не принято. Причины, лежащие в основе беззакония, отражены ранее…

Гриф секретности с тарифного дела, в ознакомлении с которым потребителю услуги отказано регулятором и надзорным ведомством, снимется в ходе истребования его материалов судом, Тариф не устоит, а его сегодняшние абсурдные составляющие в развёрнутом виде будут отражены в одной из очередных публикаций на эту тему…

Н. Долотов