Свои скромные статистические наблюдения о динамике изменения платы за электроэнергию на примере одного «домохозяйства» представляю своему читателю лишь на том основании, что они характеризуют региональную политику при ценообразовании на услуги электроснабжения для населения в целом. Избранный начальный период наблюдений – 2011 год, не является случайным. Это был последний год, в котором совпадали одноставочный тариф на электроэнергию и тариф, дифференцированный по зонам суток, установленный для дневной зоны, «ночные» киловатты стоили чуть ли не вдвое меньше «дневных», а ОДН ещё не придумали. Неутомимые пропагандисты вещали гражданам о чудо – электросчётчиках и пожизненной экономии денежных средств на ЖКУ после их установки. Обещанное счастье было недолгим… По причинам, изложенным ниже, оно закончилось в августе 2012 года.
Тарифы на электроэнергию для населения Краснодарского края и Республики Адыгея в «отчётных» периодах, были установлены приказами Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края. Их размер, в руб/кВт*ч, представлен в таблице:
Период
действия |
Одноставочный
тариф |
Тариф, дифференцированный по зонам суток | |
Дневная зона | Ночная зона | ||
2011 г. | 3.06 | 3.06 | 1.70 |
С июля 2012 г. | 3.23 | 3.24 | 1.80 |
С июля 2013 г. | 3.62 | 3.71 | 2.07 |
С июля 2014 г. | 3.76 | 3.85 | 2.15 |
С июля 2015 г. | 4.12 | 4.36 | 2.43 |
С июля 2016 г. | 4.28 | 4.77 | 2.57 |
С июля 2017 г. | 4.44 | 4.96 | 2.67 |
% роста (июль 2017г. к 2011 году) | 45% | 62% | 57% |
Среднестатистический объём потребления электроэнергии в период с 23 до 7 часов в многоквартирном доме составляет примерно 20% от её общего объёма. Исходя из этого обстоятельства достаточно просто оценить в динамике «выгоду» установки двухтарифного электросчётчика в условиях избранных регулирующим органом принципов формирования тарифов по зонам суток.
В 2011 году размер платы за электроэнергию в квартире при её потреблении в объёме 200 квт*ч в месяц при однотарифном счётчике составлял: 3,06 * 200 = 612 руб.;
при двухтарифном: 3,06 * 160 + 1.70 * 40 = 557,6 руб., или на 54,4 руб. меньше.
В июне 2017 года при том же объёме размер платы составляет в первом случае: 4,28* 200 =856 руб.
во втором: 4,77*160 + 2.51*40 = 863,6 руб.
«Выгода» динамично улетучилась, а сам платёж за индивидуальное потребление электроэнергии для гражданина, установившего двухтарифный счётчик, в сопоставимых условиях увеличился за 5 лет на 61,6%.
Оценивая динамику роста платы за услугу в целом, следует вспомнить, что в 2011 году гражданам не начислялась плата за ОДН, введение которой с 1.09.2012 и по настоящее время, уже в форме платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, является предметом острых дискуссий и всеобщего недовольства. С 1 января 2017 года её размер стал фиксированным, определяется одноставочными тарифами и нормативами потребления на ОДН, установленными субъектами Федерации. Старания Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея по наполнению казны Кубанского сбыта при их установлении подробно описаны в публикациях «ДоОДНились, донормативились», «НПА как признательные показания органа госрегулирования в сфере ЖКХ».
Сформированный с применением плодов этих стараний объём потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в 32 – квартирном пятиэтажном доме с плохо освещаемыми чердаком и подвалом, в котором я проживаю, в течение 5 месяцев составляет более 4000 кВт*ч в месяц при среднемесячном суммарном индивидуальном потреблении в жилых и нежилых помещениях в пределах 6000 кВт*ч. «Электронадбавка» к стоимости содержания жилья — 450 рублей в месяц.
Среднемесячный размер платы за электроэнергию с учётом этого обстоятельства составляет уже 863,6 + 450 = 1313,6 руб., при её росте по отношению к 2011 году, составляющем 236%.
Нас постоянно убеждают в том, что рост тарифов на коммунальные услуги и платы за них для граждан в последние годы ниже официальной инфляции, плохо согласуемой с ценами на колхозном рынке. В рамках избирательной статистики можно заявить, что в обозначенном мною периоде рост платы за электроэнергию составил 45 %. И это будет правдой, взятой из столбца 2 представленной выше таблицы. Такая правда нужна для подтверждения того, что всё население страны много лет защищено государством в лице его федеральных органов от коммунального произвола «на местах» предельными индексами роста платы за услуги «в сопоставимых условиях».
Другая правда о цене коммунальных услуг формируется при установлении нормативов потребления и тарифов региональными органами государственной власти. И эта правда, отражённая в квитанциях на оплату ЖКУ граждан, составляющих в сумме то самое «население страны», как правило, плохо гармонирует с федеральной правдой…