Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Коэффициент коммунального абсурда.

fbef5456f113816338a0b4f6cfe2c4a5_XLНаверное, прежде чем обсуждать перспективы применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг с 1 января 2015 года, необходимо понять, по какой причине индивидуальные и коллективные приборы учёта коммунальных услуг и ресурсов, избавляющие граждан от напасти дополнительного платежа, до сих пор не установлены в каждом многоквартирном доме.

Казалось бы, всё было продумано до мелочей. Статья, отмеченная несчастливым номером 13 Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» гарантировала окончательную победу над «бесприборным» потреблением услуг до 1 июля 2013 года. Даже при отсутствии мыслей собственников о движении по намеченному пути, именно к этому сроку ресурсоснабжающие организации были «обязаны совершить действия по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют».

В ситуации, когда контроль исполнения работающими в сфере коммунального хозяйства монополистами возложенных на них обязанностей в стране сведён до минимума, требование Закона в очередной раз было ими понято как дружеское предложение власти, и реализовывалось оно исключительно в части установки коллективных приборов учёта в городах с заниженными нормативами потребления, где установка данных приборов сулила дополнительную прибыль.

То, что данные действия явились скорее не правилом, а исключением, невольно свидетельствует о том, что реализация ресурсов, сформированная на основании нормативов, часто предпочтительней для поставщиков их реальных объёмов, учитываемых приборами учёта, т.е. нормативы потребления коммунальных услуг во многих муниципальных образованиях значительно завышены. В частности, по итогам 2013 года по данным одной из управляющих компаний, обслуживающей жильё площадью 180 тыс. квадратных метров в городе Майкопе, среднемесячное потребление тепловой энергии на отопление, зарегистрированное приборами учёта за отопительный сезон, оказалось на 42% меньше нормативного.

Уровень оснащённости многоквартирных домов приборами учёта во многом определялся стоимостью их установки. Данный показатель в части электроэнергии и воды достаточно высок и применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления данных услуг является на этом этапе вполне обоснованным. Более того, их применение будет положительно воспринято подавляющим большинством собственников жилья, вынужденных ранее оплачивать дополнительные коммунальные услуги на общедомовые нужды в связи со «сверхнормативным» индивидуальным потреблением услуг в квартирах не установивших приборы жителей.

Ситуация в сфере отопления несколько иная. В связи с большой стоимостью приборов учёта тепла оснащённость ими многоквартирных домов в большинстве муниципальных образований редко превышает 60% от потребности. Обоснованность же применяемых нормативов потребления на отопление вызывает большие сомнения, прежде всего в связи с оригинальностью принимаемых в этой сфере нормативных актов.

«Тащить и не пущать!» — единственный девиз, характеризующий работу в стране по их упорядочению со времени внесённых Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 237-ФЗ изменений в Жилищный Кодекс изменений, связанных с передачей функций по установлению нормативов на уровень Субъектов Российской Федерации.

«Динамичность» этого процесса определяется перечнем меняющих номера документов в их хронологической последовательности:

ПП РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

П.5: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг … не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений…», внесённых в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг ПП РФ от 28 марта 2012 г. № 258.

ПП РФ от 27 августа 2012 г. N 857:

П. 1. б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.

ПП РФ от 10 сентября 2013 г. № 795.

П. б). Признать п.п. б). п. 1. ПП РФ от 27 августа 2012 г. № 857 утратившим силу.

ПП РФ от 17 декабря 2014 г. № 1380.

П. 2. б). Решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка осуществления такого расчета, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам«, c использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 г., принятые в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 «Об  особенностях применения в 2012 — 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», действуют до отмены принявшими их органами…

Последнее Постановление достаточно интересно – оказывается, нормативный акт Субъекта Федерации, принятый с учётом позже отменённого положения нормативного акта Федерального, может действовать во времени бесконечно долго.

Критиковать лиц, готовящих документы для подписания Председателем Правительства РФ не хочется, поскольку они, являясь не читателями, а писателями, не всегда помнят о своих более ранних произведениях. Рассеянность – черта, присущая российской интиллигенции. Большего внимания заслуживает факт использования регулирующими органами созданной в правовом поле неразберихи для принятия решений, обеспечивающих теплоснабжающим организациям приличные доходы, получаемые ими при оплате населением не произведённой тепловой энергии.

imagesБлагодаря такому решению в Республике Адыгея, в её столице – городе Майкопе – и в 2015 году снова останутся в силе принятые в 2007 году муниципалитетом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, не учитывающие конструктивные особенности многоквартирных домов и их этажность. К платежам проживающих в домах «этажностью» 4 этажа и выше граждан к завышенному для них на 30 % нормативу потребления начнут применяться повышающие коэффициенты, т. е. платить за предоставенную услугу с1 января 2015 года они будут уже на 40% больше её реальной стоимости… И Адыгея в этом плане на Российских просторах не одинока… Если Вы проживаете в доме указанной категории, а действующий норматив потребления является единым для Вашего муниципального образования – у Вас отобрали прово платить за услугу её реальную цену ещё до применения повышающего коэффициента.

Возвращаясь к Постановлению Правительства № 306, попытаемся понять, были ли у нашего регулирующего органа на фоне его узаконенного бездействия законные основания для принятия иных решений.

Согласно п.16 утверждённых данным документом Правил, Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:

а) изменение … климатических условий, при которых объем … тепловой энергии … в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (В соответствии со строительной климатологией продолжительность периода с температурой 8 и менее градусов по городу Майкопу составляет 148 суток, использованы при расчёте норматива 171 сутки);

б) внесение изменений в Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (После передачи полномочий по установлению нормативов потребления Субъектам РФ изменения в Правила вносились 4 раза: в Правилах приоритетным методом определения нормативов является метод аналогов, однако на практике необоснованно используется расчётный метод для всех видов коммунальных услуг, в рамках последних изменений уже представлена таблица, обязывающая устанавливать нормативы на отопление с учётом этажности зданий, но их усреднение имеет место);

в) получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом (Обязанность предоставлять сведения на их обладателей возложена, но право их требовать регулятором не использовано).

images1Как видите, причины для изменения нормативов потребления были, но выбирая между интересами населения и интересами поставщика ресурсов, регулятор при принятии своих решений стабильно защищал и защищает интересы бизнеса.

На данном этапе применение «санкций» в форме использования при расчётах платежей  каких – либо «надбавок» к нормативам потребления на отопление является абсурдом ещё и потому, что используемый в тепловычислителе прибора учёта алгоритм расчёта количества тепла аналогичен алгоритму, используемому при пределении нормативов расчётным методом.

В связи с этим целесообразно было бы до введения указанных в ПП РФ № 306 повышающих коэффициентов обязать регулирующие органы привести сами нормативы в соответствие всем требованиям данного документа в максимально короткие сроки. И если это Правительством не сделано, на этапе, когда коэффициент невысок, самим собственникам жилья необходимо заставить каждую упавляюшую домом компанию воспользоваться данным ей недавно правом выступить инициатором этого процесса и направить регулятору необходимые для пересмотра нормативов потребления данной услуги документы.

Что касается установки коллективных приборов учёта тепла и приборов учёта горячей воды, фиксирующих её температуру (при установке обычных водомеров риск получения некачественной услуги порой гарантирован), то в ситуации, когда собрать на эти цели деньги с жильцов дома достаточно проблематично, необходимо, по крайней мере, организовать собрания собственников, на которых принять решение о направлении требования в ресурсоснабжающую организацию об установке приборов с рассрочкой платежа за выполненные работы на пять лет. А при отсутствии реакции на подобное решение – активнее обращаться в лишённые на этом направлении собственной инициативы контролирующие и надзорные органы с предложением о применении к не выполняющим требование Закона об энергосбережении монополистам мер административного воздействия…

Николай Долотов

 

 

 

 

 

  1. Иногда доходило до абсурда — расход на общедомовые нужды превышал объем воды, потребленной согласно показаниям счетчика. И вот для того, чтобы стимулировать собственников жилья к установке индивидуальных и общедомовых приборов учета, на нормативы потребления введены повышающие коэффициенты. Причем это касается не только индивидуального потребления, но и коллективного тоже.

  2. Иногда доходило до абсурда — расход на общедомовые нужды превышал объем воды, потребленной согласно показаниям счетчика. И вот для того, чтобы стимулировать собственников жилья к установке индивидуальных и общедомовых приборов учета, на нормативы потребления введены повышающие коэффициенты. Причем это касается не только индивидуального потребления, но и коллективного тоже.

Добавить комментарий