…Вчера в Кабинете министров Республики руководители органа государственного регулирования цен и тарифов и теплоснабжающей организации в присутствии представителей Государственной жилищной инспекции, Роспотребнадзора, Министерства строительства и ЖКХ, а так же городской администрации разъясняли управляющим компаниям причины, по которым, несмотря на внесённые двумя Постановлениями Правительства РФ в Правила определения нормативов потребления и Правила предоставления коммунальных услуг, в городе пока не планируется введение в действие нормативов потребления тепловой энергии на отопление и подогрев воды, определённых в соответствии с требованиями ПП РФ № 306, а так же предоставление потребителям горячей воды с температурой выше 55 градусов Цельсия. На фоне того, что требование об установлении норматива на подогрев воды Правилами определено совсем недавно, желание заодно объясниться по поводу применения завышенных нормативов на отопление, не приведённых в соответствие требованиям нормативных документов с 2011 года, выглядело несколько запоздалым.
Как оказалось, приведение нормативно – правовых актов органа государственного регулирования в соответствие действующему законодательству и оказание услуг с нормативными параметрами качества может ухудшить экономическое состояние коммерческой структуры, занимающей монопольное положение на рынке коммунальных услуг.
О том, что на данном этапе экономика предприятия выглядит достаточно неплохо, косвенно свидетельтвовали минутные откровения руководителя РСО. При отсутствии в открытом доступе предусмотренной утверждённым Правительством Стандартом информации о фактической деятелности данной организации за последние три года, внезапные рассуждения о 60 миллионах рублей прибыли и сокрушения по поводу того, что часть денег не получена из – за банкротства двух управляющих компаний, выглядели весьма забавно.
Идея о необходимости получения необоснованных доходов за счёт применения при расчётах с населением завышенных нормативов потребления на отопление и систематического «недогрева» горячей воды в целях погашения коммерческих рисков, возникших на локальных территориях, у присутствующих, и без того испытывающих чувство брезгливости и неловкости от происходящего, воодушевления не вызвала…
Поскольку руководителем регулирующего органа были озвучены намерения упорядочить нормативы и тарифы в 2016 году (обещаного в народе три года ждут, обещанного властью – пять лет), участники перешли к обсуждению того вопроса, во имя которого и был сформирован их состав:
Насколько горячей воде в кранах горожан быть?
Несмотря на то, что в Правилах предоставления коммунальных услуг её температура, определённая в размере от 60 до 75 градусов, не даёт оснований для дискуссий, первую «ставку» в начавшемся аукционе «на снижение» сделал регулятор: 55. Как оказалось, вопреки требованиям действующего законодательства в процессе регулирования тарифов объём реализации тепловой энергии на нагрев воды был сформирован с учётом именно этой температуры. По версии должностного лица государственного органа, сделано это было исключительно в интересах населения. Объяснение достаточно спорное, поскольку увеличение планового объёма реализации услуг в данном случае приводит к снижению тарифа на них, а если при этом в соответствии с п.16. Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406, из планируемой необходимой валовой выручки предприятия исключить экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, сумму которых регулятор и РСО упорно скрывают (опрометчивое высказывание директора на данном совещании не в счёт), снижение было бы значительным. Понимая, что уменьшение тарифов на фоне их постоянного роста для отдельных граждан может явиться причиной нервного срыва, не думаю, что данные действия регулятора смогли бы существенно пошатнуть здоровье большинства горожан.
Озвученная цифра 55 не является фактом и проблема заключается в том, что в целях извлечения дополнительной и необоснованной прибыли РСО регулярно поставляет воду в многоквартирные дома с температурой от 45 до 54 градусов, при которой объём снижения платежа, рассчитанный на основании Правил предоставления коммунальных услуг, составляет более 100%.
Нисколько не сомневаюсь в том, что главным инициатором совещания на высоком региональном уровне был руководитель ресурсоснабжающей организации. Намеченная им цель мероприятия предельно ясна – с привлечением органов государственной власти и контроля понудить управляющие организации не предпринимать мер, направленных на улучшение качества коммунального обслуживания собственников жилья, отучить любопытных задавать вопросы, связанные с регулированием нормативов потребления и тарифов на оказываемые данной организацией услуги. С учётом отсутствия на совещании представителей надзора, в случае достижения поставленной цели управдомам было предложена помощь в улаживании вопросов, связанных с претензиями прокуратуры к качеству горячей воды. (Как на фоне подобных предложений не вспомнить мелькающие в местной прессе высказывания руководителя РСО о том, в отношении какого управдома и когда будет возбуждено уголовное дело, о регулярных проверках всей хозяйственной деятельности управляющих компаний в сязи с задолженностью за тепловую энергию?)
Насколько поставленная монополистом цель была достигнута — покажет время.
Во всяком случае, в ответ на предложение не соблюдать Постановление Правительства № 354, «потому что…», встречного предложения от управляющих компаний философски относиться и к Постановлению № 491 к власти не поступило, что потребителей услуг не может не радовать. Признания же нарушителей в несоблюдении законодательства в присутствии людей, не обременённых статусом государственных или муниципальных служащих, поставило должностных лиц контрольных органов в достаточно сложное положение — при непринятии мер по восстановлению законности из разряда лиц, не владеющих в полном объёме необходимой информацией, они формально перейдут в состав соучастников правонарушений, связанных с незаконным сбором с населения денежных средств в «особо крупных» суммарных объёмах.
Такой вот весенний коммунальный сон. Назвать его былью достаточно сложно, потому что даже под присягой приснившиеся персонажи, вероятно, не скажут об участии в подобном мероприятии. Представители органов власти и контроля — из – за унизительного для них положения, в которое были поставлены инициатором шоу, фактически представившим их лицами, находящимися у него на службе. Руководители управляющих компаний – из – за тотального контроля их деятельности (как бы чего не вышло). Пусть всё останется ночными фантазиями.
А места этим фантазиям не будет тогда, когда из кранов горожан потечёт вода с температурой не ниже 60 градусов, когда будет делаться перерасчёт платежей во всех случаях не соблюдения параметров качества данной услуги, когда начнут действовать установленные в соответствии с законом нормативы потребления и тарифы.
У региональной власти и органов государственного контроля и надзора в арсенале достаточно полномочий и методов, для того чтобы управлять содержанием наших пока кошмарных коммунальных снов. Вот только кто может заставить их воспользоваться этим арсеналом? На примере с электропоездами понятно, что такой человек в России есть, но беспокоить его пока по пустякам не хочется.
Николай Долотов