Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Право в ЖКХ. Если прибор учёта регистрирует параметры качества услуги…

BR_084— Мне надо принять ванну, выпить чашечку кофе…

— Будет тебе и ванна, будет тебе и кофа, будет и какава с чаем, поехали к шефу!!!

К/ф «Бриллиантовая рука.

Поскольку нам с Вами к шефу торопиться не надо, попробуем оценить перспективы мечты героя Андрея Миронова на исполнение и цену вопроса применительно к сегодняшнему дню. Что касается кофе, то в условиях рыночной экономики, где стоимость товара в целом определяется его качеством, удовольствие от реализации второго желания Геши Козодоева зависит исключительно от состояния Вашего кошелька. С приёмом ванны в благоустроенном доме с централизованным горячим водоснабжением проблем так же не будет, поскольку наполнить её водой с оптимальной с точки зрения медицины температурой +37 градусов по Цельсию при наличии централизованной системы горячего водоснабжения всегда возможно…

Однако стоимость возврата к жизни измученного алкоголем в прошедший бурный вечер тела в данном случае, даже в условиях установленных органами государственного регулирования ограниченных предельными индексами тарифов на воду, является во многом величиной случайной, зависящей от температур смешиваемых горячей и холодной воды (Чем ниже температура горячей воды, тем выше стоимость воды смешанной).

В данной статье я попытаюсь ознакомить Вас с теми принципами и действиями, которые позволят получать качественные услуги горячего водоснабжения, либо заставить продавца привести плату за них в соответствие потребительским качествам.

Как известно, правила торговли на большом коммунальном базаре определены Жилищным Кодексом и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. (далее – Правила), и мы будем руководствоваться исключительно данными документами. В соответствии с ними продавцом коммунальных услуг гражданам, ответственным в полном объёме за параметры их качества, является Исполнитель — управляющая компания, ЖСК или ТСЖ, а в случае непосредственного управления многоквартирном доме или в жилом доме – ресурсоснабжающие организации, предоставляющие соответствующие виды коммунальных услуг.

Температура горячей воды в точке водоразбора (в кране потребителя) в соответствии с Правилами должна быть в пределах от 60 до 75 .

Такие требования направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды. Их несоблюдение делает услугу не безопасной, создаёт угрозу нашему здоровью и однозначно является нарушением параметров качества услуги, на недопустимость которого указал в том числе Верховный Суд РФ в решении по делу №АКПИ13-394.

Тем не менее, данное нарушение во многих городах, где отсутствуют ТЭЦ и производством и транспортировкой тепловой энергии занимается одна организация, имеет место, а у нас в Майкопе оно давно приобрело системный характер и адекватные ситуации реальные действия по её изменению отсутствуют…

Фото0368

Я вовсе не сгущаю краски. На фото – отчёты о суточных параметрах горячей воды в многоквартирных домах одной из управляющих компаний Майкопа за один из календарных месяцев. В течение этого месяца ни в одном доме на протяжении хотя бы часа не было факта соответствия температуры горячей воды нормативным требованиям.

Мотивы ресурсоснабжающей организации при этом легко объяснимы: не нагревая воду до необходимой температуры, она экономит газ, стоимость которого является основной составляющей тарифа, и заставляет нас потреблять дополнительные кубометры горячей воды при её использовании, увеличивая тем самым собственные не вполне законно получаемые доходы. Кстати, их размер при температуре горячей воды от 46 до 55 градусов (факт, регистрируемый постоянно общедомовыми приборами учёта в нашем городе) составляет примерно 20 % стоимости воды, учтённой индивидуальным прибором учёта, а сумма оплаты населением такой воды, рассчитанная с учётом Правил предоставления коммунальных услуг, должна составлять 00 рублей 00 копеек. Предусмотренные Правилами условия корректировки платежа предполагают не денежную компенсацию нанесённого потребителю ущерба, а штраф в пользу гражданина за предоставление некачественной и не безопасной услуги.

Поскольку регулярные нарушения не являются постоянным предметом рассмотрения государственных органов, попробуем найти иных возможных союзников потребителей в борьбе за их право на получение качественной коммунальной услуги. На мой взгляд, в данной ситуации такими союзниками вполне могут стать управляющие компании и товарищества собственников жилья.

Они отвечают за качество коммунальных услуг перед нами, однако в 99 случаях из 100 причиной отсутствия горячей воды с нормативной температурой в кране потребителя является несоблюдение ресурсоснабжающей организацией параметров качества коммунального ресурса на вводе в дом.

Мы не будем подробно рассматривать порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества по обращениям отдельных потребителей, поскольку этот порядок подробно определён разделом 10 Правил предоставления коммунальных услуг. Эффект от предпринятых в рамках данного порядка действий при наличии нарушений, как правило, минимален, и при привлечении к разбирательству работников жилищной инспекции сопровождается выписанным управдому штрафом и копеечным разовым перерасчётом платежа гражданам.

xCMBiYBmZMAРассмотрим порядок действий в конкретном случае, когда причиной предоставления некачественной коммунальной услуги является нарушение параметров качества коммунального ресурса на границе эксплуатационной ответственности Исполнителя и ресурсоснабжающей организации в нарушение п. 15 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ, п.п. а) п.18, п. 20 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых ПП РФ № 124 от 14 февраля 2014 г.

В условиях, когда многие дома оборудованы общедомовыми приборами учёта горячей воды, регистрирующими в числе прочих параметров её температуру, а сами показания приборов учёта архивируются и хранятся не менее 3 лет, поэтапные действия управляющей организации при «недогреве» горячей воды в конкретном многоквартирном доме по итогам календарного месяца, в случае, даже если УО не получает данные о показаниях таких приборов учёта посредством модемной связи постоянно, определяются при соблюдении всех бюрократических канонов достаточно простой, предусмотренной определёнными пунктами Правил схемой:

  1. Съём показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта с в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, получение распечаток показаний приборов учёта, подписанных представителем ресурсоснабжающей организации, занесение полученных показаний, в числе которых температура горячей воды, в журнал учета (п.п. е) п. 31 Правил).

Приём от потребителей показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) используемых при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, периодическое проведение проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (п.п. ж) п. 31 Правил).

  1. При наличии в распечатках показаний коллективных приборов учёта данных об отклонении температуры горячей воды от нормативных – регистрация такого факта в электронном и (или) бумажном журнале регистрации с указанием времени начала и причины нарушения качества коммунальной услуги (нарушение параметров качества коммунального ресурса на границе эксплуатационной ответственности Исполнителя и ресурсоснабжающей организации) (п. 104 Правил).
  2. Составление акта о нарушении качества коммунальных услуг с привлечением представителей собственников помещений и ресурсоснабжающей организации с отражением в нём даты и времени составления, выявленных нарушений (отклонение параметров качества коммунальной услуги от нормативных), использованного в ходе проверки метода выявления нарушения (анализ зарегистрированных показаний приборов учёта), выводов о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги (п. 109 Правил).
  3. 4. Расчёт платы потребителей за коммунальную услугу в порядке, предусмотренном разделом 6 Правил. При наличии информации о снижении температуры горячей воды в обратном трубопроводе системы горячего водоснабжения многоквартирного дома -корректировка платы в сторону уменьшения (п.150 Правил, п. 5 Приложения № 1 к Правилам).
  4. Предоставление потребителям платежных документов не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов, с отражением в них в том числе сведений о размере перерасчета (в нашем случае — уменьшения) платы за коммунальные услуги в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества (п. 67, п.п. ж) п. 69 Правил).
  5. Приведение расчётов за горячую воду с ресурсоснабжающей организацией в соответствие расчётам с населением на основании Постановлений Правительства РФ № 354 и № 124.

Часто управляющие многоквартирными домами организации оправдывают непринятие мер по корректировке платежей населению отказом ресурсоснабжающих организаций производить в последующем равнозначную корректировку счетов за поставленный ресурс, не урегулированностью данного вопроса в договоре ресурсоснабжения, однако диспуты на тему «Что первично – счёт или платёжный документ, материя или сознание, яйцо или курица?» неуместны, когда порядок действий сторон определён обязательными для исполнения нормативными документами.

Ежемесячные действия с применением представленной схемы взаимоотношений Исполнителя услуг с потребителями и ресурсоснабжающей организацией в изложенной последовательности являются не его правом, а обязанностью, и соответствуют, в том числе, экономическим интересам управляющих компаний и ТСЖ, поскольку всякое уменьшение платы за ресурсы сопровождается уменшением суммы, направляемой банку с платы за содержания жилья в качестве комиссионного сбора за приём платежей за коммунальные услуги в рамках единого платёжного документа, снижением пени за несвоевременную оплату потреблённых ресурсов, государственной пошлины и исполнительского сбора службы судебных приставов, оплачиваемых управляющей организацией по результатам судебных решений по искам ресурсоснабжающих организаций в условиях недостаточно высокой платёжной дисциплины населения.

Принятие мер по уменьшению платы граждан за коммунальные услуги способствует росту авторитета управляющей многоквартирным домом организации в глазах собственников и пользователей жилья.

Само же уменьшение платежей за услуги, и, как следствие, за ресурсы, является в данной ситуации неизбежным либо в связи с их корректировкой из – за предоставленного некачественного коммунального ресурса, либо в связи с уменьшением объёма потребления горячей воды, регистрируемого приборами учёта, при предоставлении ресурса надлежащего качества.

Как видите, условия для взаимовыгодного сотрудничества с управляющей организацией имеются.

Если же сотрудничество по какой — то причине не состоялось, вода в кране не горячая и перерасчёт за услугу не произведен, для оценки качества воды часто даже нет необходимости производить регулярные замеры её температуры в точке водоразбора. Достаточно оценить объёмы горячей и холодной воды, зарегистрированные индивидуальными приборами учёта с 25 числа предыдущего месяца по 25 число месяца текущего.

При нормативной температуре горячей воды объём её использования вряд ли будет превышать 35 — 40% общеквартирного водопотребления.

Если это не так, есть основания с учётом упомянутого выше п.п. е) п. 31 Правил ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета (в том числе с почасовыми распечатками показаний приборов), которые Вам обязаны предоставить управляющая компания (ТСЖ, ЖСК) в течение 1 рабочего дня со дня обращения (в том числе за период не менее 3 лет) и потребовать перерасчёта платы за всё время предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, подтверждённого показаниями общедомовых приборов. Думаю, что данные требования будут выполнены.

В случае же, если управляющая организация по каким – то причинам не исполненяет данного требования, у Вас всегда есть возможность привлечь к рассмотрению данного вопроса органы государственного контроля и надзора…

Выбор для Исполнителя в данной ситуации практически сведён к отсутствию выбора как такового, поскольку либо управляющая компания или ТСЖ делают корректировку платежа жильцам дома добровольно на основании требований Правил и заставляют ресурсоснабжающую организацию скорректировать счёт на оплату ресурса, либо совершают те же самые действия в процессе исполнения предписания, выданного оганом государственного надзора и контроля на фоне применённых штрафных санкций.

У потребителя коммунальных услуг к их Исполнителю, а у Исполнителя услуг к ресурсоснабжающей организации всегда найдутся предложения, от которых в рамках имеющихся Правил отказаться достаточно сложно. Вот только делаются эти предложения не настолько часто и настойчиво, чтобы обеспечить постоянную и надёжную защиту прав потребителей в сфере ЖКХ.

untitledКонечно, в идеале защиту публичных интересов граждан в данном случае, когда сама проверка соблюдения требований Закона не утомительна и сведена к анализу имеющихся в наличии в теплоснабжающей организации и управляющей компании либо ТСЖ ежемесячных отчётов о параметрах услуги по принципу «больше – меньше 60 градусов» должны бы осуществить Жилищная инспекция, Роспотребнадзор и Прокуратура в ходе плановых проверок. Заставить теплоснабжающую организацию подавать горячую воду с нормативной температурой во все дома муниципального образования можно быстро, один раз и навсегда. Но не будем забывать о том, что в данных структурах работают тоже живые люди. Многие из них живут в многоквартирных домах рядом с нами и обмануты так же, как и мы (Ах, как чувство солидарности загрело душу!). В связи с этим проявление ими подобной инициативы при решении данного вопроса вполне может быть расценено руководством как злоупотребление должностными полномочиями в личных интересах, а это уже не ЖК, а ст. 285 Уголовного Кодекса РФ, и, извините, «…до четырёх лет». А вдруг работа именно в этом органе контроля для человека является главным смыслом его жизни? Не будем ломать людские судъбы, пусть всё идёт своим чередом. Как говорится, курочка – по зёрнышку, контролёр – по жалобе. Жалоба сегодня на пьедестале, она – основание для проверки, она – не должностные обязанности, от неё не отмахнуться… Как – нибудь защитим свои права с её помощью.

Что нам порой в этом мешает? …Особенности загадочной и широкой русской души сделали проверку счёта в ресторане явлением более постыдным, чем наличие в счёте незаказанных и несъеденных доргих продуктов, вписанных туда проворным и воровитым официантом. Очарованные сформированной на федеральном уровне широко пропогандируемой национальной идеей об управляющей компании как основном источнике всего худшего в жилищно – коммунальном хозяйстве, мы не желаем замечать, что наши достаточно щедрые чаевые за некачественные, а порой не оказанные коммунальные услуги по вине ресурсоснабжающих организаций ежедневно в полном объёме уходят транзитом со счетов УК, ТСЖ и ЖСК на счета поставщиков ресурсов.

Остановить этот процесс возможно только при сотрудничестве с теми, кто управляет нашим жильём и имеет достаточный опыт и знания для защиты наших прав, и задача данной публикации – убедить потребителей подтолкнуть их достаточно жёсткими способами именно к такому сотрудничеству при решении конкретного вопроса предоставления качественной услуги горячего водоснабжения с использованием принципов, изложенных выше…

Н. Долотов

Добавить комментарий