…Итак, факт поставки ресурсоснабжающей организацией – филиалом ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» горячей воды в Майкопе с температурой, не соответствующей требованиям Правил предоставления коммунальных услуг доказан, абсолютно всеми признан и нашёл своё отражение в местной прессе. Стали ли эти три события основанием для принятия различными органами мер, направленных на исправление ситуации и возврат горожанам незаконно собранных средств?
Нет, температура воды в кранах прежняя, рассмотрение вопроса, ответ на который содержится в жилищном законодательстве, перешло в несколько иную плоскость. Начато «изучение» проблемы. Лица, назначенные государством контролировать качество коммунальных услуг и ресурсов, озабочены ознакомлением с документами органа тарифного регулирования и объяснением причин своего бездействия.
По одной из версий, при установлении тарифов на горячую воду при наличии Решения Верховного Суда РФ от 31 мая 2013 г N АКПИ13-394, признавшего недействующим положения правил о допустимости отклонения температуры воды от установленных параметров (от 60 до 75 градусов), затраты предприятия на нагрев воды в ходе тарифного регулирования по прежнему формировались с учётом её температуры в точке разбора у потребителя в размере 55 градусов. Данное нарушение законодательства в процессе тарифного регулирования с точки зрения различного рода контролёров делает позволительными другие нарушения – как в части предоставления услуги ненадлежащего качества, так и в части не проведения корректировки размера её оплаты, поскольку «люди не переплачивают и ущерб им не нанесён»
Бог с ними, с этими федеральными заморочками, законами и правилами, перейдём к документам регионального значения, законам физики и математики. В Приказах Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея об установлении тарифов на горячую воду на 2013, 2014 и 2015 годы расход тепловой энергии на нагрев одного кубометра горячей воды принят в размере 0,05726 Гкал/м.куб. для домов, имеющих полотенцесушители и 0,05286 Гкал/м.куб. для домов без полотенцесушителей. Согласно законам физики, для нагрева 1 кубометра воды на 1 градус необходима 0,001 Гкал. Среднегодовая температура нагреваемой холодной воды в Майкопе составляет 10 градусов. В связи с этим при любом, самом отвратительном, состоянии внутридомовых систем горячего водоснабжения и учтённом регулятором количестве теплоты на нагрев кубометра воды её температура в подающем трубопроводе на вводах в дома должна быть 67 и 63 градуса соответственно. А разница между этими значениями и фактом — 55 градусов и менее определяет объём незаконно собираемых с горожан денежных средств и причинённого гражданам и бюджету ущерба.
Если рассматривать размер этого ущерба как разницу между фактически внесёнными платежами граждан за горячую воду и суммой, подлежащей оплате после корректировки платы за услугу в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг, то он равен всей сумме, полученной ресурсоснабжающей организацией за горячую воду в последние 3 года. Если его расценить как сумму размера переплаты в связи с вынужденным «перепотреблением» горячей воды при смешивании с холодной и стоимости «сэкономленного» на недогреве воды газа, он будет равен примерно 25 % данной суммы.
На мой взгляд, в систематическом обмане организаций и физических лиц при злоупотреблении их доверием имеет место факт мошенничества. Должен признать, что такая оценка происходящего не совпадает с выводами правоохранительных органов, убедившихся в процессе проведённой по поручению прокуратуры трёхдневной проверки в отсутствии в действиях должностных лиц филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» события преступления. Впрочем, вполне возможно, что трёх дней оказалось недостаточно для объективной проверки деятельности организации с полумиллиардным годовым оборотом, центральная бухгалтерия которой находится в соседнем регионе. Да и занятость «делами управдомов» не позволяет уделить этому вопросу больше времени.
…Вторая версия причины не проведения корректировок платежей – отсутствие оформленных в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг актов о нарушении параметров качества услуги горячего водоснабжения и малочисленность заявлений граждан по этому вопросу. Контролёры в рамках этой версии вспоминают о существовании Правил, но забывают о Положении о государственном жилищном надзоре, утверждённом постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 493. В соответствии с этим документом, одной из задач надзора «является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований жилищного законодательства к предоставлению коммунальных услуг посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении этими лицами своей деятельности» независимо от количества поступивших заявлений. …Не наблюдали, не анализировали, не прогнозировали, не предупредили, почти ничего не выявили, и, как следствие, в течение трёх лет и до сегодняшнего дня так и не пресекли! Государственная защита права граждан на получение качественной услуги, гарантированная ст. 45 Конституции РФ, не состоялась. А почему? Свою версию причины бездействия государственных органов и неприкасаемости РСО я представил неоднократно. Хотелось бы узнать версии оппонентов….
Н. Долотов