Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

ЖКХ в Майкопе. Лихие 90-е или просто 37-й?..

ж3Задуматься над поставленным вопросом заставили обстоятельства одного недавно завершившегося полным триумфом прокуратуры уголовного дела. Директор и главный инженер лучшей по всем показателям управляющей компании, работающей на этом рынке с 2006 года, приговорены к лишению свободы на 2,9 и 2,3 года соответственно. По версии проведённого следствия, принятой судом за основу без учёта ряда имеющихся в деле материалов, причиной столь жестокого приговора стал низкий конроль названными должностными лицами за ходом капитального ремонта одного из многоквартирных домов в 2012 году и оплата подрядчику частично не выполненных работ на сумму 1,8 миллиона рублей.

Следует отметить, что не имеющий достаточных познаний в области строительсва осужденный руководитель в целях организации надлежащего и независимого контроля хода капитального ремонта заключил на платной основе договор об осуществлении технического надзора с государственным унитарным предприятием, рекомендованным министерством строительства и ЖКХ Адыгеи и расположенным на его территории. Условия договора предусматривали обязанности ГУП контролировать правильность оформления, состав и содержание проектно – сметной и иной документации, осуществлять постоянный надзор за ходом выполнения всех видов ремонтных работ, производить их обмеры. Оплата выполненных работ была произведена заказчиком с учётом актов скрытых работ и актов приёмки, подписанных представителем этой организации. На мой не профессиональный взгляд, при наличии такого договора и указанных актов ответственность за вскрывшееся в ходе экспертизы недовыполнение работ по ремонту межпанельных швов многоквартирного дома, оплата которых явилась основной причиной вменённого ущерба, возлагается на лицо, подписавшее акты скрытых работ.  Обязанность заказчика работ при наличии заключения технадзора вскрывать все эти самые швы после ремонта, либо постоянно присутствовать при выполнении подрядчиком ремонта ни одним нормативным документом не предусмотрена, а её исполнение было бы полным абсурдом. Зачем тогда технадзор нужен? ГУПу сумма, предусмотренная договором, выплачена в полном объёме. Это предприятие и его представители ни к какой ответственности не привлечены! Являются ли введённые в заблуждение работниками нанятой для осуществления технадзора организации лица, не судимые ранее и положительно характеризующиеся на работе, дома и в городе настолько злостными преступниками, что могут «осознать свою вину» исключительно в изоляции от общества? Не думаю.

Были ли деньги осужденными похищены? Конечно, нет! И не это вменено в качестве вины обвинением. По версии следствия, руководители действовали исключительно в интересах получившего средства за частично не выполненные работы подрядчика. Люди, управляющие многоквартирным домом и понимающие, что размер их затрат на последующее содержание конструктивных элементов здания напрямую зависит от качества капитального ремонта, вдруг злонамеренно подарили кому – то значительную сумму за не выполненные работы. Где эти 1,8 миллиона сейчас? Там же, у подрядчика, успешно депутатствующего в Госсовете — Хасэ Республики Адыгея. Мне представляется, что подрядчик был осведомлён о не выполненных работах несколько лучше, чем введённый в заблуждение технадзором заказчик, однако пользуется полученными деньгами вот уж в течение трёх лет и не намерен их возвращать. Республиканское министерство строительства и ЖКХ и ещё много чего, выступившее пострадавшей стороной в уголовном деле, судя по сегодняшнему бездействию, не имеет намерений вернуть излишне оплаченные средства в соответствующие бюджеты либо понудить неправомерно получившую деньги организацию выполнить в полном объёме оплаченные работы. И даже не требует привлечь хотя бы к дисциплинарной ответственности работника ГУП, бездействие и действия которого создали повод для столь яркого процесса. Кстати, письма директора управляющей компании с требованием завершить ремонт были направлены подрядчику сразу после обнаружения факта частичного не исполнения договора подряда.

ж12Итак, не возврат 1,8 миллиона в бюджет был целью состоявшегося процесса. Одной из его целей было именно показательное лишение свободы руководителей управляющей организации при если не отсутствующей, то минимальной их вине в случившемся. Решение суда первой инстанции о значительных условных сроках 2,5 и 2,2 года и штрафах в размере 400 и 300 тысяч рублей соответственно не могло удовлетворить организаторов процесса уже потому, что, будучи свободными, они продолжали бы управлять жильём, а делали они это неплохо. И вот здесь уже возникает причинно – следственная связь между их трудовой деятельностью и суровостью приговора.

Достаточно сказать о том, что работая на этом рынке с 2006 года и обеспечив качественное содержание жилья за небольшие даже по нашим майкопским меркам деньги, руководители управляющей компании ещё и умудрились не накопить за этот период долги за потреблённые коммунальные ресурсы, что для этого вида деятельности является большой редкостью. Впрочем, «что для русского хорошо, то немцу смерть». А смерть от такого управления стабильно угрожала интересам уже известной моим читателям, обласканной властью, контролем и надзором теплоснабжающей организации.

Руководители филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» публично хвалили управдома за своевременные расчёты за тепло и горячую воду, но, поскрипывая зубами, «держали камни за пазухой», поскольку проводимые мероприятия по энергосбережению в управляемых им домах ежегодно сопровождались потреблением тепловой энергии в объёмах, меньше её нормативного потребления на 30 – 40 %, и недополученные доходы РСО в связи с этим обстоятельством постоянно составляли порядка 10 миллионов рублей в год. Посудите сами, какая управляющая компания с точки зрения ресурсоснабжающей организации лучше – зависимый дебитор, накопивший за 9 лет долг в 10 миллионов рублей и оплачивающий штрафные санкции за просроченные платежи, или надёжный плательщик, обоснованно не заплативший за этот же период порядка 100 миллионов рублей и сохранивший их для собственников жилья? Конечно, первый! Такова она, теория коммунальной закулисной относительности… 1,8 пишем в сшитом деле, а 100 организаторы процесса держат в уме. Лишение свободы было необходимым именно для удаления руководителей с рынка управления жильём.

Вторая цель сурового приговора – лишить свободы самых успешных в назидание остальным.

ж10Дело в том, что общая ситуация в городском жилищно – коммунальном хозяйстве развивается по весьма своеобразному сценарию и совсем не в интересах потребителей услуг. Прославивший себя регулярным предоставлением некачествееных ресурсов и философским отношением к действующему законодательству условно бывший руководитель филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» недавно назначен директором МУП «Майкопводоканал».

Возможная и предсказуемая цель кадровых перемен – быстрая подготовка имущества предприятия для передачи в аренду (концессию) тем же лицам, которые сегодня не вполне добросовестно управляют майкопским теплоснабжением.

Последующий результат — объединение в одних руках денежной массы, полученной за услуги по отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению в объёме около одного миллиарда рублей в год. Увеличить доходы можно достаточно легко, согласовав нужные тарифы с органом их регулирования и увеличив объём реализации оказываемых услуг, учитываемый коллективными приборами учёта. О том, какими методами достигается нужный результат, можно судить по деятельности в сфере горячего водоснабжения.

ж9Для того, чтобы приборы показывали нужные ресурсоснабжающей организации значения, их обслуживание должно осуществляться подконтрольной РСО управляющей организацией, и она на нашей территории есть. Но тут возникла одна проблема – несмотря на рекламу, добровольно и массово жители многоквартирных домов в эту управляющую компанию не побежали, да и ряд управдомов отказались превратить свои управляющие компании в филиалы этой организации, несмотря на добавленную в деловое предложение фразу: И тогда Вам ничего не будет… В битве за передел рынка приняла участие тяжёлая артиллерия власти, контроля и надзора. Стали нормой бесчисленные внеочередные проверки отказавшихся отдать бизнес управдомов по поводу и без повода, организация приёма граждан в кабинетах руководителей управляющих компаний по отдельным графикам, разработанным администрацией муниципального образования, министерством строительства и ЖКХ, государственной жилищной инспекцией и прокуратурой под девизом «пожалуйтесь, мы обязательно разберёмся!», непрерывное изъятие различных документов и компьютерной техники  и, как венец – уголовное преследование по различным вопросам.

Завершившееся несопоставимой с содеянным мерой наказания, вызывающее недоумение у любого здравомыслящего горожанина, и, как пишет пресса, уникальное (Наконец – то, во всей стране – ждали, а в Адыгее удалось!) уголовное дело в Майкопе не является одиноким.

Прокуратурой направлено в суд обвинительное заключение на директора другой управляющей компании, оформлявшего кредиты на себя и вносившего их в качестве займов в кассу предприятия в целях осуществления текущих платежей при наличии задолженности за услуги собственников жилья, «злонамеренно» направившего в 2011 году полученную дебиторскую задолженность населения за тепло и горячую воду на погашение кредиторской задолженности перед предоставлявшим ранее тепло МУП, и «причинившего этим ущерб» филиалу ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети».

В стадии расследования находится уголовное дело в отношении «превысившего должностные полномочия» управдома, увеличившего в одном из домов плату за содержание жилья в связи с повышением подрядчиком платы за вывоз твёрдых бытовых отходов без решения общего собрания собственников и нанёсшего этим суммарный ущерб всем жителям этого дома в течение года в размере аж 8300 (восемь тысяч триста) рублей. Деньги возвращены, а подкручиваемое прокуратурой колесо следствия вертится по-прежнему.

ж8Четвёртый управдом «превысил должностные полномочия» при объединении в составе платёжного документа строки «содержание жилья» со строкой «вывоз ТБО» без увеличения для собственников жилья общей стоимости услуг. Определение ущерба в этом случае возможно лишь с использованием законов неземной математики… Статья 201 Уголовного кодекса РФ при переделе рынка и участи в этом процессе прокуратуры намного эффектвнее гордости Минстроя – принятого Закона о лицензировании…

Нисколько не сомневаюсь в том, что в процессе рассмотрения затеянных дел судами обвинители по заданию республиканского прокурора, сожалеющего об отсутствии в этой статье такой меры наказания, как расстрел, будут добиваться максимально возможной меры наказания. Свои способности и возможности они уже доказали на примере двух незаслуженно искалеченных судеб.

При этом следует отметить, что на территории двойных стандартов отношение надзорных и правоохранительных органов к фактам регулярно совершаемых нарушений законов сфере ресурсоснабжения несколько иное. После моего повторного обращения к Генеральному прокурору РФ по фактам систематического нарушения прав граждан при предоставлении коммунальных услуг и ресурсов прокуратурой республики всё — таки направлено письмо в МВД с просьбой проверить, имеется ли в дейстиях должностных лиц филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» по преднамеренному предоставлению горячей воды потребителям с температурой ниже нормативной (в чём исполняющий обязанности директора предприятия признался даже в местной газете) и причинением в связи с этим ущерба населению и бюджету в особо крупных размерах состав какого – либо преступления.

Не думаю, что органы следствия в данном случае найдут основания для возбуждения уголовных дел по п. 3 ст. 159.4 Уголовного Кодекса РФ (мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, совершённое в особо крупном размере), по применённой к руководителям управляющих компаний ст. 201 (злоупотребление полномочиями, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций). А если вдруг и будет подготовлено обвинительное заключение, глубоко сомневаюсь в том, что республиканская прокуратура позволит довести дело до судебного разбирательства.

Что является причиной неприкасаемости филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» на нашей территории? Может быть, эта организация является инвестором? Нет, потому что собственных денег её владельцы за все годы работы в городе не вложили ни копейки, а предусмотренные в составе тарифа средства на ремонт в этот период не превышали 10 миллионов рублей в год, что на 3 миллиона меньше суммы, направленной на эти цели в далёком 2005 году. Оценив уровень инфляции за прошедший период, можно понять, что ремонтные работы в объёме такого финансирования ни в коей мере не обеспечивают необходимую надёжность городской системы теплоснабжения. Возможно, филиал «АТЭК» с учётом его масштабов и оборота является крупным налогоплательщиком и существенно пополняет бюджет города и республики? Нет, потому что налоги уходят в соседний отнюдь не бедствующий регион. Может быть, его появление в городе увеличило количество рабочих мест в условиях, когда реальная безработица несколько выше официальной? Нет, потому что в целях оптимизации штатной численности трудовой коллектив был сокращён на 250 человек. Повысилось качество услуг? Нет, ухудшилось. Уменьшилась их стоимость? Нет. Рост тарифов – в строгом соответствии с предельными индексами, увеличение объёмов реализации, и как следствие, размера оплаты – частично за счёт мошенничества. Предполагаю, что все эти «нет» уже к концу будущего года смело можно будет произнести в части управления водопроводно – канализационным хозяйством и городскими очистными сооружениями. Какова же в таком случае причина столь трепетного отношения наделённых различными государственными полномочиями людей к владельцам этого бизнеса? Вспомнились слова из песни Пугачёвой и Галкина: Это любовь, та что без денег (?) делает тебя богатым… За большую любовь можно и жизнь отдать, тем более, если это жизнь не своя, а мешающего интересам объекта воздыхания управдома… Впрочем, настоящей любви не свойственнен расчёт.

ж11Реформирование же ЖКХ Майкопа в изложенном мною ключе осуществляется расчётливо и вызывающе беспринципно. Явные и теневые наделённые достаточно высокими полномочиями «реформаторы» определили для себя сторону отношений в городском хозяйстве, на которой они намерены выступать — РСО и её придатки, как и конечную цель преобразований – увеличение суммы собираемых с потребителей денег в интересах крупной коммерческой структуры любыми способами. Устранение с рынка лиц, не способствующих достижению этой цели – лишь часть общего плана. Два руководителя управляющей компании лишены свободы не «за то, что…», так как именно для такой меры наказания оснований не было, а «потому что…». У «Дела управдомов» легко прослеживаются заказчик, организатор и руководитель и исполнители. И вина исполнителей в именно таком исходе дела по закону отсутствует, потому что люди они все подневольные.

В майкопском ЖКХ не лихие 90-е и не 37-й, у нас 21 век.

В 37-м степень влияния федерального центра на территории несколько отличалась от сегодняшней, и страх превращения из обвинителя в обвиняемого заставлял высоких должностных лиц на местах несколько чаще действовать в интересах общества, переступая иногда через собственные амбиции… В лихие 90-е работающие на территориях представители государственных структур ещё боролись с тем, в чём они сегодня активно учавствуют, либо чему способствуют. В последние годы страх сменился уверенностью в безнаказнности, служение государству совмещено со службой интересам, а результатом таких трансформаций стал чиновничий произвол. И жилищно — коммунальное хозяйство Майкопа на этом этапе стало лишь одной из площадок для демонстрации такого произвола…

Н. Долотов

P.S. При рассмотрении «дела управдомов» в 2016 году Верховным Судом Российской Федерации в действиях осужденных должностных лиц управляющей компании не обнаружено признаков состава преступлений. Руководитель и главный инженер оправданы.

Добавить комментарий