Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Повесть о том, как один мужик коммунальную правду в прокуратуре искал. Эпилог.

П1После получения из прокуратуры Республики Адыгея ответа на обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации по фактам нарушений законодательства при регулировании нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на них и предоставления коммунальных услуг потребителям ненадлежащего качества, сопровождающимся ежегодным причинением материального ущерба населению и бюджету, пора подвести итоги моей затянувшейся почти на полгода переписки с данным ведомством.

Её стартом явилось мое обращение, устное и письменное, к заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в ходе проведённого им личного приёма по вопросам нарушения прав граждан в сфере ЖКХ на территории города Майкопа восьмого декабря прошлого года, состоявшегося при участии прокурора Республики Адыгея, министра строительства и ЖКХ, руководителей Управления государственного регулирования тарифов и цен, а так же Государственной жилищной инспекции.

Практически нулевые итоги рассмотрения этого обращения достаточно подробно отражены в публикации «Повесть о том, как один мужик коммунальную правду в прокуратуре искал», в связи с чем считаю возможным лишь напомнить содержание полученных ответов.

Из них следовало, что мои доводы о несоответствии заключаемого ресурсоснабжающей организацией – филиалом ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» — публичного договора теплоснабжения и ГВС требованиям ПП РФ от 14.02.2012 г. № 124 в части отражения в нём параметров качества ресурса являются обоснованными, факты систематического предоставления потребителям горячей воды с недостаточной температурой подтвердились, размещение информации о деятельности предприятия осуществляется с нарушением предъявляемых требований, нормативы потребления услуги отопления для населения нуждаются в актуализации, а начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению ОАО «Кубаньэнергосбыт) производится с нарушением существующих Правил. Реакцией надзорного органа на происходящее явились информационные письма, ссылки на то, что обозначенные вопросы должны контролировать органы ГЖИ и одинокое (не исполняемое до сегодняшнего дня) представление, обязывающее обеспечить необходимые параметры качества горячей воды…

Поскольку принятые меры реагирования не привели к изменению ситуации в лучшую сторону ни по одному из обозначенных вопросов, следующее обращение, с отражением данного факта, было направлено в Управление Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе заместителю Генерального прокурора РФ С. Д. Воробьёву.

Полученный из прокуратуры РА ответ мало чем отличался от предыдущего…

Направлена информация о необходимости актуализации нормативов, несоблюдение параметров качества горячей воды (температуру которой никто и не собирался повышать) и нарушение стандарта раскрытия информации о деятельности РСО вновь нашли своё подтверждение, при начислении платы за электроэнергию выявлены новые нарушения. Внесены новые представления, направлены новые предписания и информационные письма. Одинокими «пострадавшими» в ходе принятого комплекса мер прокурорского реагирования, оказались два должностных лица филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», привлеченные к дисциплинарной ответственности в форме выговора за нарушение параметров качества горячей воды в городе в течение трёх лет и 20-% переплате за услугу в связи с её вынужденным перепотреблением населением и бюджетными организациями.

Из кранов потребителей по-прежнему текла не догретая до нужной температуры вода, информационная открытость РСО не повышалась, «чудил» в квитанциях Кубанский сбыт и начисление платы за отопление населению, проживающему в домах выше трёх этажей, производилось по завышенным на 30% нормативам, установленным ненадлежащим органом власти (Кстати, вновь принятые в апреле 2015 года Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея нормативы потребления на отопление с повыщающими коэффициентами без их дифференциации с учётом этажности зданий стали очередным плевком данного органа на российское Правительство, конкретизировавшее положения Правил установления нормативов потребления своим Постановлением от 17 декабря 2014 года № 1380, и Минстрой, давший разъяснения главам регионов о порядке применения данных изменений).

А у меня для полноты комплекта документов в переписке не хватало ответа на письмо Генеральному прокурору Российской Федерации… Время для обращения было подходящее. 24 марта 2015 года состоялось расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры при участии Президента России, на котором в докладе Генерального прокурора сфере ЖКХ было уделено достаточно много внимания. С учётом того, что Москва является слишком далёкой окраиной города Майкопа, ответ прокуратуры Республики на направленное на электронный адрес Генеральной прокуратуры письмо пришлось ждать почти два месяца. В процессе этого ожидания, с учётом моего повторного обращения в ФСТ России, наконец была раскрыта информация о фактической деятельности филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения за 2012, 2013 годы и подтверждены те причины, по которым регулирующий орган и ресурсоснабжающая организация хранили её как военную тайну. Всплывшие в ходе сравнения планов и фактов цифры в полной мере подтвердили оределённые ранее расчётным путём незаконные сборы денежных средств с потребителей в связи с недогревом воды и завышением нормативов потребления на отопление в пределах 50 миллионов рублей в год и факты нарушения регулятором требований нормативно – правовых актов в ходе тарифного регулирования. Поскольку сумма причинённого населению и бюджету ущерба показалась существенной, прокурору Республики было направлено письмо с просьбой учесть её размер в ходе проверки обращения к Генеральному прокурору.

В полученном ответе мне в очередной раз напомнили о ранее направленных прокуратурой письмах, известили о факте раскрытия информации о деятельности в сфере теплоснабжения г. Майкопа, подтвердили факт предоставления горячей воды с несоблюдением температурного режима и сообщили о выдаче очередного представления директору предприятия – поставщика.

По вопосу учёта этажности домов при расчёте норматива потребления на отопление пояснили, что есть в ЖК РФ ст. 157.1, не допускающая повышение размера платы выше предельных индексов их роста; в соответствии с Указом Главы Республики индекс составляет 11%, а при индексации нормативов, по данным органа регулирования, рост платы за отопление 2% проживающих в одноэтажных домах граждан составит 60%, из чего следовало, что использование для 98% пользователей услуги завышенных на 30% нормативов на отопление, а так же нарушение ст. 157 ЖК РФ и ПП РФ № 306 является допустимым. При этом не учтён факт того, что при превышении предельного идекса компенсировать появившуюся разницу гражданину обязан соответствующий бюджет. Складывается впечатление, что готовившее ответ на обращение должностное лицо в процессе «проверки» не ознакомилось с содержащимися в нём аргументами.

Ситуация достойна фельетона по двум причинам.

  1. Обеспечение граждан Российской Федерации качественными коммунальными услугами обозначено государством как одна из П6приоритетных задач в сфере ЖКХ. В городе Майкопе при наличии технической возможности предоставить конкретную услугу надлежащего качества каждому потребителю в течение трёх лет предоставляется горячая вода с температурой, не соответствующей Правилам предоставления коммунальных услуг. Этот факт подтверждается прокуратурой в течении полугода только в пределах представленной здесь переписки. Отрицать нарушение параметров качества услуги невозможно, поскольку оно регулярно регистрируется коллективными приборами учёта, срок хранения показаний которых составляет 5 лет. Предусмотренные законом перерасчёты платы для граждан произведены разово в двух многоквартирных домах с нарушением требований Правил. Отсутствие перерасчётов во всех остальных случаях подтверждается содержанием предоставляемых населению платёжных документов. О ситуации информированы государственная жилищная инспекция, Роспотребнадзор и профильное министерство. Изменить её можно достаточно быстро, эффективные меры по восстановлению законности предложены в первой части моей Повести и доведены до сведения прокуратуры, однако действия обязанных изменить ситуацию государственных структур по — прежнему близки к полному бездействию, а потому безрезультатны. Неисполнение должностными лицами ресурсоснабжающей организации периодически появляющихся протестов и предписаний выглядит как открытое глумление над органами государственной власти и не задевает ничьё самолюбие…
  2. Нормативы потребления на отопление. Те самые, установленные органами государственной власти Субъектов Федерации, в соответствии с которыми производится начисление платы гражданину при отсутствии прибора учёта. Где они? Увы, вопреки требованиям Жилищного кодекса, так и не рождены с 2011 года и по настоящее время, как не появился на свет и норматив потребления тепловой энергии на нагрев горячей воды после установления двухкомпонентных тарифов на ГВС.

Законы заменены мнениями, Правила – понятиями, объективно необходимые действия должностных лиц – сбором оправдывающих виноватых объяснений и отписками.

Когда при проверке неоспоримых фактов нарушения закона при установлении тех же нормативов потребления коммунальных услуг прокурорские работники, от которых государство требует наведения порядка в сфере ЖКХ, при отсутствии специальных познаний для рассмотрения спорных вопросов в качестве единственных экспертов приглашают совершивших правонарушения должностных лиц, убаюкивающих их трогательными историями о том, что всё сделано законно и правильно, когда вместо поручений правоохранительным органам провести следственные мероприятия по фактам причинения противоправными действиями крупного ущерба потребителям коммунальных услуг звучат слова «…потому что…», — надзор превращается в адвокатуру. И действия этой адвокатуры в нашем случае в конечном итоге направлены на защиту интересов предприятия – монополиста, не сильно отягощающего себя исполнением российского законодательства в процессе хозяйственной деятельности.

П5Степень строгости и справедливости закона определяется «взирая на лица». И не только в «деле Васильевой». Возбуждение уголовных дел в отношении председателей ТСЖ и ЖСК, оплативших вынесенный ГЖИ штраф в размере 4 000 рублей со счёта кооператива и возвративших деньги, непременно доведённых до суда с вынесением по требованию прокурора обвинительного приговора, как и выбивание долгов за ресурсы для коммерческой структуры с потребителей с использованием административного ресурса и потенциала контролирующих и надзорных органов, стали нормой. Причинение населению и бюджету согласованными действиями филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» и Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея годового ущерба в 50 000 000 невозвращаемых рублей сопровождается безрезультатными информационными письмами, протестами, предписаниями и… оправданиями правонарушений.

Вспомнился профессор Плейшнер и «Семнадцать мгновений весны». – А у Вас надёжная крыша? – А я живу на втором этаже… Возможно, у майкопской теплоснабжающей организации имеется надёжная «крыша», и, в случае наличия таковой, незаконно полученных с потребителей средств достаточно для её надлежащего содержания, а объём этих средств стабильно сохраняется на достаточно высоком уровне не без невольного участия в этом процессе имеющихся в Субъекте различных государственных органов, действия и бездействие которых выглядят согласованными и являются в этой ситуации объяснимыми.

…Не воспользуюсь данным мне в последнем письме советом при несогласии с результатами рассмотрения моего заявления «обратиться к вышестоящему прокурору». И вовсе не потому, что, в отличие от автора письма, не знаю прокурора, стоящего в этой вертикали выше Генерального, к которому я уже обратился. Результаты переписки в достаточной степени убедили меня в том, что республиканская прокуратура в её сегодняшнем составе, в рамках восстановления постоянно нарушаемых прав граждан в сфере ЖКХ, не будет предпринимать мер, направленных на приведение нормативно – правовых Республики Адыгея , связанных с регулированием нормативов потребления и тарифов на отопление и горячее водоснабжение в соответствие федеральному законодательству, понуждать принимать те документы, наличие которых при расчётах с населением за коммунальные услуги является обязательным и применять меры воздействия к должностным лицам, при попустительстве которых стало возможным регулярное и долговременное предоставление некачественных коммунальных услуг, поскольку все эти действия противоречат коммерческим интересам ОАО «АТЭК».

Для себя уже определил те двери, в которые бесполезно стучаться в ожидании восстановления законности на обозначенных мной направлениях, и назвал возможные причины, по которым наше региональное беззаконие в сфере ресурсоснабжения приобрело подобные масштабы. И посему переписку с прокуратурой, имеющуюся в полном объёме в размещённых в публикации ссылках, прекращаю, а повесть о том, как один мужик коммунальную правду в ней искал, прошу считать завершённой.

Данный материал, отражающий моё отношение к качеству проведённой по обращению проверки, с просьбой не направлять мне больше писем, для сведения направлен в Генеральную прокуратуру.

А надежда на появление в кране горячей воды (либо проведение перерасчётов при предоставлении услуги ненадлежащего качества), установленных по закону нормативов потребления коммунальных услуг, соответствующих правительственному Постановлению публичных договоров ресурсоснабжения вовсе не утеряна. И путей для решения обозначенных проблем ещё достаточно…

Н. Долотов

Добавить комментарий