Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

О двойных стандартах контроля в сфере ЖКХ.

A1— Василий Иванович, конь Фурманова взбесился, на дерево лезет! – Так пристрели его, Петька. – Василий Иванович, Ваша лошадь на дуб забралась! – Пусть сидит, может быть там у неё гнездо.

Не знаю, были ли основания у юмористов создать подобный анекдот с использованием образа легендарного красного комдива, но наша жизнь полна ситуаций, успешно вписывающихся в систему обозначенных выше двойных стандартов. Очередной повод пораcсуждать на эту тему появился по результатам проведённой  публичной порки управдомов в ходе состоявшегося 9 июля 2015 года заседания Совета при Главе Республики Адыгея по развитию гражданского общества и правам человека в Республике Адыгея.

Следует сказать, что ситуация в сфере управления многоквартирными домами в Майкопе несколько отличается от той, которая имела место в ходе лицензирования управляющих компаний в городе Липецке, когда без обслуживания остались более двух миллионов квадратных метров жилья, тем не менее мобилизационный сбор руководителей управляющих компаний, высоких должностных лиц и представителей общественности прошёл в режиме ярко выраженной чрезвычайщины.

Как оказалось, повод для приглашения городских управдомов на столь представительный форум был не шуточный. Некотрорые управляющие компании в период окончания срока управления многоквартирными домами и обсуждения новых условий договора посмели предложить собственникам жилья утвердить плату за содержание и ремонт жилья выше той, которая была установлена решением общего собрания пять лет назад. Основным докладчиком по теме выступила член Совета при Главе Адыгеи по развитию гражданского общества и правам человека  Нина Николаевна Коновалова. Насколько глубоко она знакома с реальными проблемами ЖКХ — не знаю – но факт предоставления ей роли первой скрипки в оркестре, где она слывёт оппозиционером, весьма интересен. Видимо, уровень её профессиональных знаний в обсуждаемой отрасли оказался по оценке организаторов мероприятия выше уровня знаний должностных лиц в представительных и исполнительных органах власти, курирующих ЖКХ в Республике Адыгея и городе Майкопе. Примечательно и то, что для разрешения вопросов граждан, послуживших причиной яркого доклада на заседании Совета, докладчица ни разу не обращалась ни в одну управляющую компанию…

Великий почин клеймить позором заведомо назначенных виноватыми по региональным политическим понятиям, но невиновных в силу закона активно поддержали все высокие должностные лица. Определённое замешательство в рядах обвинителей вызвали робкие заявления представителей городской администрации и государственной Жилищной инспекции об отсутствии у них возможности расстрелять на месте управдома, предложившего повысить плату за содержание жилья до уровня экономически обоснованной. Их полномочия в ходе последующих намеченных проверок хозяйственной деятельности управляющих компаний будут уточнены дополнительно. Над управдомами хмуро замаячили тучи новых уголовных дел. Республиканский прокурор посетовал на то, что судьи при рассмотрении дел уже заведённых позволяют себе судить по Закону и не всегда готовы в ходе принятия судебного решения излагать его как стенограмму высокой прокурорской мысли. В общем, в соответствии с официальной информацией, «в ходе заседания Совета при Главе Адыгеи по развитию гражданского общества и правам человека принято решение провести доскональную проверку деятельности управляющих компаний на предмет того, насколько добросовестно они выполняют обязанности перед жителями многоквартирных домов. Проверка пройдет с привлечением возможностей прокуратуры, а также республиканских и муниципальных структур».

Ничего в подходах к решению проблем ЖКХ не изменилось, поскольку, начатые несколько лет назад, такие проверки в городе никогда и не прекращались… Основанием для внеочередной проверки у нас часто является простое существование Жилищного кодекса, а проверка исполнения управляющей организацией лицензионных требований стабильно включает проверку расчётов исполнителя услуг горячего водоснабжения и отопления за полученные ресурсы. При этом второстепенным для всех проверяющих является состояние расчётов за холодную воду и стоки, несмотря на то, что данные ресурсы предоставляет не частная структура, а муниципальное унитарное предприятие. В течение последнего года проверки активизированы, и смею предположить, что их конечной негласной целью является передел рынка управления жильём в пользу некой управляющей организации с условным названием «Восход –сити». И уж наверняка карающий меч контроля и надзора не затронет ни эту управляющую компанию, ни другие муниципальные образования республики, в большинстве из которых этот рынок так и не сформирован и ни один из обозначенных в ЖК РФ способов управления многоквартирными домами до настоящего времени не реализован…

Поскольку в ходе заседания, на которое я не был приглашён, «В весьма критическом ключе прокурор отозвался о деятельности Николая Долотова, ранее занимавшего (более двух лет назад) должность заместителя главы администрации МО «Город Майкоп», а сама причина критики относится к дням сегодняшним и обозначена не была, считаю необходимым её озвучить в данной публикации. Дело в том, что у нас с Василием Митрофановичем не совсем совпадают взгляды на состояние законности в сфере ЖКХ.

1.На мой субъективный взгляд, сформированный на основе суточных отчётов о параметрах горячего водоснабжения в домах, оборудованных коллективными приборами учёта, регистрирующими температуру воды, в течение трёх последних лет постоянно нарушается право всех без исключения горожан на получение качественной услуги горячего водоснабжения. Поскольку факты предоставления горячей воды с минимальной нормативной температурой 60 градусов отсутствуют, данное обстоятельство создаёт угрозу для здоровья людей, так как санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов. Прозвучавшая в ходе заседания Совета информация о низком качестве данной услуги не получила отражения в итоговой резолюции и в очередной раз не станет основанием для проверки и принятия результативных мер. Кстати, примечателен сам факт отсутствия на заседании Совета руководителя теплоснабжающей организации.

  1. На мой субъективный взгляд, подтверждаемый документом на оплату коммунальных услуг любого горожанина, нарушены права граждан на уменьшение платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения при регулярном нарушении параметров её качества. С учётом фактической температуры воды в кранах потребителей от 47 до 54 градусов сумма уменьшения платежа, определённая на основании Правил предоставления коммунальных услуг , составляет 100%.
  2. На мой субъективный взгляд, подтверждённый расчётами, выполненными с применением Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, применяемые в Майкопе нормативы потребления на отопление в многоквартирных домах выше двух этажей, выше обоснованных на 30%. Данное обстоятельство подтверждается данными о фактическом потреблении тепловой энергии в домах, оборудованных коллективнвми приборами её учёта.
  3. На мой субъективный взгляд, публичный договор филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» о снабжении коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению не соответствует установленным Правительством РФ обязательным требованиям в части отражения в нём параметров качества ресурса и ответственности ресурсоснабжающей организации за их не соблюдение.
  4. На мой субъективный взгляд, подтверждаемый данными сайта Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, нарушаются права граждан на получение информации о деятельности организации коммунального комплекса в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, обязательной для раскрытия в соответствии с требованиями соответствующего Постановления Правительства РФ.
  5. На мой субъективный взгляд, подтверждённый раскрытой с нарушением сроков информации о фактической деятельности филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», нарушаются права граждан на оплату услуг отопления и горячего водоснабжения по тарифам, установленным на основании действующего законодательства, поскольку в ходе тарифного регулирования в плановую выручку РСО постоянно включаются неподтверждённые документами планируемые расходы, завышенные расходы на приобрение электрической энергии и природного газа, и не исключаются необоснованные расходы и доходы предыдушего периода из плановой выручки периода регулируемого. Ярким фактом подобного регулирования является включение в состав тарифов на 2011 и 2012 годы платы за аренду муниципального имущества в размере 27 миллионов рублей при цене договора 15 миллионов.
  6. На мой субъективный взгляд, сформированный в ходе обращений по выше указанным проблемам на личном приёме к заместителю Генерального прокурора С. Д. Воробьёву, в Управление Генеральнной прокуратуры в Южном федеральном округе и к Генеральному прокурору Российской Федерации на основе полученных из прокуратуры Республики Адыгея ответов, нарушается право на объективное и всестороннее рассмотрение обрашений граждан, поскольку ни по одной из обозначенных проблем не было предпринято реальных мер по их разрешению. Впрочем, моё право на несвоевременное получение отписок, подписанных ненадлежащим должностным лицом, было реализовано.

Ограничен ли перечень нарушений обозначенными выше. К сожалению, нет. За три дня до проведения Совета филиалом ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» в нарушение порядка корректировки платежей, установленного ПП РФ № 307, доначислена плата за отопление в домах, изменивших форму управления, оборудованных приборами учёта тепловой энерги по итогам трёх месяцев отопительного периода. Размер незаконных требований составляет от 2 до 3 тысяч рублей на одну квартиру. Возмущение граждан и по этому факту не разбудило ни одно должностное лицо из числа наделённых полномочиями по осуществлению контроля.

В конечном итоге, в городе регулярно нарушается право граждан на защиту их интересов в сфере ЖКХ органами власти, контроля и надзора, потому что обо всех существующих системных нарушениях законов и правил хорошо осведомлены должностные лица государственной Жилищной инспекции, Роспотребнадзора, министерства строительства и ЖКХ и органов прокуратуры.

Возможно, кто – то поддержит мнение прокурора Республики по поводу того, что изложенная выше позиция вносит определённую смуту в святое дело формирования доходов предприятия — монополиста, тем более, что все обозначенные нарушения имеют место в сфере ресурсоснабжения, а целью власти является регулярное избиение пофамильно ограниченной группы управдомов, представляющих в глазах людей всю сферу ЖКХ. Конструктивизм Василия Митрофановича Пословского проявляется в нежелании защищать права граждан во всех случаях, когда защита этих прав может нанести ущерб коммерческим интересам ОАО «АТЭК». Я не против проверок неоднократно перепроверенных. Я за расширение границ контроля и надзора в сфере ЖКХ, при котором объектами внимания станут непроверяемые и неприкасаемые.

Право управляющей компании предложить собственникам рассмотреть вопрос об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилья до уровня рыночной стоимости услуги, ничем не ограничено. Не ограничено право собственников в случае несогласия с предложеной ценой договора избрать иную управляющую компанию либо создать ТСЖ. При этом стоимость содержания и ремонта жилья для гражданина никогда не превысит 30% общей стоимости ЖКУ в составе единого платёжного документа.

50% суммы в нём приходится на отопление и горячее водоснабжение. Ущерб, причинённый совокупностью выше перечисленных нарушений законодательства и прав граждан в сфере ЖКХ при предоставлении ресурса в целях предоставления этих двух услуг населению, в Майкопе составляет порядка 50 миллионов рублей ежегодно и превышает общие годовые доходы любой из управляющих компаний. Проявляя искреннюю заботу о комфортности проживания и сохранности содержимого кошелька гражданина, не пора ли наделённым высокими полномочиями лицам заставить РСО обеспечить людей горячей водой надлежащего качества и принять меры если не по возврату незаконно собранных с горожан средств за прошедшие три года, то по крайней мере по предотвращению таких поборов в будущем, поскольку не принятие этих мер сегодня внешне выглядит как пропитанное духом коррупции скоординированное «крышевание» властью, контролем и надзором нарушителей действующего законодательства.

В настоящее время информацию о имеющих место нарушениях при предоставлении услуг по отоплению и горячему водоснабжению, при формировании нормативов и тарифов на эти услуги, о действиях и бездействии различных должностных лиц, в той или иной мере способствующих существованию коммунального произвола в течение длительного времени, по поручению Центрального штаба поверяет региональное отделение Общероссийского народного фронта. Надеюсь, что в ходе исполнения задачи по обеспечению общественного мониторинга и граждансковго контроля исполнения законов, поставленной лидером движения, Президентом России В.В. Путиным, будет дана объективная оценка ситуации и приняты меры общественного воздействия, направленные на надлежащее исполнение Правил предоставления коммунальных услуг и исключение двойных стандартов в процессе взаимодействия государственных органов с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. И может быть появится необходимость рассмотреть на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека в Республике Адыгея ситуацию в сфере ЖКХ повторно, теперь уже объективно и планово, под иным углом зрения, при иных докладчиках и несколько изменённом составе его участников.

Н. Долотов