Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

ЖКХ. Госрегулирование по региональным понятиям.

чайка4Я Вам не скажу про всю Россию,  вся Россия очень велика.

Ну, а в нашем малом регионе — нет законов в сфере ЖКХ.

Наша государственная братия пишет документы «по понятиям».

Убедиться в этом в полной мере Вам помогут несколько примеров

И доступный для народных масс, в ссылке расположенный Приказ.

…Кончились рифмованные строчки. Время прозы наступило. Точка.

А проза далёкого от российского законодательства нормотворчества в данном случае выражается в том, что Приложением 2  к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 18 декабря 2015 года № 237-п установлены тарифы на горячую воду в закрытой  системе горячего водоснабжения, для потребителей филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на 2016 год и на период 2017 и 2018 годов, внешне претендующие на двухкомпонентные. Имеется их разбивка на две составляющие – отдельно указана стоимость нагрева и стоимость холодной воды. Вот только измеряется стоимость в том и другом случае,  по вполне понятным причинам, о которых будет сказано ниже, в рублях за кубометр, что противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

чайка 7В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определённом основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 88 — 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Расчёт тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 27.12.2013 года № 1746-э, в соответствии с п. 113 которых значение компонента на тепловую энергию, используемую для нагрева воды, определяется в рублях за гигакалорию.

Данные методические указания зарегистрированы в Минюсте России 25 февраля 2014 года № 31412, опубликованы в «Российской газете» № 51 от 05.03.2014 года.

Пунктом 3 приказа Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года определено, что он вступает в силу в установленном порядке.

Согласно п. 12 Указа Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу на всей территории Российской федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Методические указания вступили в силу с 16 марта 2014 года, и применяются с даты вступления их в действие, то есть при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, заявления РСО об установлении которых поступят или находятся на рассмотрении органа регулирования с 16 марта 2014 года, и применение иных методик при установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения с этого времени является незаконным.             Таким образом, в целом, действующее законодательство, регулирующее деятельность по ценообразованию в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем, не предусматривает с этого времени установление тарифа на нагрев воды в закрытой системе горячего водоснабжения в рублях за один кубический метр.                                                                                                

Следовательно, размеры тарифов, указанных в строках «стоимость нагрева» таблицы приложения № 2 к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 18 декабря 2015 года № 237-п противоречат требованиям действующего законодательства и подлежат отмене.

По этим же признакам являлся незаконным  Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 12 марта 2015 года № 53-п «О внесении изменений в некоторые Приказы Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея», в соответствии с которым расчёты за горячую воду с потребителями производились в 2015 году.

Должностные лица УГРЦТ РА хорошо осведомлены о указанных выше требованиях нормативных документов в сфере тарифного регулирования, поскольку ранее, Приказом от 18 декабря 2014 г. № 203 — п, были установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду на 2015 год, состоящие из компонента на холодную воду (в рублях за кубометр) и компонента тепловой энергии на её нагрев (в рублях за гигакалорию). Незаконные изменения в принятый в соответствии с федеральным законодательством приказ внесены умышленно, с нарушением сроков принятия таких решений, исключительно «по просьбе» ресурсоснабжающей организации и в её интересах и при отсутствии соответствующего решения коллегиального органа.

Впрочем, рассмотрение тарифов на коллегии УГРЦТ РА, состоящей из представителей органов власти, происходит лишь в целях соблюдения самой процедуры тарифного регулирования, установленной законом и не имеет отношения к итоговому тарифному решению. В этом легко убедиться, ознакомившись с протоколом её заседания от 18 декабря 2015 года за № 71. Как всем хорошо известно, в протоколе любого заседания отражаются все обсуждаемые и значимые вопросы. В ходе данного заседания экспертной группой было предложено установить одноставочный тариф для системы центрального теплоснабжение для горячего водоснабжения в рублях за гигакалорию. Пунктом 2 решения, без указания на вид тарифа (двухставочный, одноставочный), этот тариф утверждён. В протоколе даже нет упоминания о лицах, внёсших предложение установить плату за нагрев воды на 2016 — 2018 годы в рублях за кубометр, тем не менее пунктом 3 решения она утверждена. В итоговый Приказ УГРЦТ РА по вполне понятным причинам включён тариф, утверждённый пунктом 3 решения Коллегии…

Я Вам не скажу за всю Россию, но в аналогичных решениях регулирующих органов Краснодарского края или Ростовской области подобные художества нормотворчества отсутствуют ввиду их недопустимости.

Дополнительно следует отметить тот факт, что порядок расчёта платы за коммунальные услуги определён Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
утверждёнными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2015 г. N 129 в Правила внесён раздел VII, регламентирующий порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Данный порядок на территории Адыгеи не используется.

Этим же документом внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждённые постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306. Установлен порядок определения нормативов потребления тепловой энергии на нагрев горячей воды, утверждение которых в силу предусмотренной законом обязанности установления двухкомпонентного тарифа в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящего из компонента на холодную воду, определяемого в рублях за кубометр и компонента тепловой энергии на нагрев, определяемого в рублях за гигакалорию, является неизбежным в условиях отсутствия приборов горячей воды и наличия многоквартирных домов, в которых подогрев воды осуществляется с использованием входящих в состав общего имущества водоподогревателей.

Данные нормативы до настоящего времени не установлены.

чайка5Причины принятия незаконного тарифного решения и отсутствия действий в целях установления нормативов достаточно ясны: действия и бездействие органа государственной власти Республики Адыгея в очередной раз способствуют незаконному получению доходов филиалом ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети». При расчёте в домах, где приборы регистрируют объём тепловой энергии на нагрев, по установленному в соответствии с законом двухкомпонентному тарифу и той температуре горячей воды, с которой она регулярно подаётся филиалом на границу разделения сетей с потребителями, от 45 до 55 градусов, стоимость кубометра воды будет значительно ниже используемого сегодня тарифа за кубометры качественной услуги (Да и зачем было тратить десятки тысяч рублей в каждом многоквартирном доме, выделенных в основном из бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ, на установку таких приборов, если расчёты с учётом их показаний не производятся?). Установленные в соответствии с Правилами нормативы потребления тепловой энергии на нагрев 1 кубометра для ряда многоквартирных домов будут меньше предусмотренного регулятором объёма тепла на нагрев при установлении тарифа, который, исходя из данных протокола № 71 заседания Коллегии Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 18 декабря 2015 легко определяется путём деления принятого объёма тепловой энергии на нагрев воды на объём её реализации и составляет

94254,2 Гкал/1481670 м. куб. = 0,064 Гкал/м. куб.

Указанные в пункте 2 Приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 18 декабря 2015 года № 237-п долгосрочные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» на 2016 год и на период 2017 и 2018 годов, с календарной разбивкой согласно приложению № 2 не соответствуют правовым актам федерального уровня, а их использование в процессе расчётов за горячую воду с потребителями, основная часть которых – население и бюджетные организации различного уровня – сопровождается нарушением прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

И совсем уж откровенной насмешкой регулятора над потребителями услуг выглядит опубликованный в Приложении 4 к  Приказу фрагмент таблицы, составленный с широко закрытыми глазами на реальность (10 перед 0 забыли поставить):

Наименование показателя Плановые значения показателей на период действия программы
1. Доля проб горячей воды в тепловой сети или в сети горячего водоснабжения, не соответствующих установленным требованиям по температуре в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества горячей воды, % 0

 

…Поручения по контролю обоснованности тарифов на коммунальные услуги и принятию мер по приведению их в соответствие действующему законодательству неоднократно давались Президентом России.

Очередной призыв навести порядок на этом направлении звучал на состоявшемся 25 июля 2016 года в Генеральной прокуратуре РФ Координационном совещании работников правоохранительных органов, посвящённом вопросам борьбы с преступностью в сфере ЖКХ.

Однако исполнителей поручений и откликающихся на подобные призывы должностных лиц в отдельно взятых регионах либо мало, либо совсем нет. На всякий случай обратился к прокурору Республики Адыгея с просьбой принять меры реагирования, достаточные для приведения упомянутого в данной публикации нормативного правового акта, изданного органом государственной власти Республики Адыгея, в соответствие требованиям действующего законодательства в части, ему не соответствующей. В рамках предоставленных прокуратуре полномочий и налагаемых на неё законом обязанностей логичны чайка3были бы внесённые протесты и обращения в суд с целью защиты публичных интересов граждан в случае отказа их удовлетворить, требования об установлении отсутствующих нормативов потребления тепловой энергии на нагрев воды для обеспечения расчётов с гражданами по утверждённым правительством РФ Правилам. Не логичным, но привычным порядком рассмотрения подобных обращений в регионе является их незаконное направление в органы, решения которых обжалуются, для подготовки ответов заявителю. Вот только в процессе подготовки таких ответов число нарушений федерального законодательства в ходе регионального нормотворчества в сфере предоставления коммунальных ресурсов является стабильно высоким, и все эти нарушения совершаются должностными лицами органов государственной власти  исключительно в интересах коммерческих предприятий – поставщиков… А слухи о проведении антикоррупционной экспертизы документов в данном случае – это просто слухи.

04.08.2016 г.         Н. Долотов