Вначале было слово, сказанное много лет назад… Слово о необходимости формирования качественно иной системы взаимоотношений в коммунальном секторе между потребителями, поставщиками услуг и ресурсов и государственными органами, основанной на взаимном доверии. Предполагалось, что такая система снизит уровень социальной напряженности в обществе и будет способствовать позитивным преобразованиям в сфере ЖКХ. Необходимыми условиями для её создания неоднократно заявлены повышение информационной открытости и формирование инструментов осуществления общественного контроля.
Согласно идеям федеральных реформаторов, с которыми сложно не согласиться, новые взаимоотношения способны ограничить неоправданный рост платежей для бытовых потребителей, улучшить условия деятельности добросовестных и эффективно работающих участников рынка и качество регулирования в коммунальном секторе.
Немаловажен и пропагандистский аспект таких идей, поскольку усилия государства по их реализации воспринимаются гражданами как реальная деятельность по исправлению имеющихся проблем, а повышение прозрачности жилищного и коммунального комплекса в общественном мнении неразрывно связано с такими категориями, как отстаивание интересов жильцов, борьба со злоупотреблениями и с коррупцией, наведение порядка, противодействие росту тарифов и т.д.
По мнению Президента России, озвученному в ходе прямой линии 14 апреля 2016 года, в сфере регулирования ЖКХ «Очень важным является прозрачность принятия решений …чтобы любой гражданин мог проверить и узнать, сколько и за что он платит».
Слово скоро сказывается, да не скоро дело делается. Декларируемая «прозрачность отношений» гражданина и власти в коммунальном секторе на отдельных территориях является не более чем пропагандистской сказкой, и моя быль – именно об этом.
Почти полгода назад, 13.06.2017 года, будучи крайне смущённым тем обстоятельством, что утверждённые Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30 мая 2017 г. № 70 – п нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для подавляющего большинства жителей региона выше расчётных, определённых с применением данных строительной климатологии, я предпринял первую попытку ознакомиться с материалами, послужившими основаниями для их установления, направив через ГИС ЖКХ руководителю ведомства соответствующее заявление.
Полученный ответ напоминал оду о героических усилиях регулятора при несении им тяжкого бремени исполнения обязанностей и отсылал меня в сеть «Интернет», где якобы расположены (но отсутствуют) нужные мне расчёты, в ознакомлении с которыми было отказано.
Полагая, что в данном случае органом власти нарушены права гражданина, гарантированнее Федеральными законами от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», я обратился к прокурору Адыгеи с просьбой принять меры по этому факту и поручить Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея провести проверку обоснованности нормативов потребления тепловой энергии на отопление, установленных Приказом УГРЦТ РА от 30 мая 2017 г. № 70 – п, с ознакомлением в процессе её проведения меня, как заявителя и заинтересованного лица, с исходными данными для расчёта нормативов и их расчётами.
Согласно полученному ответу из надзорного органа, требование о проведении проверки нормативов в уполномоченный орган направлено, а для ознакомления с необходимыми материалами я вправе обратиться в орган регулирования, куда уже обращался ранее.
При повторной попытке реализации такого права 24.08.2017 г. пришлось направить новое обращение (прежнее вдруг стало «не зачётным») с просьбой ознакомить с объёмом генеральной совокупности 5-9- этажных домов в республике Адыгея, с перечнем многоквартирных домов Адыгеи, оборудованных приборами учёта тепловой энергии с указанием объёма зарегистрированного ими тепла в отопительном периоде, материала стен, этажности и общей площади помещений в них, с расчётами объёма выборки многоквартирных домов в ходе определения нормативов с применением метода аналогов, с расчётами нормативов, со значением средних температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода за 5 лет, предшествовавших году установления нормативов, подтверждёнными документами метеослужбы – со всеми теми данными, без использования которых определение нормативов на отопление невозможно. В назначенный регулятором час, 26.09.2017 г. для ознакомления предоставлена ненужная кипа бумаг, расчёт выборки МКД, сформированный на основе месячного расхода тепловой энергии применительно к одному дому (за пределами республики применяется один квадратный метр) и некий «расчёт нормативов», в виде списка из 93 домов, сформированного регулятором не без участия РСО по принципам, далёким от требований федерального законодательства. Вопреки правилам установления нормативов, из списка не были исключены 30 домов с нежилыми помещениями и 8 домов с потреблением тепловой энергии в них более чем на 20 % превышающем среднее значение, что привело к завышению нормативов в интересах коммунальных монополистов. Данный факт предсказуемо не был учтён органом государственного жилищного надзора при проверке нормативов по требованию прокуратуры, в связи с чем выданное по её итогам предписание об устранении нарушений федерального законодательства было исполнено путём утверждения нормативов в прежних размерах. Содержание новых материалов и расчётов никому не ведомо. Созданная схема взаимоотношений органов регулирования и надзора — «приказ – предписание – новый приказ – новое предписание…» — может действовать бесконечно долго не только в сфере теплоснабжения (почти все нормативы в Адыгее установлены аналогичным образом, что подтверждается выданными ГЖИ формальными предписаниями). И в течение всего периода её действия расчёты с населением за коммунальные услуги производятся по необоснованным нормативам.
В ознакомлении с остальными сведениями было отказано. Согласно разъяснениям, полученным в письмах из прокуратуры от 21.09.2017 г и от 31.10.17 г. в ответ на новые обращения, предусмотренная законом информация мне предоставлена, а данные о среднесуточной температуре наружного воздуха и продолжительности отопительного периода за последние 5 лет обоснованно не предоставлены, так как эти сведения не затрагивают интересы заявителя, в связи с чем основания для принятия мер прокурорского реагирования по факту нарушения органом государственной власти региона требований двух федеральных законов (№ 8-ФЗ, № 59-ФЗ) отсутствуют. На фоне пропагандируемой «открытости» в сфере ЖКХ все материалы, на основании которых установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения Адыгеи являются для граждан тайной, помочь раскрыть которую в течение полугода не в состоянии даже органы прокуратуры…
Впрочем, согласно данным экспертного заключения, сделанного в рамках рассматриваемого в суде дела об оспаривании применяемых в Майкопе тарифов на отопление и горячую воду, обозначены и температура — 3,98 градуса, и средняя продолжительность отопительных периодов — 168 суток. Рассчитанный с учётом этих данных норматив на отопление для 5 — 9 — этажных домов в Адыгее составляет 0,015 Гкал/м.кв. исходя из 7 (в том числе неполных) месяцев отопительного периода, что ниже утверждённых органом регулирования на 6,7 %.
С таким же усердием хранятся в республике и иные коммунальные секреты.
Давно приняты документы, напоминание о которых в контексте этого повествования не будет лишним, в частности, Жилищный кодекс РФ, законы о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, о ГИС ЖКХ, Стандарты раскрытия информации о деятельности управляющих организаций и организаций коммунального комплекса, утверждённые соответствующими постановлениями правительства, ведомственные и межведомственные приказы, дополнительно уточняющие формы и состав раскрываемой информации, сроки и периодичность её размещения.
На деньги налогоплательщиков содержатся государственные органы и лица, прямой обязанностью которых является контроль и надзор за исполнением указанных документов. По их числу «на душу населения» регион занимает призовое место в России. Они «до зубов вооружены» положениями Кодекса об административных правонарушениях, позволяющими дисквалифицировать, налагать штрафы и лишать лицензий, но…
Как в большом лесу при ветре – вверху всё шумит, внизу – тихо. На всех без исключения направлениях информационного поля в сфере ЖКХ…
О том, когда появится в полном объёме информация в ГИС ЖКХ, с полной уверенностью сказать не может никто, и заявленный в соответствующем законе срок – 1 января 2018 года, не является очевидным менее чем за месяц до его наступления даже для создателей системы. Что касается остальных информационных ресурсов — динамика их «пополнения» выглядит достаточно своеобразно.
Масштабы жилищно – коммунального комплекса Республики Адыгея по Российским меркам достаточно скромны. Согласно данным сайта reformagkh.ru, в регионе имеется 215 управляющих организаций, в том числе – 57 управляющих компаний. По состоянию на текущую дату, в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждённым ПП РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 отчёты о деятельности за 2016 год и плановые показатели на 2017 год разместили 15 управляющих организаций (в том числе 12 УК), что составляет 7 % от их общего числа. Собственные сайты, как и информационные стенды, у большинства компаний отсутствуют, отсутствуют либо не заполнены соответствующие разделы на официальных сайтах муниципальных и региональных органов власти… Обязанность по систематическому наблюдению за ситуацией на этом направлении возложена на органы ГЖИ
Механизм мониторинга достаточно прост. Лёгким движение руки на сайте reformagkh.ru «кликаем» по ссылке https://www.reformagkh.ru/mymanager/rating/?tid=2340164&sort=rating&order=desc&page=1&limit=100 и получаем готовый список организаций, не исполнивших в Адыгее требования ЖК РФ и Стандарта… Нарушение обязательных требований к раскрытию информации при осуществлении деятельности по управлению является основанием для внеочередной проверки управляющей организации и выдачи соответствующего предписания и оформления протокола. Для ТСЖ и ЖСК мера наказания незначительна, однако неразмещение управляющей компанией информации о деятельности, нарушение порядка и сроков её размещения, размещение информации не соответствующей действительности, либо в неполном полном объёме до 1 января 2018 года является нарушением лицензионных требований, максимальный штраф за которое составляет 300 тысяч рублей в рамках отдельно взятого многоквартирного дома. Стандарт есть, орган жилищного надзора есть, меры понуждения к исполнению закона достаточны – информации нет. Не появляется она и после формально выданных отдельным управляющим организациям предписаний, число которых не превышает пока десяти. Восьмидесятое место Адыгеи по уровню среднего рейтинга управляющих организаций в общем списке субъектов РФ по итогам 2016 года в связи с этими обстоятельствами в полной мере характеризует как состояние открытости в жилищной сфере, так и эффективность жилищного надзора. В связи с рассматриваемым вопросом необходимо отметить, что к числу раскрываемой относится, в том числе, информация об объёме потребления тепловой энергии, учтённой приборами учёта за год, позволяющая оценить обоснованность принятого регулятором норматива на отопление. В открытом доступе такой информации почти нет.
Всё в этом мире относительно, и, кроме жилищной, есть ещё «открытость» коммунальная. В условиях, когда плата за коммунальные услуги для среднего россиянина составляет 70 % общего платежа за ЖКУ, вопрос о том, является ли такой уровень оплаты оправданным, является для граждан далеко не праздным.
Стандарт раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования утверждён Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 570, аналогичный стандарт в сфере водоснабжения и водоотведения установлен Постановление Правительства РФ от 17 января 2013 г. N 6. Согласно Стандартам, информация в предусмотренных ими объёмах, в том числе о плановых и фактических показателях финансовой деятельности с отражением затрат по их статьям, раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и должна быть доступна в течение 5 лет. Данная информация используется в другом, не менее засекреченном процессе – процессе тарифного регулирования.
На официальном сайте за период с 2013 по 2016 информация о деятельности 24 расположенных на территории Республики Адыгея организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, и 34 ОКК, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения раскрыта с нарушением установленных сроков и в неполном объёме. Контроль исполнения требований Стандартов осуществляет Управление государственного регулирования цен и тарифов РА, то самое, на сайте которого информация должна быть размещена. И здесь есть закон, контролёр с широкими полномочиями – информации в полном объёме снова нет. Нет плановых расходов по статьям затрат, обязанность по раскрытию которых документами была предусмотрена ране, фактические затраты не сформированы в соответствии с имеющимися шаблонами.
Таинственным образом с соответствующего информационного ресурса с недавних пор исчезли и протоколы заседаний Коллегии Управления государственного регулирования цен и тарифов за период до 2017 года, частично содержащие данные о составе затрат, учитываемых при утверждении тарифов на коммунальные услуги и ресурсы в Адыгее. Борьба регулятора за создание информационного вакуума в коммунальной сфере подобна пожару в бухгалтерии предприятия перед приходом ревизора. В условиях, когда и тарифы, и нормативы потребления коммунальных услуг определяются с грубыми нарушениями федерального законодательства, предпринимаемые действия по сокрытию информации в целях их сохранения в утверждённых пределах в интересах ресурсоснабжающих организаций выглядят вполне разумно. Отсутствие информации о фактической ситуации в сфере регулирования, возможности сравнить планируемые и фактические затраты уменьшает вероятность появления у потребителей неудобных вопросов…
Вопросов о том, почему возложенная государством на регулятора обязанность по защите потребителей от необоснованного роста платежей за коммунальные услуги и ресурсы в условиях высокой монополизации рынка вступает в борьбу с желанием обеспечить необоснованными доходами субъекты регулирования, и почему это желание неизменно побеждает… Почему по уровню комфортности коммунальных платежей (соотношению платы за коммунальные услуги к средней заработной плате), определяемых с применением установленных нормативов и тарифов, город Майкоп занимает предпоследнее место в рейтинге столиц субъектов Федерации? Не являются ли действия должностных лиц органа регулирования, совершаемые с превышением должностных полномочий в интересах РСО и в ущерб интересам населения и бюджета коррупционными? Почему бездействует надзор и контроль?…
На фоне созданного и сохраняемого годами мутного информационного болота в сфере ЖКХ Адыгеи такие вопросы почти никто не задаёт…
P.S. Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 года N 54 утверждён перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полагаю, что при оценке качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства в части отношения среднедушевых расходов населения на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг с учётом сформированных в регионе методов регулирования и контроля кандидат в аутсайдеры уже есть. А достигнутый уровень «прозрачности» в коммунальной сфере и нежелание изменить ситуацию помогут сохранить за ним это место надолго.
Н. Долотов