Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

О запредельном росте платы граждан за коммунальные услуги.

 

В начале – о пределах этой платы… Их установление на государственном уровне изначально направлено на защиту прав граждан от необоснованного повышения платы за коммунальные услуги в условиях высокого уровня монополизации рынка.  Согласно статье 157.1 Жилищного кодекса, эти пределы в форме максимальных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, и повышение размера платы граждан выше этих пределов не допускается. В свою очередь, максимальные индексы определяются на основании индексов изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета, утверждения и применения предельных индексов, мониторинга и контроля за их соблюдением определён Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждёнными ПП РФ от 30 апреля 2014 г. № 400, средние по регионам индексы устанавливаются Правительством РФ, оно же определяет размер предельных отклонений от среднего, допустимый в рамках отдельных муниципальных образований, однако рост размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации.

Ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов, включающий сбор, обобщение, анализ и оценку соответствующей информации, а так же государственный жилищный надзор в указанной части в соответствии с Основами формирования индексов осуществляют органы исполнительной власти регионов.

Одной из задач мониторинга является выявление категорий граждан, фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги которых по отношению к декабрю предыдущего года превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса.

При выявлении таких граждан размер вносимой ими платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учетом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а гражданину за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплачивается компенсация по его заявлению в порядке, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать индивидуальный расчет с учетом фактического объема потребления коммунальных услуг в сопоставимых условиях в пределах соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг.

Так выглядит процесс защиты прав гражданина государством в соответствии с теорией, воплощённой в федеральный закон.

На региональном уровне всё выглядит иначе.

В Республике Адыгея максимальные индексы роста платы на 2017 и 2018 годы утверждены Указами Главы региона от 30 ноября 2016 года № 188,  от 29 ноября 2017 года N 182. Их размер в разрезе муниципальных образований на 2017 год составил от 4 до 5,5 %, на 2018 год – от 5 до 5,5 %, причём для подавляющего большинства жителей он установлен в размере 5,5 %. Оценивая  индексы с учётом требований законодательства и общепринятого порядка расчёта средних значений, следует отметить, что в течение двух лет их средний размер по региону значительно превышает 3,4 %, установленные Правительством РФ для Республики Адыгея, что противоречит положениям ч. 2, ч. 3 ст. 157.1 ЖК РФ, п. 59  Основ формирования индексов изменения размера платы, примечанию 1 Распоряжения Правительства РФ от 1 ноября 2014 года N 2222-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2015-2018 годы», согласно которым изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации. При этом тарифы на коммунальные услуги и нормативы их потребления формируются органом регулирования с учётом завышенных индексов роста платы за них.

Первые результаты «ежемесячного мониторинга» исполнения предельных индексов, осуществлённого Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, достаточно скромны. Они появились в публикации от 20 марта 2017 года на сайте органов государственной власти Республики Адыгея..  Согласно представленным для всеобщего обозрения сведениям, «По результатам указанного мониторинга изменение фактических платежей граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Адыгея за февраль 2018 года не превысило утвержденных Указом Главы Республики Адыгея от 29 ноября 2017 года № 182 предельных значений. Фактические платежи граждан за коммунальные услуги в феврале 2018 года складываются на уровне декабря 2017 года (в сопоставимых условиях, с учетом мер дополнительной социальной поддержки, направленных на соблюдение установленных предельных индексов).

Сумма такой поддержки, о существовании которой и направлении гражданам заявлено  в составе информации о «мониторингах» за февраль и последующие месяцы, в целом по Республике Адыгея, по сведениям Министерства труда и социального развития, во втором полугодии 2017 года и в декабре в том числе, в течение 7 месяцев 2018 года  составила 00 рублей 00 копеек, а средства в региональном бюджете на её предоставление в 2017-2018 годах даже не предусматривались .

При этом органам государственного регулирования и ГЖИ было хорошо известно о том, что тарифы в течение ряда лет изменяются в июле, что в течение шести месяцев второго полугодия 2017 года платежи необходимо было сравнивать с платежами за декабрь 2016 года, и что  в одноэтажных, двухэтажных и трёхэтажных домах, расположенных в Республике Адыгея и присоединённых к централизованным системам теплоснабжения, при начислении платы за отопление с применением повышенных с 1 июля 2017 года нормативов потребления, утверждённых Приказом УГРЦТ РА от 30 мая 2017 года № 70 – п при одновременном росте тарифов на коммунальные услуги, в период с 1 июля по 31 декабря 2017 года в Кошехабльском районе Республики Адыгея при оплате услуги равными долями в течение года, в период с 1 октября по 31 декабря 21017 года – в остальных районах и городах Майкопе и Адыгейске ежемесячный общий размер платы граждан за коммунальные услуги по отношению к размеру такой платы в декабре 2016 года в сопоставимых условиях значительно превышал предельные (допустимые) индексы её роста, утверждённые для муниципальных образований региона.

В нарушение п. 61.  Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400, в течение 6  месяцев 2017 года, органы исполнительной власти региона сознательно не осуществляли ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор по указанным вопросам а потому не выявили ни одного гражданина, в отношении которого предельный индекс был превышен. Компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации гражданам, проживающим в обозначенных выше домах не выплачивались. Заявления потребителей услуг о предоставлении компенсаций отсутствуют, поскольку о праве на их получение и порядке их выплаты, установленном Указом Главы Республики Адыгея от 31 августа 2017 г. № 133, граждане  надлежащим образом не информируются.

В результате имевшего место сознательного бездействия должностных лиц органов  государственной власти региона в 2017 году нарушены имущественные права  около 2000 человек только на территории столичного центра. С учётом того, что многоквартирные дома пониженной этажности строились, а жильё в них гражданам предоставлялось в основном до 1970 года, основная категория пострадавших – малообеспеченные пенсионеры.

В 2018 году ситуация не изменилась. В ходе проведения мониторинга платежи граждан в домах пониженной этажности с января 2018 года должны сравниваться с платежами декабря 2017, уменьшенными до уровня платежей, сформированных с учётом уровня предельного индекса их роста на 2 полугодие 2017 года (уменьшенными на размер дополнительной социальной поддержки, направленной на соблюдение установленных предельных индексов)

Об этом регулирующему органу так же хорошо известно, что отражено ежемесячно в составе предоставляемой им же информации, которую считаю возможным повторить :

«По результатам указанного мониторинга изменение фактических платежей граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Адыгея за (март, апрель, май, июнь…)  2018 года не превысило утвержденных Указом Главы Республики Адыгея от 29 ноября 2017 года № 182 предельных значений. Фактические платежи граждан за коммунальные услуги в феврале 2018 года складываются на уровне декабря 2017 года (в сопоставимых условиях, с учетом мер дополнительной социальной поддержки, направленных на соблюдение установленных предельных индексов).

В нарушение федерального законодательства сравнение производится с фактически начисленными платежами граждан за декабрь, не уменьшенными на размер предусмотренных законом, но не полученных компенсаций, нарушение прав длится второй год при отсутствии перспектив на получение таких компенсаций в будущем.

Подводя общий итог обозначенного выше, необходимо отметить следующее:

  1. Предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по Республике Адыгея выше установленных постановлением Правительства РФ, обязательным для исполнения.
  2. Мониторинг соблюдения предельных индексов уполномоченным органом не проводится, либо проводится с нарушением действующего законодательства.
  3. Жилищный надзор, направленный на выявление случаев превышения предельных индексов, не осуществляется, действия по приведению платежей в соответствие предельным индексам их роста отсутствуют.
  4. Информирование граждан о праве на компенсации ограничено ежегодным размещением информации на сайтах с низкой посещаемостью при наличии возможности адресного предоставления соответствующей информации на основании итогов мониторинга, проведённого в соответствии с законом .
  5. Средства на оказание мер социальной поддержки, направленных на соблюдение предельных индексов, в «социально ориентированном» бюджете региона не предусматриваются.
  6. Перспективы изменения ситуации в лучшую для граждан сторону отсутствуют.

В обоснование п.6 размещаю письмо, направленное из Республики Адыгея в ФАС России, содержащее просьбу об установлении на 2019 год для региона предельного среднего индекса роста платы граждан за коммунальные услуги в размере 6,44 % и предельного допустимого отклонения от предельного индекса по отдельным муниципальным образованиям – 6.44%. С учётом стандартно философского отношения к первому показателю и неспособности рассчитывать средние значения, ожидаемый  рост платы граждан за коммунальные услуги в регионе с низкими доходами, высокими коммунальными тарифами и нормативами  при удовлетворении просьбы составит во всех муниципальных образованиях 12,88 %.

Просто денег на компенсации нет. Денег нет, но Вы держитесь. Хорошего Вам настроения…

08.08.2018 г.                                                            Н. Долотов

 

Р.S.Пострадавшие в имеющей место ситуации граждане вправе получить компенсации за период трёхлетнего срока исковой давности при наличии соответствующего заявления в органы социальной защиты. Но кто им об этом  расскажет…