Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Безнадзорная электроэнергия на СОИ.

Часть 1. Нормативные правовые акты  «под надзором».

Электроэнергия, потребляемая в целях содержания общего имущества многоквартирного дома…

Сегодня это уже неактуально…  Сегодня в головах – «мусор»: очередные изменения в коммунальной сфере, ознаменованные исключительно ростом платежей граждан, мониторинг ситуации (а почему так получилось?), «всеобъемлющий» контроль  и заверения власть имущих в регионах в том, что в неопределённом будущем  непременно всё будет исправлено…

Сценарий происходящего напоминает о событиях более чем двухлетней давности, связанных с вступлением в силу с 1 января 2017 года изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, внесённых Федеральным законом от 29.06.2015 № 176 — ФЗ.

Плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ранее – плата за ресурсы на общедомовые нужды) была включена в структуру платы за содержание жилого помещения, а объём потребления ресурсов на СОИ был «ограничен» нормативами потребления  на ОДН, утверждёнными органами государственной власти Субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Наибольший ущерб кошелькам граждан в ходе нововведений нанесло резкое увеличение платежей за электроэнергию. Не учитывать рост в связи с этим недовольства половины населения страны было нельзя, и стандартные в такой ситуации действия были обозначены – платежи «мониторили» региональные отделения ОНФ, выявлением случаев необоснованного повышения  расходов граждан на общедомовые нужды  в рамках партийного проекта «Единой России» «Школа грамотного потребителя» осуществляла «ведущая и направляющая…», грозился ужесточить контроль за нормативами платы за ОДН Минстрой, «предусмотренные законом надзорные мероприятия» проводили ГЖИ и прокуратура

Следует признать честно, что «мониторить» и контролировать было нечего. Основной причиной завышения платежей практически везде являлись нарушения федерального законодательства органами государственного регулирования Субъектов Федерации, определявших нормативы потребления электроэнергии на ОДН без учёта в составе общего имущества многоквартирных домов площадей чердаков и подвалов, при последующем учёте этих площадей исполнителями услуг при начислении платежей гражданам с применением утверждённых нормативов потребления.

Нормативы потребления ресурсов на содержание общего имущества в МКД  были утверждены в регионах позже и вступили в силу с 1 июня 2017 года. В части электрической энергии, определённые на основании того же нормативного акта, с применением которого ранее определялись нормативы потребления этого ресурса на ОДН – Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, во всех без исключения регионах они оказались значительно меньше применяемых ранее.

Действовавшие до 1 июня 2017 года незаконные нормативные правовые акты фактически возложили на собственников жилья в многоквартирных домах обязанность по оплате электроэнергии  в объёме, большем фактически потреблённого, зарегистрированного общедомовым прибором учёта, в течение 5 месяцев, а желание законодателей ограничить аппетиты монополистов на этом этапе ознаменовалось получением последними необоснованных доходов в достаточно крупных размерах при прямом содействии этому органов региональной власти. Излишне полученные средства были возвращены по искам прокуратуры лишь в нескольких Субъектах Российской Федерации.

Утверждения подобного рода должны подтверждаться фактами, и, по крайней мере, на территории отдельно взятого региона, такие факты имеют место.  Свидетельств свободного трактования должностными лицами Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея  федерального законодательства и незаурядных способностей по одним и тем же формулам с применением одних и тех же исходных данных получать разные значения достаточно.

Установленные по состоянию на 1 ноября 2016 года на территории региона два норматива потребления электроэнергии на ОДН, применявшиеся для расчётов с гражданами после переименования ОДН в СОИ в течение 5 месяцев 2017 года, составляли 1, 4 кВт-ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без лифтов и 3,2 кВт-ч — в домах с лифтами.

Вступившие в силу с 1 июня 2017 года нормативы потребления электроэнергии на СОИ, определённые на основании тех же Правил и тем же органом регулирования, были дополнительно дифференцированы с учётом видов потребляющего электрическую энергию оборудования и составили в многоквартирных домах без лифтов от 0,333 до 1,079 кВт-ч в месяц на 1 квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без лифтов и от 1,377 до 2,124 кВт-ч в домах с лифтами.

Были ли вновь установленные нормативы законными и установлены ли они на основании закона в настоящее время? Нет. На основании предписаний органа жилищного надзора и протестов прокурора, с использованием одних и тех же первичных данных регулятор менял их три раза — с 1 ноября 2017 года, с 1 января 2018 года, с 1 августа 2018 года, последовательно снизив   до значений от 0,242 до 0,949  кВт-ч в домах без лифтов и от 1,373 до 2,149 кВт-ч в домах с лифтами, но так и не привёл в соответствие правилам их установления. Минимальный норматив на СОИ на данном этапе меньше норматива на ОДН для домов без лифтов в 5,8 раза, для домов с лифтами – в 2,3 раза.

В имевшей место в течение 19 месяцев нормативно – правовой неразберихе  (нормативы должны меняться не чаще чем 1 раз в три года, менялись 3 раза за год) не успевавшие следить за такими изменениями граждане платили за электроэнергию на СОИ всё, что предъявлялось в составе квитанции.

При этом и действующие в настоящее время, установленные  приказом УГРЦТ РА в его последней, четвёртой,  редакции нормативы потребления электроэнергии на СОИ не являются обоснованными, их применение при расчётах сопровождается недопустимым «перекрёстным» финансированием одних граждан другими, поскольку в нарушение конкретных требований Правил 306 ( п. 11, п. 37 Приложения № 1), все расчёты произведены не для указанных в Приказе групп многоквартирных домов с определением для домов каждой группы объёма потребления электроэнергии имеющимся в них оборудованием, а путём определения средних по республике объёмов потребления энергии по видам оборудования (средняя температура по больнице) с последующим суммированием полученных значений для обозначенных в приказе категорий МКД.

Так в целях обеспечения  дополнительными доходами конкретного монополиста – ПАО «ТНС энерго Кубань»,  трудилась региональная власть…

Часть 2. Безнадзорный монополист.

В условиях, когда возмущение граждан вызывает лишь резкое повышение цен, а внесение коммунальной дани в завышенном размере при отсутствии её скачкообразного увеличения давно  воспринимается ими как норма, вне поля зрения всевозможных «мониторщиков» и контролёров оказалось  ситуация в домах, где начисление платы за электроэнергию производит ресурсоснабжающая организация. Вопреки закону, применение,  либо не применение , либо применение «не тех» нормативов потребления при начислении платежей в условиях отсутствия реального контроля процесса ценообразования, в Адыгее осуществляется «по усмотрению» РСО в многоквартирных домах с непосредственной формой управления,  в домах, где собственники не избрали либо не реализовали форму управления, в домах, где при избранных собственниками помещений формах управления управляющей компанией либо ТСЖ ПАО «ТНС энерго Кубань» без всяких на то законных оснований присвоило себе статус исполнителя услуги.

В процессе таких начислений, используя низкую правовую грамотность населения и исходя из желания получить необоснованные доходы в максимальном размере, при расчёте платы за электроэнергию, потребляемую в местах общего пользования, ПАО «ТНС энерго Кубань» использовало  либо утратившие силу завышенные нормативы, либо определяло объём её потребления на эти цели как разницу между суммарным индивидуальным потреблением и объёмом, учтённым общедомовым прибором учёта, что было недопустимо ещё с 1 июля 2016 года при отсутствии решения собственников жилья о согласии на такого рода расчёты, включая при этом в квитанции добросовестных плательщиков долги соседей.

Нарушения ПАО «ТНС энерго Кубань» установленного порядка начислении платежей с признаками возможных преступлений имеют системный характер и совершаются на всей территории Адыгеи. Излишнее предъявленная к оплате сумма по отдельно взятым квартирам порой достигала 500 рублей в месяц. Информация об имеющем место беззаконии неоднократно направлялась в ГЖИ, региональную прокуратуру и Генеральному прокурору Росии, проверялась и подтверждалась, имели место единичные случаи перерасчёта платы и возврата гражданам незаконно собранных средств. Локальные победы двух надзорных ведомств (ГЖИ и прокуратуры) на этом направлении достаточно скромны.

Согласно информации, размещённой на официальном сайте прокуратуры Республики Адыгея в марте текущего года, в связи с допущенные  при начислении оплаты  за электроэнергию нарушениями по предписаниям органа жилищного надзора ПАО «ТНС энерго Кубань» произведен перерасчет на сумму свыше 330 тысяч рублей, более чем  560 тысяч рублей возвращено  жильцам 122 МКД  в связи с направлением прокуратурой республики  в адрес руководства ресурсоснабжающей организации информации о необходимости осуществления перерасчета в отношении других, не охваченных проверками ГЖИ, многоквартирных домов. Согласно этой же информации, в программу начисления платежей ПАО «ТНС энерго Кубань» внесены изменения.

В ходе надзорных мероприятий ни одно должностное лицо РСО в административном плане не пострадало, при этом сумма возврата денежных средств  – почти миллион рублей, только на первый взгляд кажется внушительной.

330 тысяч рублей не вызывают сомнений и подтверждены документами ГЖИ Республики Адыгея. В частности, в ходе проверок, проведённых этим ведомством, сумма возврата незаконно предъявленного к оплате в доме № 3 по ул. Филатова в посёлке Майском Кошехабльского района за период с декабря 2017 года по январь 2018 года составила 27 000 рублей, в доме № 125 по ул. Шоссейной в посёлке Победы Майкопского района только за декабрь 2017 года возвращено 11684 рублей. Реальные проверки обоснованности начислений РСО за электроэнергию на СОИ органом жилищного надзора за два года были произведены не более чем в 20 многоквартирных домах.

При таких обстоятельствах не проверенные прокуратурой предоставленные РСО сведения о возврате 560 тысяч рублей жильцам 122 многоквартирных домов (4,6 тысяч рублей в одном доме в среднем) являются насмешкой над пострадавшими гражданами, а факт реального возврата даже этой суммы в условиях, когда проверки действий РСО в регионе основаны исключительно на взаимном доверии надзорного ведомства и проверяемого – «они нас проинформировали», вызывает сомнения и порождает закономерные вопросы:

  1. Почему при наличии установленных фактов нарушения федерального законодательства вместо предусмотренного в таких случаях представления прокурора с требованием их устранить в течение месяца РСО «проинформировано о необходимости» исполнения закона?
  2. Почему перерасчёт платежей выполнен (и выполнен ли он фактически?) в 122 многоквартирных домах? За какой период он произведён?
  3. Почему в программу начисления платежей за электроэнергию после всех проведённых проверок двумя надзорными ведомствами изменения внесены через 2 года после внесения изменений в закон, предусматривающих новый порядок расчётов? В чём заключаются эти изменения?

Оценить ситуацию, связанную с начислением платежей за электроэнергию на содержание общего имущества ПАО «ТНС энерго Кубань», достаточно просто даже на примере одного многоквартирного дома. Один из таких домов в Республике Адыгея находится в границах муниципального образования «Город Майкоп», в хуторе Гавердовском, по улице Советской, 10.

Название улицы напоминает о том хорошем времени, когда разного рода реформаторы ЖКХ ещё не придумали ни ОДН, ни СОИ,  оплата «за свет» в многоквартирных домах производилась исключительно с учётом показаний индивидуальных приборов учёта, а граждане, умножив объём потребления услуги на тариф, знали, сколько и за что они платят. Превращение порядка расчётов за коммунальные услуги в мутное болото в интересах монополистов состоялось позже.

Расчёт размера подлежащей начислению и фактически начисленной платы за электроэнергию на СОИ жильцам выбранного дома в 2018 году при площади помещений, относящихся к общему имуществу 318,56 квадратных метра, выглядит так:

Месяц Норматив,

кВт-ч/м.кв.

Тариф,

Руб/кВт-ч

S ои,

м.кв

Начисл. по ПП РФ,

Руб.

Начисл., факт, руб.
январь 0,242 3,11 318,56 239,75 4401,95
февраль 0,242 3,11 318,56 239,75 752,23
март 0,242 3,11 318,56 239,75 2779,86
апрель 0,242 3,11 318,56 239,75 767,72
май 0,242 3,11 318,56 239,75 1287,77
июнь 0,242 3,11 318,56 239,75 1102,03
июль 0,242 3,23 318,56 249,01 4044,54
август 0,242 3,23 318,56 249,01 0
сентябрь 0,242 3,23 318,56 249,01 4587,88
октябрь 0,242 3,23 318,56 249,01 2138,02
ноябрь 0,242 3,23 318,56 249,01 1083,88
декабрь 0,242 3,23 318,56 249,01 234,70
Итого, руб. 2932,56 23180,58
Излишне начислено: 23180,58 – 2932,56 = 20248,02 руб.

…В отдельно взятом двухэтажном двухподъездном двенадцатиквартирном доме разница, возникшая при начислении платежей, произведённых с учётом  восьмикратного завышения объёма электроэнергии над объёмом, подлежащем оплате на основании закона, за один год составила более 20 тысяч рублей. Ни в этом доме, ни в остальных таких же домах №№ 2, 4, 4 а, 6, 8, 8а по ул. Советская, №№ 40, 42, 44 по у. Титова в хуторе Гавердовском перерасчёт платы за 2017 – 2018 годы произведён не был.

Переходя «от частного к общему», следует отметить, что ПАО «ТНС энерго Кубань» на основании данных, предоставляемых Адыгейским филиалом, производит начисление платы за электроэнергию  примерно в 800 многоквартирных домах Адыгеи (122 -?..  По данным ГИС ЖКХ в регионе 428  многоквартирных домов с непосредственной формой управления, в 272 форма управления не выбрана. Не менее чем в 100 многоквартирных домах при наличии управляющей компании либо ТСЖ РСО ведёт прямые расчёты с гражданами). И если применить в качестве расчётной величины среднюю сумму завышения начислений в течение 1 года 20 тысяч рублей, обоснованность которой подтверждена выше в том числе в ходе проверок ГЖИ, то суммарный размер ущерба, причинённого неправомерными действиями монополиста гражданам Адыгеи за два года, составил порядка 30 миллионов рублей.

Масштабируя ситуацию, следует отметить, что в  зоне ответственности Адыгейского филиала ПАО «ТНС энерго Кубань» находятся Апшеронский и Белореченский районы Краснодарского края. Исключить предоставление филиалом расчётному центру исходных данных для начисления платы за электроэнергию на этих территориях в аналогичном порядке  нельзя.

Нельзя так же исключить неправомерное начисление в течение двух лет платы за электроэнергию на СОИ жильцам 6 565  многоквартирных домов, расположенных на территории соседнего Краснодарского края, собственники которых избрали непосредственную форму управления, либо способ управления которыми не избран, поскольку квитанции на оплату услуг с применением единой программы  формируются за пределами Республики Адыгея в  Кубанской столице. Впрочем, нельзя исключить и того, что надзорная деятельность в коммунальной сфере в соседнем регионе организована на иных принципах и реально направлена на защиту прав граждан…

P.S. Оценивая квитанции ПАО «ТНС энерго Кубань» на оплату услуг в многоквартирных домах за январь 2019 года, предоставленные уже после внесения изменений в программу расчёта платежей, стоит отметить, что перерасчёты за прошлые периоды в них отсутствуют, начисления  уменьшились в разы, однако сведения о применяемых нормативах потребления электроэнергии на  СОИ, о пощади помещений, входящих в состав общего имущества, об общей площади жилых и нежилых помещений, позволяющие потребителям оценить обоснованность предъявленной к оплате суммы, а так же информация в полном объёме, предусмотренном п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых ПП РФ от 6 мая 2011 г. № 354, в них так и не появились, в связи с чем возможность РСО манипулировать цифрами в свою пользу в будущем так и не исключена…

Н. Долотов