Отправиться на поиски этой самой правды побудило объявление прокуратуры Республики Адыгея о том, что личный приём по вопросам нарушения прав граждан в сфере ЖКХ проведёт на нашей территории заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. Поскольку тематика приёма показалась мне знакомой, в обозначенный в объявлении день стал участником отнюдь не рядового в коммунальной жизни Республики мероприятия. Присутствие на приёме прокурора Республики Адыгея, министра строительства и ЖКХ, руководителей Управления государственного регулирования тарифов и цен, а так же Государственной жилищной инспекции вдохновило. Несмотря на то, что для указанных должностных лиц состояние законности в сфере ЖКХ Республики хорошо известно, сама атмосфера приёма породила у меня, как у заявителя, розовую мечту о том, что обозначенные в моём обращении нарушения прав граждан в сфере ЖКХ будут устранены ещё до выхода присутствовавших в кабинете из здания прокуратуры.
Зная о том, что борьба с организациями, управляющими жилищным фондом, носит тотальный характер, в своём заявлении, устном и письменном, подтверждёным документами и расчётами, решил ещё раз обратить внимание присутствующих на наиболее значимые нарушения законодательства, ущемляющие права граждан, при предоставлении коммунальных услуг и ресурсов ресурсоснабжающими организациями.
С учётом того, что даже при наших благоприятных для проживания климатических условиях доля платежа за отопление и горячую воду превышает 50% общей стоимости жилищно – коммунальных услуг, нарушения законодательства при их предоставлении являются, на мой взгляд, наиболее впечатляющими.
Несмотря на то, что этим нарушениям, имеющим в Майкопе системный характер, на данном сайте посвящено достаточно много подробных публикаций, считаю целесообразным остановиться на каждом из заданных в процессе обращения вопросов:
1. Норматив потребления тепловой энергии на отопление для собственников жилья, проживающих в многоквартирных домах «этажностью» более 3-х этажей, утверждённый Приказом государственного управления цен и тарифов РА, существенно завышен, нормативы установлены без учёта этажности зданий с нарушением требований ПП РФ № 306.
В данной интерпретации вопрос был изложен в условиях, когда ожидалось введение утверждённых данным приказом нормативов с 1 января 2015 г. Постановление № 1380 от 17.12.2014 г. развеяло в прах сомнительные аргументы регулятора по поводу обоснованности установления нормативов без учёта коструктивных особенностей зданий.
Поскольку введение утверждённых регионом нормативов отложено, приходится обращать внимание на более серьёзные нарушения жилищного законодательства и рассматривать периоды их существования.
…Как известно, в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Эти нормативы соответствующие органы должны были утвердить ещё в 2011 году. Однако с момента передачи полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных услуг на уровень Субъектов Федерации и по настоящее время органы государственной власти Республики Адыгея так и не приняли решений, обеспечивающих применение установленных ими нормативов на отопление при расчётах с населением. На фоне дважды предоставленного Постановлениями Правительства РФ разрешения регионам принимать решения об использовании нормативов потребения тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, нормативно – правовые акты Республики о продлении действия нормативов, утверждённых муниципалитетом в 2007 году, принятые с нарушением п. 6. ст. 5. ЖК РФ, а так же использование этих пормативов исполнителями услуг при расчёте платы за отопление в нарушение п. 1 ст. 157 ЖК РФ, не соответствуют требованиям жилищного законодательства.
При этом использование «ненормативных» нормативов на отопление после отмены ежегодной корректировки платежа с учётом фактической температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода для граждан, чьи дома не оборудованы коллективными приборами учёта тепла, сопровождается незаконным сбором теплоснабжающей организацией средств с потребителей за не произведённую тепловую энергию.
2. В городе Майкопе на протяжении последних лет не обеспечивается нормативная температура гоячей воды на границе эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации и исполнителей коммунальных услуг, что подтверждается архивируемыми данными коллективных приборов учёта. Корректировка платы потребителей в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг не проводится.
…При расчётах за кубометры потреблённой воды с учётом объёмов, регистрируемых коллективными и индивидуальными приборами учёта, необоснованная переплата потребителей за услугу составляет до 25% общего платежа.
3. Публичный договор, заключаемый теплоснабжающей организацией с потребителями, не соответствует обязательным требованиям, установленным Правительством РФ в части определения в его составе параметров качества коммунальных ресурсов и финансовой ответственности РСО за их несоблюдение.
4. Филиал ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» 3 года не раскрывает информацию о своей деятельности в соответствии с утверждённым Правительством РФ Стандартом.
5. Не отстаёт от нашего «лидера» в клонировании нарушений жилищного законодательсва и электроснабжающая организация — при начислении платежей за электроэнергию собственникам жилья в многоквартирных домах, имеющим прямые договоры с Кубанской энергосбытовой компанией, систематически допускаются нарушения Правил предоставления коммунальных услуг, объём потребления предъявляемой к оплате электроэнергии на общедомовые нужды часто превышает объём индивидуального потребления, суммарные начисления платежей собственникам превышают стоимость поданного в дом ресурса, объём которого фиксируется коллективными приборами учёта.
…В течение 5 минут изложив своё недоумение по поводу того, что перечисленные факты всё ещё не изжиты, уступил место в кабинете следующему заявителю, отправившись ждать ответа на поданное письменное обращение…
И ответы на моё одинокое заявление (не один, а три, подписанные разными должностными лицами), нашли своего адресата. Их смысл сводится примерно к следующему:
1.В целях урегулирования вопросов с нормативами потребления на отопление Прокуратурой республики направлена информация в Управление государственногo регулирования цен и тарифов Республики Адыгея о необходимости актуализации расчётов нормативов, утверждённых августовским Приказом данного органа в 2012 году.
При этом, как указано выше, данный приказ не вступил в силу, а на 2015 год в очередной раз незаконно продлено решение о применении нормативов, установленных муниципалитетом.
- Контроль качества коммунальных услуг обеспечивает Жилищная инспекция Республики Адыгея. В течение 2013-2014 годов её специалистами установлено 11 фактов нарушения качества горячей воды, в 8 случаях к ресурсоснабжающей организации применены меры административного воздействия, выданы предписания об устранении нарушений, ведётся контроль за их исполнением, а так же требований Правил по корректировке платежей при предоставлении услуг ненадлежащего качества.
…Однако факты – упрямая вещь. С учётом того, что базовым периодом предоставления некачественной услуги является 1 час, а часов, в течение которых 55 тысячам горожан предоставлялась горячая вода с температурой ниже нормативной только за один год насчитывается более 8,7 тысячи, принятые меры не адекватны масштабам нарушений. Из выданных предписаний о корректировке платежей пока выполнено только одно. При этом размер корректировки ниже рассчитанного с учётом требований Правил предоставления коммунальных услуг. Судьба второго предписания на данную тему ещё интереснее – в настоящее время в Арбитражном суде РА находится исковое заявление филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» о взыскании задолженности с управляющей компании за весь объём некачественной воды, перерасчёт стоимости которого требовало предписание. Таков итог контроля предписаний. Итог контроля качества услуги и оценка эффективности принятых мер — в суточных отчётах о параметрах горячей воды, поданной в упомянутый в предписании дом в ноябре и декабре 2014г. Как видите, вода на вводе в дом с температурой 60 градусов по-прежнему отсутствует даже в подающем трубопроводе системы ГВС. И такая же ситуация была и есть во всех многоквартирных домах города Майкопа.
- Согласно ПП РФ №124, существенными условиями договора ресурсоснабжения являются показатели качества поставляемого коммунального ресурса, однако указанное требование законодательства не нашло своего отражения в условиях публичного договора, в связи с чем направлена информация с указанием на необходимость приведения договора в соответствие требованиям законодательства.
…Информация оказалась нарушителем не востребованной. Недавно образованные 3 управляющие компании в течение полугода не могут согласовать с теплоснабжающей организацией договор ресурсоснабжения, содержащий параметры качества ресурса. При этом антимонопольный орган отказывается по заявлениям УК возбуждать дело о нарушении антимонопольного законодательства по факту навязывания заведомо слабой стороне экономических отношений условий договора, затрагивающих её экономические интересы.
- Мнения авторов ответов на вопрос о раскрытии информации о деятельности в сфере теплоснабжения разделились. Если в одном из них указано, что интересующая меня информация филиала ОАО «АТЭК» раскрыта на сайте головной организации, то в другом указано, что по состоянию на 31.12.2014г., вопреки требованиям Стандарта, она раскыта не в полном объёме.
…Правильный ответ находится даже не посередине между этими двумя, поскольку информация о деятельности Майкопского филиала ОАО «АТЭК» на указанном сайте (www.oao-atek.ru) ограничена лишь документами, представленными Управлением регулирования цен и тарифов РА. Информация же о фактических результатах деятельности, влияющая на размер устанавливаемых тарифов на ресурсы, отсутствует. И мраком тайны она покрыта из-за нежелания огласки конкретных ежегодных сумм, взятых незаконно с потребителей за счёт завышенных нормативов потребления на отопление и «недогрева» горячей воды. Да и сам регулятор, уполномоченный контролировать исполнение правительственного Стандарта, во избежание возможных вопросов при установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду на 2015год, под разными предлогами не дал информации об исполнении производственных программ филиала за год 2014-й.
- По факту нарушений, допущенных при начислении платежей за электроэнергию в доме, указанном в обращении, Жилищной инспекцией РА в декабре 2014г. выдано предписание об их устранении, которое находится в Управлении на контроле.
…Полученные жильцами данного дома квитанции за декабрь мало чем отличаются от предыдущих. В доме, где отсутствует лифтовое оборудование, «объём потребления» электроэнергии на общедомовые нужды, составил 87% от её суммарного индивидуального потребления…
Таким образом, ни одна из указанных в моём обращении проблем не нашла своего разрешения.
Почему? Оценивая состояние контрольной деятельности в сфере ЖКХ на нашей территории в целом, следует признать, что она имеет ярко выраженный однобокий характер. По факту устных заявлений директора местного филиала теплоснабжающей организации об отсутствии средств на оплату потреблённого природного газа из – за несвоевременной оплаты тепловой энергии потребителями, по решению той же прокуратуры на территориях управляющих компаний регулярно высаживаются укомплектованные специалистами государственных и муниципальных органов десанты для тотальной проверки всей хозяйственной деятельности последних. В законности этих действий нет сомнений. Семья российских управляющих компаний достаточно велика, и в ней, как говорится, «не без урода». Но не пора ли иногда поинтересоваться тем, куда направляются фактически полученные РСО деньги хотя бы в тех пределах, в которых данный вопрос должен быть отражён в открытой для публичного обозрения информации. Не ошибусь, предположив, что территория бухгалтерии Майкопской теплоснабжающей организации в рамках исполнения должностных обязанностей за последние четыре года не топтана ни одним контролером. При этом и УК и РСО с точки зрения закона являются одинаковыми субъектами экономической деятельности, отношение к которым со стороны государственных органов должно бы быть одинаково. Увы, одних судьба и сформированная прессой молва назначила на должность Сидоровых коз, а других с молчаливого одобрения власти возвела в ранг Священных коров.
В силу именно этих укоренившихся традиций проверка изложенных в моём обращении вопросов по поручению заместителя Генерального прокурора РФ свелась исключительно к получению и обобщению должностными лицами прокуратуры республиканской ответов на поданные ими запросы в адрес должностных лиц, в той или иной степени, в форме действий либо бездействия способствующих происходящим в сфере предоставления коммунальных услуг и ресурсов негативным процессам.
Об этом могу судить уже по тому, что отдельные абзацы в предоставленных на обращение ответах являются братьями – близнецами абзацев писем, полученных мною ранее из ГЖИ и Управления государственного регулирования цен и тарифов РА в качестве ответов на запросы в Минстрой России. Однако в данной ситуации традициям можно было бы изменить хотя бы с учётом статуса того органа, по поручению которого рассматривалось обращение.
При наличии воли, «дорожная карта» устранения указанных нарушений законодательства выглядит достаточно просто:
- Отмена решения о продлении действия нормативов потребления на отопление 2007 года, «актуализация» нормативов, установленных надлежащим органом с учётом этажности зданий, введение их в действие с 1.01.2015г. – 1 день. О том, что «…обратной силы не имеет» — не надо. За последние 2 года было принято так много решений, срок действия которых начинался раньше даты их принятия, что этот Приказ просто потонет в их пучине.
- Получение в РСО «по предъявлению удостоверения» работником прокуратуры отчётов о суточных парметрах ГВС и копий листов оперативных журналов на котельных за два последних месяца, передача полученных материалов в ГЖИ по РА – 1 день. Беседа руководителя ГЖИ с руководителем РСО с рекомендацией обеспечить «с завтрашнего дня» необходимые параметры качества услуг и информирование его о том, что в случае неисполнения рекомендаций будет обеспечена корректировка платежа во всех случаях нарушений – 20 минут. Подкрепление рекомендаций выдачей предписаний УК, ТСЖ и ЖСК произвести корректировку платежей за ГВС с учётом документов, переданных из прокуратуры – 2 дня. Контроль ситуации – постоянный.
- Возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства по факту навязывания потребителям условий публичного договора, не соответствующего требованиям законодательства, с предполагаемой суммой штрафа 1 млн. руб. по материалам, уже имеющимся в антимонопольной службе – 1 день. Принятие решения – в пределах минимальных сроков, предусмотренных Законом.
- Выдача Управлением госрегулирования цен и тарифов РА предписания с требованием о раскрытии информации о деятельности филиала РСО – 1 день. Проверка финансово – хозяйственной деятельности филиала на основании поступившего заявления органами прокуратуры с привлечением профильных специалистов в целях получения объективной информации о раскрываемых данных – 10 дней.
- В отношении Кубанского сбыта ситуация достаточно сложная. В результате принятия неверного управленческого решения, без учёта реальных возможностей своей абонентской службы, при отсутствии достоверных данных, необходимых для начисления платежей, Адыгейский филиал взял на себя непосильную ношу по незаконному заключению прямых договоров с собственниками помещений половины многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций. И чем раньше это беззаконие будет прекращено, тем быстрее закончатся бесконечные разборки с необоснованным начислением платы за электроэнергию горожанам. Проводимая сейчас прокуратурой Республики Адыгея и Государственной жилищной инспекцией по РА реальная работа по нормализации ситуации на этом направлении, уверен, уже в ближайшее время даст хорошие результаты и существенно снизит накал общественных страстей. Финансовым наказанием самому предприятию за допущенные нарушения, даже при отсутствии штрафных санкций со стороны государственных органов, будет существенный «недобор» платежей за поставленную электроэнергию, так как реальные договорные отношения с собственниками и пользования жилья после расторжения договоров ресурсоснабжения с управляющими компаниями так и не состоялись. А с оставшимися абонентами лучше попытаться работать по Правилам.
…Как видите, в рамках представленного плана, не требующего от исполнителей никаких финансовых затрат, при отутствии субъективных причин для его неисполнения, возвращение «заблудших» на путь Закона вполне возможно.
Впрочем, и сам процесс рассмотрения обращения «в динамике» несколько обнадёживает. Если в ответе на него прокуратуры Республики от 31.12.2014г. было указано, что «по результатам проведённой проверки иных нарушений действующего законодательтва, помимо отмеченных Жилищной инспекцией по РА, не выявлено, в связи с чем основания для применения дополнительных мер прокурорского реагирования отсутствуют», то уже 12 января 2015 года прокуратура города Майкопа сообщила, что по результатам рассмотрения обращения «выявлены нарушения действующего законодательства, на основании которых внесены соответствующие акты прокурорского реагирования для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности».
В условиях, когда реального изменения ситуации по обозначенным мною фактам не соблюдения жилищного законодательства, сопровождающимся нарушением прав граждан на получение качественных коммунальных услуг, на их оплату в соответствии с требованиями Правил, на получение информации в сфере ЖКХ, пределы публичного раскрытия которой определены Постановлением Правительства, пока не произошло, а с содержанием актов прокурорского реагирования, как и со списком привлекаемых к ответственности лиц, я не ознакомлен (но, видимо, имею на это право), попробую обратиться в управление Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе, контролирующее результаты рассмотрения моего обращения, с просьбой провести дополнительную проверку по заданным в нём вопросам и принять меры реагирования, достаточные для восстановления прав горожан.
…Как известно, все хорошие повести имеют хороший конец. Но для хорошего завершения необходимы позитивные материалы, которыми на данном этапе в достаточном количестве ввиду изложенных выше причин не обладаю. А потому повесть о том, как один мужик коммунальную правду в прокуратуре искал, публикую как не оконченную…
Н. Долотов