Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Президент сказал – надо! Регион ответил – нет! Часть 1.

677411c6eeb1ad5880fada8c7697a13dПо итогам совещания с членами Правительства РФ по вопросам ЖКХ, состоявшегося 24 июля 2015 года, Президент Росии дал ряд поручений, одно из которых, адресованное Правительству, не случайно находится в этом ряду на первом месте и заслуживает особого внимания:

— «обеспечить контроль за обоснованностью и правомерностью принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления решений, влияющих на рост платы граждан за коммунальные услуги, а также принятие мер оперативного реагирования в случаях выявления нарушений в указанной сфере» (п.1 а). Пр-1608, срок исполнения – 1 октября 2015 г.).

Реально ли силами различных федеральных структур осуществить выборочный контроль решений, к которым в первую очередь относятся нормативные акты об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов в течение двух месяцев? Вполне, поскольку такой контроль должен носить постоянный характер. Достаточно ли двух последующих месяцев для принятия мер оперативного реагирования и введения в действие основанных на требованиях закона и принятых с учётом интересов потребителей документов с начала 2016 года? Достаточно! Новые тарифные решения на 2016 и последующие годы принимались в ноябре и декабре.

Для пересмотра и введения в действие определённых в 2012 году исключительно расчётным методом нормативов потребления коммунальнах услуг достаточно двух недель. Насколько качественно выполнено данное Президентом поручение, попытаюсь разъяснить на примере Республики Адыгея.

Следует отметить, что конроль исполнения законодательства при принятии нормативных актов в сфере коммунального хозяйства на нашей территории на данном этапе отсутствует. После передачи полномочий по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на уровень субьектов Российской Федерации процесс их установления перестал быть предметом общественного контроля, осуществляемого ранее в интересах граждан представительными органами местного самоуправления. Государственный контроль со стороны федеральных органов власти сведён исключительно к проверке соответствия уровня роста тарифов и платежей граждан предельнным индексам, утверждаемым Правительством РФ. Коммунальные нормативы потребления и тарифы, вопреки требованиям принятых на федеральном уровне документов, во многом стали предметом договорённости регулирующего органа и ресурсоснабжающих организаций, при отсутствии в них указанных в поручении Президента «обоснованности и правомерности», со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для людей. Закон исполняется лишь в части, позволяющнй оправдать бездействие должностных лиц при непринятии объективно необходимых на определённых этапах решений в этой сфере.

1453964095_20150513_kapremОбосновать такую оценку ситуации, а так же то, почему эта ситуация не изменится без вмешательства федерального центра, попытаюсь на примере нормативных актов в сфере отопления и горячего водоснабжения, принятых регулирующим органом – Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (регулятор, УРГЦТ РА) для города Майкопа. Выбор пал на эти услуги уже потому, что их стоимость для любого горожанина составляет не менее 50% общего платежа за ЖКУ, суммарный столичный объём потребления услуг централизованного теплоснабжения составляет 70%, горячего водоснабжения – 80% от общего потребления этих услуг в Республике, а годовые доходы филиала ОАО «АТЭК» «Майкопское тепловые сети» (филиал «АТЭК), предоставляющего ресурсы для оказания этих услуг потребителям, составляют порядка 500 миллионов рублей.

  1. Нормативы потребления услуг отопления и горячего водоснабжения.

Вопреки требованиям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ при отсутствии коллективных приборов учёта тепла определение платы за услугу для населения производится исходя из норматива потребления, утверждённого органом местного самоуправления в 2007 году. Кроме прямого требования ЖК о применении нормативов, утверждённых органом государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством, сам этот порядок предполагает изменение нормативов

— при изменении объёма потребления ресурса более чем на 5 процентов,

— внесении изменений в Правила определения и установления нормативов в части, касающейся условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг,

-получении уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом.

Все обозначенные причины имеют место, однако орган регулирования не предпринимает никаких действий по установлению и введению в действие тех самых новых нормативов потребления услуги, ссылаясь на два постановления Правительства, позволивших применять нормативы, принятые ранее.

В данной ситуации, имея законную возможность снизить платежи за отопление примерно на 25% для 90% населения города, проживающего в домах без приборов учёта тепла, регулятор открыто выступает на стороне РСО, получающей необоснованные доходы в форме оплаты потребителей за не произведённую тепловую энергию со времени отмены Правительством РФ ежегодной корректировки платы за отопление с учётом фактической температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода, т.е. с 2011 года. (Для сведения: по итогам такой корректировки за 2010 год горожанам было возвращено 37 миллионов рублей.) О фактическом, а не оплаченном объёме потребления услуги регулятор прекрасно осведомлён, поскольку общий объём реализации тепловой энергии для РСО при определении тарифа им формируется исходя из потребления тепла в объёме 0,009 гигакалории на квадратный метр жилых и нежилых помещений при используемом нормативе 0,011.

На фоне принятых правительством РФ документов абсурдным выглядит приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея № 167-п от 30 августа 2012 года в части утверждённых, но не введённых в действие нормативов потребления на отопление в размере 0,02 Гкал/м.кв. в месяц отопительного периода. В приказе отсутствует дифференциация норматива с учётом этажности зданий, сам размер «среднегородского» норматива выше действующего в настоящее время, а его применение в будущем неминуемо приведёт к превышению уровня платежей граждан за оказанную услугу. Завышенный норматив сформирован регулятором за счёт необоснованного исключения из общей площади зданий значительной площади многоквартирных домов повышенной этажности в процессе расчётов. Расчёт можно посмотреть здесь. Указанная в нём площадь жилых и нежилых помещений составляет 390,6 тыс. кв. м. Между тем общая площадь централизованно отапливаемого жилья по данным предоставившей этот расчёт РСО в городе составляет 1628,2 тыс. кв. м. (данные из производственной программы) и менее половины общего объёма тепловой энергии реализуется по приборам учёта (информация о производственно – финансовой деятельности филиала «АТЭК»). Об этом регулятор при установлении норматива просто не мог не знать, поскольку указанные документы предоставляются ему ежегодно при установлении тарифов. Не могли должностные лица органа регулирования не знать и о том, что в процессе определения месячного норматива потребления для домов разной этажности необходимо учитывать все месяцы отопительного периода, в том числе неполные (прямое требование ПП РФ № 306). Таких месяцев у нас 7, а не 6, в связи с чем норматив установлен выше обоснованного на 15% даже при использовании необъективных данных о площади помещений многоквартирных домов.

О данной ситуации осведомлены все без исключения расположенные на территории региона органы власти, контроля и надзора, способные изменить ситуацию в лучшую для населения сторону, в упомянутых постановлениях правительства РФ дано право сделать это в любое время, однако действия различных структур свелись исключительно направлением регулятору в марте 2015 года информации прокуратуры Республики Адыгея о необходимости актуализации нормативов на отопление, которая к сведению принята так и не была. Данная информация была направлена после тёхкратной проверки расчёта по поручению Генеральной прокуратуры. Установленные необоснованные нормативы потребления на отопление планируется ввести в действие с 1 июля 2016 года.

Нарушения Правил определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых ПП РФ № 306, в части услуг отопления имеют место во всех Приказах УГРЦТ РА. Все единые нормативы потребления, установленные  без дифференциации с учётом этажности зданий для целых районов Республики, просто не отражают реальное потребление тепла в многоквартирных домах отдельных муниципальных образований.

Инициаторы дальнейшего использования необоснованно высоких нормативов потребления на отопление оправдывают свои действия желанием заставить собственников жилья установить приборы учёта тепла. Но, во-первых, меры стимулирования этого процесса определены ЖК РФ и Правительством, и никаких полномочий по увеличению установленных на федеральном уровне повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг никто регионам не давал. Во-вторых, обоснованные и правомерные нормативы потребления, в размере ниже установленных на данном этапе , будут стимулировать РСО выполнять не исполненные с 1 июля 2012 года обязанности по установке общедомовых приборов учёта в условиях низкой активности собственников жилья с возложением на последних обязанности оплатить выполненные работы с рассрочкой платежа на 5 лет. В третьих, получая деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов из Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2013 году, органы власти Республики взяли на себя обязательства оборудовать многоквартирные дома коллективными приборами учёта коммунальных ресурсов. Деньги на этих условиях были получены и потрачены. Насколько выполнены обязательства — свидетельствуют статистические данные журнала «Цены и тарифы в ЖКХ» (Центр муниципальной экономики), согласно которым в Республике Адыгея оснащённость многоквартирных домов приборами учёта тепловой энергии в 1 полугодии 2015 года составила 34,8% (РФ — 58%, ЮФО – 65,8%), горячей воды – 36,4% (РФ – 56,3%, ЮФО – 67%). При этом бюджетные средства на эти цели, за исключением предусмотренных в программах капитального ремонта МКД, не выделялись, меры, стимулирующие этот процесс, регулятором не принимались, действия по понуждению РСО к выполнению требований закона об энергосбережении уполномоченными на это органами не совершались. Неисполнение Республикой взятых обязательств является основанием для возврата в Фонд всех полученных из него денежных средств на капитальный ремонт МКД и ликвидацию аварийного жилья.

В части нормативов потребления на горячую воду следует отметить, что вопрос о возможности применения метода аналогов при их определении, вопреки требованиям Правил их определения и установления, не исследовался. Норматив потребления тепловой энергии на нагрев воды не утверждён, в связи с чем в многоквартирных домах с общедомовыми водоподогревателями начисление платы за горячую воду производится не на основании Правил предоставления коммунальных услуг.

  1. Тарифы на услуги отопления и горячего водоснабжения.

documentsecurityДолжен признаться честно, что данной теме я уделял в прежних своих публикациях незаслуженно мало внимания. Однако в феврале 2014 года в «Особенностях национальной охоты на ЖКХ» достаточно подробно отражён сам процесс тарифного нормотварчества и последующие результаты использования плодов деятельности регулирующего органа. С того времени никаких положительных изменений на этом направлении не произошло, и доказать этот факт достаточно просто на примере долгосрочных тарифов на тепловую энергию и горячую воду, установленных Приказом УГРТЦ РА № 237-п от 18 декабря 2015 г.

Как известно, тариф – это обоснованная (такой её считает регулятор) величина необходимой валовой выручки предприятия, делённая на плановый объём реализации услуг. Мне представляется, что при определении выручки регулирующий орган допустил ряд нарушений, существенно повлиявших на размер тарифа для потребителей.

  1. В составе тарифов на отопление и ГВС учтены необоснованно высокие расходы на оплату природного газа из-за завышения потерь тепловой энергии при её транспортировке. По версии регулятора, их объём составляет 89,7 тыс. Гкал. в год, или 20% от общего объёма произведённой и купленной РСО тепловой энергии. Мои собственные попытки, попытки руководителей управляющих компаний и ассоциации ТСЖ ознакомиться с расчётом потерь и с обязательным нормативным актом, которым утверждён их размер, закончились неудачей, поэтому при оценке данного показателя использую аналоги и данные РСО.

В соответствии с данными уже упомянутого справочника «Цены и тарифы в ЖКХ» средний объём потерь тепловой энергии в сетях в РФ в целом и в ЮФО в частности составляет 13,7 % от объёма её производства и покупки. В соответствии со стратегией развития ЖКХ, утверждённой распоряжением Правительства РФ №80-р от 26 января 2016 г., этот показатель установлен в размере 11,7% с последующим снижением на 0,2% ежегодно. В представленной регулятору информации о финансово – хозяйственой деятельности филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» за 2014 год (базовый период при формировании тарифа на 2016 год) фактические потери тепла указаны в размере 33,7 тыс. Гкал., или 12,5%. от выработки и покупки тепла на отопление в объёме 269 тыс. Гкал. В 2013 году объём потерь составил 15%. Итог — включение в состав планируемой выручки расходов на топливо для производства несуществующих потерь тепла в пределах 25 тыс. Гкал на сумму около 20 миллионов рублей (завышение тарифа примерно на 5%).

  1. Расчёт тарифа на ГВС произведён без учёта требований к качеству услуги. Судя по протоколу заседания Коллегии УГРЦТ РА №71 от 18 декабря 2015 года, горячую воду с установленной Правилами предоставления коммунальных услуг температурой 60 горожанам планируют предоставлять лишь с 1 июля 2018 года. Неисполнение требований ЖК РФ и ряда постановлений Правительства РФ регулятор оправдывает тем, что учёт в процессе расчёта тарифа нормативной температуры горячей воды неминуемо приведёт к превышению предельного уровня роста платежей граждан за данную услугу.

Данный аргумент не может быть принят по следующим основаниям.

В соответствии с законами физики на нагрев 1 кубометра воды на 1 градус необходима 0,001 Гкал тепла, или 0,005 Гкал для доведения её до нужной температуры в нашем случае.

Поскольку таких кубометров в производственной программе предприятия 1481,67 тысячи, а все остальные расходы, кроме топлива, в тарифах уже учтены, объём дополнительных расходов на газ составит: 1 481 670 м. куб. * 0,005 Гкал * 770,11 руб. = 5 705,2 тыс. руб.

Учесть эту сумму в составе плановой выручки без изменения размера тарифа можно при одновременном исключении её из состава 20 миллионов рублей, запланированных на оплату несуществующих потерь.Однако этого не сделано и представители РСО во взаимоотношениях с Исполнителями услуг при регулярной поставке воды с фактической температурой в точках водоразбора от 45 до 54 градусов (в тарифе учтено от 55 до 67 градусов при норме от 60 до 75 по СниП) оправдывают предоставление некачественной услуги наличием решения органа регулирования, принятого последним с явным превышением полномочий.

Интересна сама по себе трансформация тарифа на горячую воду в 2015 году. С 1 января 2015 г. приказом УГРЦТ РА № 203-п от 18 декабря 2014 г. в полном соответствии с законом был установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду при стоимости холодной воды в размере 13,06 руб./м.куб. и тепловой энергии на её нагрев в размере 2025,37 руб./Гкал. (14,86 и 2160, 82 – второе полугодие). Использование двухкомпонентного тарифа в домах с приборами учёта горячей воды, регистрирующими объём тепла на её нагрев, обеспечивает оплату за фактически оказанную услугу и приводит к реальному снижению платежа при оказании услуги ненадлежащего качества (недогреве воды). По просьбе РСО приказом УГРЦТ РА №53-п от 12 марта 2015 г. двухкомпонентный тариф отменён, не установлен он и на 2016 – 2018 годы. Причина прозаична – при той фактической температуре воды, с которой она подаётся потребителю, коллективные приборы учёта там, где они установлены, показывают объём тепловой энергии на нагрев не более 0,045 Гкал/м.куб. При таких показателях стоимость кубометра воды в первом полугодии, рассчитанная по двухкомпонентному тарифу в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, для потребителя составляла не более 13,06 руб./м.куб. + 0,045 Гкал * 2025,37 руб./Гкал = 104,2 руб./м.куб.

В соответствии с изменённым решением регулятора стоимость кубометра воды для всех горожан и бюджетных учреждений составила 129,03 руб./м.куб.

407249Имея реальную возможность установлением двухкомпонентного тарифа заставить РСО предоставлять коммунальную услугу надлежащего качества, либо, по крайней мере, с параметрами, учтёнными при формировании тарифа, регулирующий орган совершает действия, позволяющие РСО формировать плату за ГВС по принципу: «чем ниже температура горячей воды в кране – тем больше плата за услугу в связи с её вынужденным перепотреблением, хуже качество – выше цена».

Факт того, что регулятор по желанию монополиста в любое время готов изменить принятое ранее в интересах потребителей законное решение, говорит о многом. Государственного регулирования тарифов и нормативов как такового у нас просто нет, орган регулирования лишь превращает в официальные документы сомнительные с точки зрения закона и логики предложения РСО.

  1. И главное. При определении плановой выручки регулируемого предприятия регулятор не учитывает того, что

— на основании п.12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э, «в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования» (в бюджетной сфере такие расходы признаются нецелевыми);

— в соответствии с п. 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406 при установлении тарифов на горячую воду «из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю…».

Данные положения указанных документов позволяют вернуть потребителям деньги, полученные РСО в связи с ошибочным или намеренным включением регулятором в состав тарифа на предыдущих этапах необоснованных расходов, применением необоснованно высоких нормативов потребления коммунальных услуг и предоставлением услуг ненадлежащего качества, однако нет ни одного случая применения этих положений Управлением ГРЦТ РА на практике. Мониторинг деятельности РСО регулятором не проводится, бухгалтерская документация не проверяется, планируемые и фактические показатели предприятия в предшествующих периодах не анализируются. Между тем это обязательные элементы единого процесса тарифного регулирования. Без них государственное регулирование как таковое отсутствует, а действия регулятора ограничиваются лишь утверждением тарифов на очередной период регулирования в соответствии с предложениями ресурсоснабжающей организации с примитивным ежегодным «отмыванием» в интересах последней необоснованно, либо незаконно полученных денежных средств, затраченных на цели, не предусмотренные в ранее действовавшем тарифе.

Рассматривая плановые показатели и информацию о деятельности филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» за 2014 год (базовый период), следует отметить, что объём этих самых «нецелевых» расходов по статье «цеховые расходы» составил около 9 млн. руб. (принято в тарифе 5,2 млн. руб., потрачено 14,1). При этом в отчёте более чем на 20 млн. руб. занижен объём полученных доходов, что даёт онования налоговой службе провести проверку по факту уклонения предприятия от оплаты НДС. Не указано, куда направлены неожиданным образом выпавшие доходы предприятия.

В 2013 г. цеховые и общепроизводственные расходы превысили плановые на 12,5 млн.руб., валовая прибыль оказалась больше запланированной на 18 млн.руб.

В 2012 г. не запланированные «прочие расходы» составили 33 млн. руб.

Денежные средства для осуществления данных расходов появляются в результате регулярного включеня в состав плановой выручки затрат на необоснованные потери в сетях, завышенной в 2011 – 2012 г.г. на 12 млн. рублей ежегодно платы за аренду имущества и т. д., оплаты потребителями невыработанной тепловой энергии при применении завышенных нормативов потребления услуги. Корректировка платы за отопление, отменнная для населения в 2011 году, должна производиться на этапе тарифного регулирования по данным отчётов за предыдущие периоды, однако таковая в реальной жизни отсутствует.

Что касается услуги ГВС, то все доходы, полученные в последние годы в результате реализации горячей воды ненадлежащего качества в полном объёме могут быть признаны доходами, связанными с нарушением законодательства, поскольку нормативно – правовые акты предусматривают не только обязанность по предоставлению качественной услуги, но и корректировку платы за ресурс при нарушении качественных характеристик, а размер этой корректировки при температуре воды в кране потребителя не более 54 градусов, произведённой в соответствии с имеющимися Правилами, составляет 100 % от начисленных платежей. Факты постоянного предоставления горячей воды с температурой, значительно ниже нормативной, легко доказать отчётами о параметрах качества услуги, хранящимися в РСО и у Исполнителей услуг.

В сложившейся ситуации, в условиях существования предельных индексов роста цен, регулятор, не предпринимающий действий по снижению тарифов для потребителей при имевших место необоснованных расходах и необоснованно полученных доходах предприятия, постоянно имел реальную возможность увеличить плановый объём средств на ремонт и модернизацию оборудования и тепловых сетей, но не сделал этого ни разу. Объём доходов и средств, выделяемых на ремонт, в динамике выглядит так:

Год

 

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Доходы, млн. руб. 273,7 293,2 314,1 345,6 383,9 396,0 444,3 477,6 504.7 510,7 623,6

план

Ремонт, млн. руб. 13,1 13,6 14,2 17,0 11,7 7,3 7,3 8,0 12,2 12,2 5,4

план

 

Стоит ли с учётом представленных данных говорить о том, что избранные УГРЦТ РА принципы тарифного регулирования и фактическая деятельность филиала ОАО «АТЭК» «Майкопское тепловые сети, почтительно называемого в высоких кругах инвестором, не способствуют повышению надёжности системы городского теплоснабжения?

В соответствии с другим поручением Президента РФ с 1 января 2016 г. для всех предприятий коммунального комплекса Адыгеи с применением метода индексации установлены долгосрочные тарифы. Процесс их установления свёлся исключительно к определению тарифа второго полугодия 2015 года в качестве базового на первое полугодие 2016 года и умножению его на повышающие коэффициенты для последующих периодов. В рамках данной практики в тарифах для филиала «АТЭК» финансирование несуществующих потерь в прежнем объёме планируется осуществлять за счёт потребителей ещё три года, снижение удельного расхода топлива для производства тепловой энерги не планируется, горячую воду планируется подавать ненадлежащего качества, годовой объём средств на ремонт сетей и оборудования закреплён на уровне 10 миллионов рублей. Принципы государственной политики при регулировании тарифов, определены п.1 ст. 7 Закона о теплоснабжении, п. 2 ст. 3 Закона о водоснабжении. Вопреки этим принципам, при утверждении долгосрочных тарифов не обеспечено надлежащее обоснование базового тарифа, в принятых тарифных решениях не учтён баланс интересов поставщиков и потребителей, не стимулируются процессы энергосбережения, повышения экономической и энергетической эффективности, созданы предпосылки для предоставления некачественных услуг. В результате такого регулирования и нарушений РСО действующего законодательства при ведении хозяйственной деятельности в распоряжении филиала «АТЭК» ежегодно появляется порядка 30  миллионов никем не контролируемых рублей, расходуемых предприятием по собственному усмотрению, что является в условиях государственного регулирования недопустимым.

Регулятором не обеспечена открытость и доступность для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен и нормативов потребления услуг. Ни одно из работающих на территории Адыгеи предприятий, осуществляющих теплоснабжение, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение, не разместило на сайте УГРЦТ РА информацию о своей деятельности в соответствии со стандартами, утверждёнными ПП РФ №6 от 17 января 2013 г., ПП РФ № 570 от 5 июля 2013 г., ни одно должностное лицо не привлечено к ответственности за нарушение стандартов, ни один рубль от применения штрафных санкций за нарушение имеющихся требований не поступил в бюджет.

lban1С учётом всего изложенного выше можно уверенно сказать о том, что указанный в поручении Президента «контроль за обоснованностью и правомерностью принятых органами власти Субьекта Федерации решений, влияющих на рост платы граждан за коммунальные услуги», со стороны расположенных на территории Адыгеи и наделённых соответствующими полномочиями государственных органов отсутствует, эффективные меры по устранению имеющихся нарушений в указанной сфере не принимаются. Процесс нормотворчества в сфере регулирования коммунальных тарифов и нормативов проходит в закрытом режиме, принимаемые социально значимые для населения решения не являются предметом рассмотрения общественных организаций и политических партий. Сама идея о возможности пересмотра принятых нормативных актов в целях обоснованного и законного упорядочения платы граждан за отдельные коммунальные услуги воспринимается властью лишь как угроза финансовому благополучию коммерческих структур, занимающих доминирующее положение на рынке услуг.

Региональные приоритеты и принципы в сфере ЖКХ несколько не совпадают с теми, что обозначены Российскими законами и Президентом страны. Мы безмерно гордимся исполнением Указов и иных поручений, реализуемых с привлечением средств различных бюджетов. В случае с тарифами и нормативами не нужно денег и долгих сроков. Нарушения при их определении и установлении хорошо известны, отсутствуют лишь «меры оперативного реагирования» по их устранению. В целях активизации этих мер направляю представленную здесь информацию в Администрацию Президента РФ, Председателю правительства РФ и Центральный штаб ОНФ с просьбой о контроле исполнения поручения Пр-1608 на нашей территории в целях устранения имеющих место недостатков и обеспечения защиты прав граждан в сфере ЖКХ.

Н. Долотов                                                Опубликовано на сайте: http://nikdolotov.ru/