Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Страсти по мусору – реформа или профанация….

С 1 января 2019 года в Республике Адыгея «внедрена новая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами». К работе в этой сфере приступил отобранный на конкурсной основе в отсутствие иных участников конкурса региональный оператор – общество с ограниченной ответственностью «Эко Центр», входящее в группу компаний «Чистый город».  В рамках заключённого предприятием с органами государственной власти региона соглашения максимальное значение приведенной стоимости услуги Регионального оператора на десятилетний период  составило 5 568 243 000 рублей, масса коммунальных отходов, подлежащих сбору, транспортированию, обработке и захоронению в первый год действия соглашения, 2019 –й, определена  в размере 296 тысяч тонн согласно региональной  схеме обращения с отходами и документации о конкурсном отборе.

 С учётом используемых для расчета максимальной приведенной стоимости услуги регионального оператора  прогнозных уровней тарифов организаций, оказывающих услуги по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Республики Адыгея на период действия соглашения,  индекса потребительских цен 3,7 % на 2018 год, 4,0 % с 2019 года и нормы доходности инвестированного капитала, применяемой в соответствии с Приказом Федеральной Антимонопольной Службой от 25 декабря 2017 г. N 1768/17, расчётная сумма расходов на 2019 год должна была составить немногим более 500 миллионов рублей, а цена услуги — около 1700 рублей на 1 тонну. Такая цена заведомо не является конкурентной, она значительно ниже средней сложившейся на этом рынке в сопоставимых условиях и мало привлекательна для бизнеса, о размере её последующей незаконной трансформации в сторону увеличения никто, кроме узкого круга лиц, в том числе представителей группы компаний «Чистый город», не знал.

На этапе формирования предельного тарифа для регионального оператора по обращению с ТКО нужной массы отходов не обнаружилось. Несознательные сельчане, нарушая положения соответствующего постановления регионального Кабинета министров об установлении норм накопления, продолжали скармливать пищевые отходы домашним животным и птицам, часть граждан не поменяли авоськи и сумки на долго разлагающиеся разовые пакеты, многие продолжали упорно поить детей водой и домашним молоком вместо кока-колы, сокращая объём утилизируемой ПЭТ – тары и массу отходов в контейнерах, а гниение органических отходов в огородных компостных ямах срывало их «биокомпостирование» на свалках, именуемых полигонами. На установленный Кабинетом министров РА норматив накопления ТКО сложившееся положение дел впечатления не произвело…

И как- то так незаметно получилось, что максимальное значение указанной в конкурсной документации приведённой стоимости обращения с ТКО осталось, а их масса, согласно документам, рождённым уже после конкурсного отбора его организатором и даже после утверждения тарифа, уменьшилась в расчётах регулятора до 142 тысяч тонн в год (в два раза) а необходимая валовая выручка регионального оператора превысила расчётную стоимость 2019 года почти на 100 миллионов рублей. Так на радость новоявленному монополисту родилась новая цена услуги – 5067 рублей за тонну, или в три раза больше обозначенной в процессе конкурсного отбора.

Повезло так повезло!

 Возможно, зная такие перспективы роста заранее, на конкурс заявились бы другие кандидаты… 

Намёки на настолько светлое будущее перевозчика мусора в конкурсной документации отсутствовали, и предшествующие конкурсу закулисные переговоры по этому поводу с иными возможными претендентами на роль регионального оператора не велись. При такой «недоговорённости» сама процедура конкурсного отбора несколько противоречит антимонопольному законодательству.

Объём ТКО в кубометрах, подлежащих «обращению» (есть в этом слове нечто мистическое). в конкурсной документации обозначен не был, «обращение» тонн в кубометры и наоборот было произведено уже в ходе установления тарифов для потребителей. Происхождение итоговой плотности ТКО, учтённой при расчёте тарифов для потребителей — 0,127 т/м.куб. никому не известно, однако итоговая цена услуги – 608 руб за 1 кубометр утверждена.

Направлена ли проводимая в регионе ценовая политика на решение экологических проблем территории или это простое увеличение цены того, что было и ранее?

Выходя за пределы официальной риторики о пока не инвестирующих инвесторах и не построенных современных полигонах, ответ на поставленный вопрос сформировать достаточно просто, оценив составляющие цены услуги для потребителей, сформированной органами государственной власти для регионального оператора и применяемой ранее в договорах предприятий, оказывавших такие же услуги.

В городе Майкопе, где образуется более 40 % регионального объёма ТКО, в конце 2018 года стоимость сбора, транспортирования, обработки и захоронения отходов составляла 470 рублей за 1 кубометр, в том числе 52,99 руб – захоронение, 11,53 руб – обработка. Согласованный сторонами договора на оказание услуги расчётный объём накопления отходов в многоквартирном доме составлял 1, 3 м. куб в год на человека, а цена – 50 руб. 92 копейки.

В пределах этой цены осуществлялась текущая деятельность работавшего на этом рынке предприятия, происходило реальное обновление коммунальной техники, осуществлялась частичная сортировка отходов и вывоз части из них для последующей переработки.

С 1 января 2019 года обработку и захоронение отходов осуществляет прежнее предприятие, применяемый для расчёта тариф вырос до 608 рублей за кубометр, норма накопления – до 1,8 м. куб., а плата – до 91,20 с человека в месяц  (рост – 79 %).

Достижение такого результата стало возможным в данном случае за счёт многочисленных нарушений действующего законодательства должностными лицами Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.

Одно из них – установление, вопреки п. 89 Основ ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, п. 84 методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Приложение к приказу ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16), п.2 письма ФАС от 19 апреля 2017 г. N ВК/26417/17, приложению № 6 к документации об отборе регионального оператора тарифа на обращение с ТКО выше цены, указанной в конкурсной документации об отборе регионального оператора, в три раза. Данное нарушение является прямым основанием либо для отмены результатов конкурсного отбора ввиду введения в заблуждение его организатором возможных участников относительно цены соглашения, либо для приведения цены в соответствие с указанной в конкурсной документации. Не было сделано ни того, ни другого…

Сама процедура установления тарифа определена федеральными нормативными правовыми актами.

В соответствие с Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, установленными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, заявку на утверждение тарифов подаёт отобранный на конкурсной основе региональный оператор, а орган регулирования, согласно п. 17, обязан провести экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отразить ее результаты в своем экспертном заключении, содержащем, в числе прочего, анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг; анализ экономической обоснованности величины прибыли, расчеты экономически обоснованных расходов в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Экспертное заключение УГРЦТ РА от 3 сентября 2018 года №  14/18- ТКО об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами) для ООО «Эко Центр» на 2019 год такого анализа и расчётов не содержит.

Принятые регулятором собственные расходы  регионального оператора на обращение с ТКО завышены, не имеют в составе «экспертного» заключения никакого обоснования ни по одной из статей затрат, натуральные показатели, с  учётом которых они определены, в заключении отсутствуют, однако прокомментировать  их обоснованность  применительно к местным условиям всё – таки возможно:

  1. Расходы на ГСМ — 66520,99 тыс. рублей

Это — почти 12 литров топлива на каждую запланированную тонну  перевозимого мусора, более 70 литров в среднем на 1 рейс  «основного» мусоровоза ООО «Эко Центр» — МАЗ – 5334. При норме расхода топлива на линейный пробег данной спец машины 28,5 литра на 100 километров и трёх литров на  погрузку и разгрузку среднее расстояние транспортирования ТКО составит более 100 километров, а пробег автомобиля (с учётом нулевого пробега) – более 200 километров. На территории маленького региона «итальянской» конфигурации с протяженностью территории с севера на юг – 208 км, с запада на восток – 165 км., при наличии двух санкционированных свалок, расположенных в густонаселённых частях республики, и расстоянии между ними  80 километров  «средневзвешенное» расстояние перевозки отходов будет не более 40 километров. Ни одного населённого  пункта, расположенного за пределами 100-километровой зоны от места свалки, в Адыгее нет.

  1. Расходы на оплату труда персонала с отчислениями на социальные нужды — 195741,18 тыс. рублей.

Экспертное заключение в этой части не содержит ни данных о численности персонала , ни порядка формирования фонда оплаты труда.

Согласно статистическим данным за 2018 год, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в Адыгее составила 26,8 тыс. рублей, в коммунальной сфере, в том числе в сфере обращения с отходами, она всегда была более чем на 20 % ниже. При планировании  расходов на зарплату и отчисления для Майкопского филиала АО «АТЭК» на 2019 год они рассчитаны тем же УГРЦТ РА исходя из 21,2 тыс рублей в месяц на человека, на таком же примерно уровне приняты для МУП «Майкопводоканал».

 При таких параметрах сбором и транспортированием отходов должны бы заниматься 770 человек (в два раза больше занятых в этой сфере ранее). Появление такого усиленного «коммунального батальона» в регионе в феврале и январе текущего года не обнаружено, зарплата водителей и грузчиков, работавших в этой сфере ранее, в ООО «Эко Центр» не увеличилась,

  1. Амортизационные отчисления, лизинговые платежи — 162529,85 тыс. рублей.

 Включены в состав необходимой валовой выручки незаконно в полном объёме ввиду отсутствия со стороны регулятора действий по понуждению регионального оператора к проведению обязательных в силу  Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 года N 1133, аукционов по отбору операторов по сбору и транспортированию ТКО с целью последующего использования результатов и цен при определении предельного тарифа. Называя вещи своими именами, следует отметить, что данными действиями региональная власть вышвырнула из этого бизнеса ряд местных предприятий, имевших лицензии и необходимую технику для ведения этого вида деятельности, увеличив тариф на 27 % путём возложения на потребителей оплаты лизинговых платежей, не нужных в случае проведения торгов. Размер суммы (общепринятый срок погашения лизинговых платежей достигает 5 лет) свидетельствует о желании регулятора погасить лизинг в первый год регулирования, обеспечив ООО «Эко Центр» необоснованными доходами за счёт этой статьи расходов при индексации тарифов в последующие девять лет.

  1. Расходы на содержание техники — 31837,06 тыс. рублей.

 По совместной версии регулятора и оператора, закупленные последним за деньги граждан российские мусоровозы ненадёжны и должны выходить из строя в первый год эксплуатации достаточно часто, а гарантийные обязательства поставщика ни законом, ни договором предусмотрены быть не могут.

  1. Расходы на замену и содержание тары — 12691,44 тыс. рублей.

Несколько ограничивая яростное желание региональных властей решить мусорные проблемы за счёт граждан сиюминутно, Правительство РФ в декабре 2019 года внесло в п. 90 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами изменения, в соответствии с которыми расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. УГРЦТ РА они приняты в сумме 12691,44 тыс. рублей. Изменения в Правила появились с опозданием, однако закупку на указанную сумму 3000 контейнеров вряд ли можно обосновать такой необходимостью.

  1. Расходы на заключение и обслуживание договоров-14455,44 тыс. рублей.

Сформированы без учёта фактического количества потребителей услуги.

  1. Расчетная предпринимательская прибыль — 28473,10 тыс. рублей или 5% включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов.

Прибыль завышена в связи с завышением расходов по перечисленным статьям затрат и незаконным включением 5 % на затраты операторов по обработке и захоронению отходов. Начисление прибыли на лизинговые платежи является экономическим абсурдом, близким к маразму.

Отметая циничные попытки власти и региональной прокуратуры оправдать включение в тариф лизинговых платежей и выплачиваемой лизингодателю амортизации в размере 162,5 миллиона рублей на том основании, что «законом не запрещено», следует ещё раз обратить внимание на то, что законом прямо предписано проведение аукционов по отбору операторов по сбору и транспортированию ТКО с делением территории не менее чем на 3 лота в имеющем место случае, когда в зоне деятельности регионального оператора находится 100 % отходов, образующихся на территории субъекта Федерации (100 — это как раз «более 30», указанных в ПП РФ от 3.11.2016 г.  № 1133, что не должно вызывать сомнений), законом (п. 14 Основ ценообразования, п. 88 методических указаний ФАС России) на регулятора возложены обязанности по приоритетному использованию цен, определённых по результатам торгов, в процессе тарифного регулирования.

Законом отсутствие действий по обязательному проведению торгов, по своей сути направленные на устранение с рынка услуг местных предприятий Адыгеи, имеющих лицензии и необходимую технику для вывоза отходов, признаётся ограничивающим конкуренцию

Законом  злоупотребление должностными лицами УГРЦТ РА служебным положением в ходе утверждения заведомо завышенных тарифов на обращение с ТКО. вопреки законным интересам потребителей — граждан и бюджетных организаций, в целях получения с их использованием выгоды в виде денег третьим лицом – ООО «Эко Центр», характеризуется как коррупция.

При исключении из запланированной валовой выручки «Эко Центр» указанной суммы и незаконно начисленной на неё прибыли предельный тариф для населения уменьшается до 435,05 руб. за кубометр с НДС, или на 28,4 %.

«Красная» цена на обращение с ТКО, сведённое на 87 % к их вывозу и транспортированию, с учётом приведённых выше доводов и небольшой территории Адыгеи (расстояние имеет значение), рассчитанная на основании и в порядке, предусмотренном федеральными законами и нормативными правовыми актами, будет  не выше 380 рублей за 1 кубометр с учётом НДС. Упрямо отстаивая обоснованность включения в тариф лизинговых платежей, Кабинет министров и региональный оператор, не руководствуясь вообще никакими расчётами и полюбовно уменьшая без изменения норм накопления плату за обращение с отходами для жителей районов Республики Адыгея до 70 рублей с человека, по сути ограничили объём планируемых к получению денежных средств за услугу (они же необходимая валовая выручка) более чем на 70 миллионов рублей.

Дополнительное исключение этой суммы наряду с лизингом из расчётов уменьшает предельный тариф на обращение с ТКО до 363 рублей за кубометр с учётом  НДС.

Произошедшие с 1 января 2019 года изменения в сфере обращения с ТКО в Адыгее, сведённые исключительно к росту платы за вывоз мусора, являются не реформой, а той самой профанацией, на недопустимость которой указал Президент России в обращении к Федеральному Собранию 12 февраля 2019 года.

Оценивая экологическую составляющую тарифа, следует отметить, что средневзвешенный тариф на обработку и захоронение отходов для двух действующих в регионе предприятий составляет 575 рублей. При установленном тарифе на обращение с ТКО 5067 рублей за тонну это всего 11,4 %, остальное – деньги регионального оператора за сбор и вывоз. «Экологии» в тарифе нет

Нет и изменений в экологическом плане. Мусор завозится на те же свалки, сортируется,  подлежащие переработке отходы вывозятся за пределы региона, остальные захораниваются, Не подтверждённые реальными проектами попытки регионального оператора  создать новую свалку с линией сортирования отходов не направлены на появление новы технологий обработки и никак не влияют на экологию региона. Они связаны исключительно с желанием забрать деньги за  обработку и захоронение ТКО у операторов, работающих в этой сфере сегодня, а так же получить неограниченные возможности по бесконтрольному формированию общего объёма ТКО в целях расчётов с потребителями и установления тарифов для них на будущие периоды. Качество работы по вывозу отходов не улучшилось, обеспечение его на прежнем уровне обеспечено исключительно «на виду» — на территории столичного центра.

Мнение главы государства о том, что «Люди должны видеть, за что они платят немалые деньги и какие реальные изменения происходят», местным чиновничеством не услышано.

Расчёты, «обосновывающие» тариф, негласно отнесены к государственной тайне Адыгеи, любые попытки граждан ознакомиться с ними бесполезны.

Люди видят публичные заявления о частичном снижении заведомо завышенных тарифов, не подкреплённые платёжными документами, видят две квитанции на оплату за услугу (одна — управляющей организации, вторая — регионального оператора) в многоквартирных домах, собственники которых не принимали решение о внесении платежей региональному оператору, видят учтённых в составе платёжного документа давно умерших родственников, собак, растаскивающих мусор в сельской зоне в связи с несоблюдением графиков его вывоза 1 раз в неделю…

 И от всех этих «видов» формируется понимание того, что под предлогом очередной реформы совершается очередное покушение на низкие пенсии и зарплаты, что незаконно начисленные платежи вернут только обратившимся, а само обращение связано с долгим выстаиванием в очередях, потому  что принятая регулятором при определении тарифа штатная численность ООО «Эко Центр» и фактически работающие в организации люди – это совершенно разные вещи, и что запланированные властью  к необоснованному получению коммерческой структурой денежные средства уж точно не вернутся никогда.

Возвращаясь в связи с этим к обоснованности предельного тарифа в целом и приведённым здесь доводам  о его завышении, следует признать, что одним из признаков качественного планирования является последующая тождественность факта  утверждённому плану.

Оценить обоснованность принятых регулятором в составе необходимой валовой выручке расходов по указанным выше статьям затрат возможно уже по итогам двух месяцев 2019 года.

Есть учтённая при весовом контроле масса отходов, принятая на два из двух существующих в регионе полигонов. И она вряд ли будет за этот период более 15 тысяч тонн (7,5 тысяч тонн в месяц, около 110 тысяч тонн в год с учётом сезонных колебаний объёма отходов  ), являясь свидетельством завышения этой массы при конкурсном отборе -296 тысяч тонн, при  расчёте предельного тарифа на обращение ТКО в целом и при определении транспортного пробега в частности — 142 тысячи тонн. Зафиксировано количество рейсов мусоровозов на свалки, позволяющее определить среднюю массу перевозимого мусора за один рейс даже с учётом того, что часть мусоровозов из-за несовершенства графиков вывоза отходов в сельской зоне прибывают на полигоны полупустыми. Есть объём закупленных ГСМ и их стоимость, есть ведомости на оплату труда и расчётный размер отчислений с ФОТ. Есть расчётная сумма начисленных потребителям за два месяца платежей около 120 миллионов рублей . Есть возможность определить размер запланированного к получению «общака», отняв от этой суммы произведённые затраты. Есть возможность оценить обоснованность размера произведённых начислений платежей, сравнив их с запланированными.

Ни одна из этих возможностей реализована не будет. Будут сказки о стабильно не приходящем светлом будущем, в котором мусор в контейнере будет вновь и вновь взвешен и объём его «определён»,  в котором излишне полученные монополистом деньги будут  исключены из планируемых расходов в последующие периоды регулирования, что  неоднократно опровергнуто теми же сказителями при формировании в регионе тарифов на иные коммунальные услуги…

Светлого будущего в сфере обращения с отходами для потребителей  Адыгеи не будет. Здесь особый вид мусорной профанации – профанация, замешанная на полном пренебрежении к закону и интересам граждан…

Н. Долотов