Отключить грозятся газ! А у Вас? И у нас – всё для народа — нам отключат свет и воду!
Очередная коммунальная весна в Майкопе ничем не удивила. Планомерно иссякшее во второй половине апреля терпение поставщиков газа вылилось в громкие заявления о нетерпимости накопленных долгов предприятиями коммунальной сферы, угрозы ограничения и полного прекращения подачи ресурса на котельные. Теплоснабжающая организация снизила давление горячей воды в отдельных районах города, восставшая на защиту права на получение качественной услуги живущего на 9 этаже добросовестного гражданина прокуратура практически мгновенно восстановила поруганную законность – монополист посрамлён, вода вернулась (к сожалению, подобная реакция отсутствует при постоянном нарушении параметров качества данной услуги). Оживилась пресса – пошли в набор извлечённые из чулана прошлогодние статьи с исправленными датами и суммами долгов коммунальных предприятий. Вдохновлённые высказанным в ходе последнего прямого эфира предположением Президента страны о том, что во вручаемые гражданам квитанции на оплату жилищно – коммунальных услуг управляющие компании в состав общедомовых расходов включают затраты на собственное содержание и что – то таким образом подворовывают, органы власти при поддержке прокуратуры активизировали ставшую привычной, как утренняя чистка зубов, показательную порку за долги городских управдомов.
С новой силой продолжены поиски пока ещё не собранных, но уже кем – то украденных денег на пути их прохождения: «поставщик газа — теплоснабжающая организация – управляющая компания – население». Обычная весна на нашей коммунальной улице.
Поддавшись общему настроению, учитывая тот факт, что от подачи газа на котельную, как нам все объясняют, зависит снабжение горячей водой в многоквартирном доме и вопрос её наличия в летний период является далеко не праздным, попробуем оценить перспективы на получение данной услуги в будущем, а также возможности выхода коммунальных предприятий за пределы постоянно увеличивающейся долговой ямы в ЖКХ.
Рассмотрим возможность исполнения желания поставщика газа получить долги именно в апреле – месяце угроз ограничений и разыгрываемой всеобщей истерии. К сожалению, даже при идеальной платёжной дисциплине всех без исключения участников процесса производства и потребления тепловой энергии в период окончания отопительного сезона полнота оплаты за газ зависит разве что от объёма полученной теплоснабжающей организацией в предыдущем году не израсходованной (что противоречит её коммерческим интересам) прибыли и включённых в состав тарифов на отопление и горячее водоснабжение средств, предусмотренных на оплату процентов по взятым кредитам и резерва по сомнительным долгам, что в условиях ограничения Правительством тарифов предельным индексом роста является весьма проблематичным. Впрочем, для чистоты проводимых соответствующими органами расследований можно было бы оценить и данные показатели.
В остальном как то так сложилось исторически, что население и бюджетные организации в нашем городе, как и во многих других относительно небольших муниципальных образованиях, потребляют более 75% всей производимой тепловой энергии на отопление, население оплачивает её равными долями в течение календарного года, т.е. оплата потреблённой в январе – апреле текущего года услуги будет произведена в лучшем случае только к сентябрю. На основании соответствующего Постановления Правительства РФ такой же порядок оплаты предусмотрен в составе договора на предоставление тепловой энергии управляющим организациям и ТСЖ. В связи с этим желание газоснабжающей организации получить в апреле плату за потреблённый зимой газ на отопление выглядит чинно – благородно и вполне законно, вот только не подкреплено реальной денежной массой должников.
Мало изменило ситуацию и вступление в силу новых правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства № 354, поскольку редкого регионального руководителя не страшит жалоба пенсионерки Президенту страны на резкое увеличение платежа. В связи с этим «в целях не допущения значительного роста платежей населения» на основании решений региональных органов власти практически повсеместно до 1 января 2015 года используется порядок расчётов, предусмотренный ранее. Можно было бы подсократить количество проводимых весенних поисков причин отсутствия несуществующих денег приведением договорных отношений поставщика и потребителя газа в соответствие порядку оплаты услуг населением, тем более, что именно это косвенно предлагает сделать высоким договаривающимся сторонам (поставщику и потребителю) п.5 утверждённого Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294 порядка расчетов за природный газ, в соответствии с которым «положения утверждённого Порядка не применяются в отношении государственных (муниципальных) учреждений, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75 процентов» (наш случай).
Символичен месяц издания документа. Тот апрель, как и все последующие 14 апрелей проходил по описываемому мною сценарию и отличался от них разве что суммой накопленных долгов. Стороны договора газоснабжения, меняя руководителей и названия, за 14 лет так и не смогли сформировать договорные отношения, учитывающие реальный график оплаты данного ресурса. В свою очередь, Правительство в условиях жёсткой регламентации всех процессов в сфере ЖКХ и в ситуации, когда решение данного вопроса актуально примерно для 80% имеющихся в стране муниципальных образований, за прошедшие годы отдельным документом так же не утвердило порядок оплаты газа упомянутой группой потребителей. Поведение привлекаемых к решению проблемы участников не изменилось. И основательный рост долгов за газ коммунальных предприятий к концу апреля в условиях действующих правил расчётов был, есть и будет в случае, если в 2015 году под влиянием разово возмущённых январской платёжкой граждан снова не будут внесены очередные изменения в нормативные документы. В общем — коммунальная реформа в динамике…
Что же за всем этим будет? Как всегда, газоснабжающая и теплоснабжающая организации при участии муниципалитета как гаранта оплаты, не имеющего средств и оснований для этой самой оплаты, в очередной раз подпишут график погашения задолженности до начала очередного отопительного сезона. Вот только в текущем году по причинам, на которых я остановлюсь ниже, исполнение данного графика будет более проблематичным, чем раньше. Впрочем, для того, чтобы делать подобный прогноз, необходима информация о текущем финансовом положении теплоснабжающей организации, а оно, как показывает печальная практика, превращено в предмет коммерческой тайны…
Попробуем рассмотреть возможность получения так необходимой для реализации подписанного графика денежной массы с потребителей теплоснабжающей организации. Судя по тому, в каком ключе официальными органами проводится анализ причин долгов, знание фамилии директора теплоснабжающей фирмы и суммы задолженности юридических лиц за тепловую энергию вполне достаточно для наделения данной организации ореолом святости и поиска виновных в происходящем в рядах иных исполнителей коммунальных услуг. Между тем в условиях увеличения количества многоквартирных домов, собственники которых избрали непосредственную форму управления ими, пора бы поинтересоваться уровнем собираемости платежей и там, где исполнителем услуг и сборщиков долгов с населения выступает в силу Закона теплоснабжающая организация.
Уверяю Вас, поучительные выступления её представителей в адрес управляющих организаций на тему о необходимости взыскания платежей с населения на регулярных совещаниях в прокуратуре по данному вопросу вовсе не сопровождаются их собственными успехами на данном направлении и оплата услуг данной группой их потребителей к октябрю вряд ли перевалит за 90% от объёма потреблённых услуг. Впрочем, следует признать, что определённые меры по сокращению долга за газ к концу календарного года, данной организацией принимаются регулярно. Это и поставленное на поток скашивание в ходе регулярных судебных исков щедрого урожая пени с организаций, управляющих жилищным фондом, намного превышающего ущерб, нанесённый подобными действиями газоснабжающей организацией в отношении своего должника, и снижение подлежащего оплате объёма потребления природного газа ценой несоблюдения качества предоставляемых услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителям при одновременном и незаконном увеличении взыскиваемой с них денежной массы, о чём я писал ранее, и что является, судя по реакции на происходящее контролирующих и правоохранительных органов, вполне позволительным.
Надежда на сокращение долгов за газ к концу текущего календарного года путём использования не всегда законно полученных с потребителей денег пока ещё есть. Надежда же на погашение долгов за потреблённые управляющими организациями коммунальные ресурсы для целей оказания коммунальных услуг корчится в предсмертных судорогах и реанимировать её при надлежащем исполнении требований действующих Правил не удастся ни лицензированием, ни сдачей экзаменов, ни публичным сожжением на кострах десятков тысяч управдомов, ни отправкой в отставку всех региональных министров, курирующих сферу ЖКХ.
Для того, чтобы в этом убедиться, рассмотрим теорию и практику взаимоотношений управляющих организаций и населения с учётом принятых Законов и Постановлений. В соответствии с положениями Жилищного кодекса, перекочевавшими в тексты заключённых собственниками договоров управления многоквартирным домом, управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а собственники должны своевременно и в полном объёме оплачивать оказанные услуги.
О том, что не все собственники должным образом исполняют эту свою обязанность, известно всем. Согласно сформировавшейся статистике, просроченная задолженность граждан в размере двухмесячных начислений, как и годовая собираемость платежей в пределах 95% стали не узаконенной нормой. При начислении пени за несвоевременную оплату в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ многие граждане охотно используют предназначенные для оплаты жилищно – коммунальных услуг деньги на иные цели, воспринимая их как предоставленный управляющей компанией либо коммунальным предприятием краткосрочный кредит на довольно выгодных для них условиях. В установленные законом сроки, до 10 числа месяца, следующего за отчётным, коммунальные платежи регулярно вносят не более 50% россиян. Можно пофантазировать на тему о том, что улучшить ситуацию может постоянное взыскание долгов в судебном порядке, вот только ни судебная система, ни служба судебных приставов, взыскивающая не более 40% сумм долгов граждан за ЖКУ по вступившим в силу решениям суда при сегодняшней скромной претензионной работе управляющих организаций, не переварят ежемесячных исков, поданных в отношении половины населения страны. Нельзя отрицать факта существования семей с низкими доходами, не обращающихся за субсидиями, реально взыскать долги с которых невозможно уже потому, что они проживают в малогабаритных квартирах и обеспечены жилплощадью меньшей, чем предусмотрено нормами общежития, выселить их из которых не представляется возможным. Вместе с тем сама скромность процента взыскания долгов граждан в условиях, когда самыми надёжными плательщиками услуг являются воспитанные Советской властью малообеспеченные пенсионеры, а в группу должников входят достаточно обеспеченные граждане, является достаточно удивительной.
При этом следует признать, что по регулярным искам ресурсоснабжающих организаций к управляющим компаниям судами решения о взыскании долгов, пени, и судебных издержек принимаются мгновенно, само взыскание производится достаточно активно и в полном объёме, и сопровождается увеличением долгов управляющей компании, средства на выплату которых отсутствуют в составе долгов населения управляющей компании за оказанные коммунальные услуги. Дополнительно и в достаточно больших пределах возросла кредиторская задолженность управляющих компаний и ЖСЖ, не подкреплённая дебиторской задолженностью населения в связи с внесением с середины прошлого года по сути дискриминационных для управляющих компаний и ТСЖ изменений в п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым теперь «распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения».
Пригласить собственников на совершение на общем собрании подвига по принятию данного решения достаточно проблематично – они прекрасно знают о «резиновых» квартирах в доме, не оборудованных индивидуальными приборами учёта, одиноко прописанные в которых собственники не спешат заявить в управляющую компанию о количестве вселённых без договора найма квартирантах, знают о методах и масштабах воровства коммунальных ресурсов в процессе их индивидуального потребления, о занижении отдельными гражданами показаний индивидуальных приборов учёта при предоставлении их исполнителю услуг, и охотно используют предоставленную государством лазейку для того, чтобы не оплачивать из собственного кармана грехи не желающих жить по Правилам соседей.
Переводя благие намерения инициаторов внесённых изменений, в очередной раз проявивших заботу о населении, на язык реальной экономики, следует признать, что при неприятии нами, собственниками, указанного решения, УК либо ТСЖ якобы оплатит превышенный объём за счёт собственных средств. Но собственные средства управляющих организаций – это не более чем наши с Вами средства, вносимые на содержание и ремонт жилья. Следовательно, и сверхнормативный объём общедомового потребления всех видов коммунальных услуг, и пени в пользу ресурсоснабжающих организаций, и судебные издержки по бесперспективным для управляющих компаний судебным делам, и даже регулярно оплачиваемые управляющими организациями штрафы при ставшем плановом их наказании, размер которых оторванный от жизни законодатель устанавливает по непонятным с точки зрения экономики критериям, могут быть оплачены только нами. Возвращаясь в связи с этим к перспективе оплаты накопленных управляющими компаниями и ТСЖ долгов, объективно следует признать, что в сформированных условиях деятельности в сфере управления жильём и установленных нами размерах платы за управление многоквартирным домом источников их погашения просто нет. Финансовое состояние большинства организаций, управляющих домами на основании договора управления, работающих в соответствии с Жилищным кодексом и действующими Правилами предоставления коммунальных услуг, реально являющихся исполнителями этих услуг с вытекающей из этого обязанностью оплачивать в полном объёме общедомовое потребление ресурсов, отвечает всем признакам банкротства, официальное введение процедуры которого — лишь вопрос времени, а итог – конкурсное производство и ликвидация предприятий при не погашенных долгах кредиторов.
Возможность избежать подобной ситуации при формировании взаимоотношений с вновь образованной на базе того же трудового коллектива (а других за долгие годы не появилось) компании просматривается либо в изменении формы управления домом на непосредственную и заключении договора на содержание и ремонт жилья с управляющей организацией при одновременном заключении договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, либо во включении в состав платы за управление при формировании договора управления в форме расчётной прибыли управляющей организации или резерва по сомнительным долгам тех средств, которые компенсируют риски предприятия, связанные с несовершенством оторванного от экономики ЖКХ законодательства. А это будет сопровождаться значительным увеличением нашей платы за содержание общедомового имущества при неизменном перечне работ примерно в полтора раза. Лишиться организаций, управляющих нашим жильём, в условиях, когда именно мы как собственники жилья своей дисциплиной оплаты услуг и принимаемыми решениями определяем возможность их выживания в условиях экономики, которую сложно назвать рыночной, вполне возможно… И тогда уже не долги теплоснабжающей организации за газ, а пришедшие в негодность инженерные сети, не устранённая вовремя авария, не убранная территория двора, не вывезенный мусор и даже не ведущий привычный приём граждан управдом, которого нас научили винить во всех наших бедах, станут причиной не комфортных условий проживания в доме. Давайте попробуем не ошибиться в выборе форм взаимодействия.
А пока… Не лишат ли нас воды, электроэнергии, тепла и газа? Как известно, экономика и политические устремления в сфере российского ЖКХ, подобно путешественникам, ставшим спиной друг к другу, два десятка лет назад начали движение вперёд на пути коммунальных реформ в надежде когда – ни будь встретиться, потому что Земля круглая. И пройденноё за прошедшие годы расстояние по – прежнему короче расстояния до места встречи. В связи с этим в условиях несбалансированной экономических отношений и постоянного роста долгов в коммунальной сфере, прямо пропорционального прилагаемым органами власти усилиям по их сокращению, все попытки лишить добросовестных плательщиков услуг на любых этапах их производства противоречат Закону и политике государства и будут пресечены всеми имеющимися в арсенале надзорных органов средствами. Весть, приятная для нас: будет свет, вода и газ. В конечном итоге – за наши деньги и до тех пор, пока постоянно растущий износ инженерных сетей и коммунального оборудования не достигнет критического предела.
Николай Долотов
Поддавшись общему настроению , учитывая тот факт, что от подачи газа на котельную, как нам все объясняют, зависит снабжение горячей водой в многоквартирном доме и вопрос её наличия в летний период является далеко не праздным ЖКХ в Майкопе. Лихие 90-е или просто 37-й?..