Юридические услуги. Консультации в сфере ЖКХ. Разработка сайтов. Тел.: 8-918-438-88-86. E-mail: dolotov108@yandex.ru

Майский Указ и коммунальный заказ.

«В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг постановляю: …Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до ноября 2012 года принять меры … по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг». (п.п. в) п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»).

Сами по себе меры не принялись, качество услуг не улучшилось, органы исполнительной власти Указ в приведённой выше части всерьёз не восприняли. По крайней мере в одном из субъектов, в отдельно взятом столичном центре региона, и в отношении одной из коммунальных услуг – достаточно дорогой услуги централизованного горячего водоснабжения. В городе Майкопе горячая вода с температурой, установленной соответствующими нормами и правилами, не течёт из кранов подавляющего большинства потребителей до сегодняшнего дня, спустя более чем пять лет после срока, установленного Майским Указом. С учётом того обстоятельства, что на долю потребителей столицы приходится 70 % всего объёма горячей воды, предоставляемой из централизованных систем горячего водоснабжения  Республики Адыгея, проблема имеет региональное значение.

Факт предоставления некачественной услуги горожанам в пятилетний период постоянно подтверждался данными приборов учёта горячей воды, регистрирующих её температуру, соответствующие отчёты ежемесячно подписывались представителями поставщика ресурса  и представителями его потребителей —  управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, учреждений бюджетной сферы. Срок хранения этих документов составляет не мене чем три года. По итогам февраля 2018 года далеко не худший в части температуры отчёт выглядит примерно так:

Там, где  приборы учёта отсутствуют, параметры качества ресурса, получаемого из централизованной сети, идентичны его параметрам в зданиях, где приборный учёт обеспечен. Юридическое лицо, предоставляющее некачественную горячую воду, известно – АО (ранее ОАО) «АТЭК» в лице его филиала «Майкопские тепловые сети». Известно и то, что техническая возможность обеспечить потребителей горячей водой с нормативной температурой у этой организации имеется — мощность переданных муниципалитетом АО в долгосрочную аренду котельных столичного центра в полтора раза превышает потребность города в тепловой энергии (Впрочем, даже при отсутствии такой возможности необходимые мероприятия, обеспечивающие подачу качественного ресурса, по закону должны быть выполнены в течение полугода).

О причинах имеющего место «явления» в  «Хрониках коммунального беспредела» за период с 1 февраля 2013 года, в обращениях к Президенту России  от 26.03.2016 г., от 25.04.2016 г., от 06.06.2016 г., от 03.08.2016 г., от 15.12.2016 г., на Прямую линию 13.06.2017 г., от 13.10.2017 г., от 24.01.2018 г. (с содержанием можно ознакомиться по ссылкам) написано достаточно много.

О них давно известно всем органам, которые должны были обеспечить мгновенное исполнение Майского Указа – Минстрою, курирующему вопросы ЖКХ, государственной жилищной инспекции, Роспотребнадзору, Управлению ФАС, МВД и прокуратуре. Не обеспечили…. Не хватило полномочий, не захотели или в той или иной мере содействовали беззаконию?

В условиях, когда внятных официальных разъяснений о причинах отсутствия в течение пятилетнего срока в кранах потребителей горячей воды надлежащего качества получить не удалось, попытаюсь в очередной раз изложить здесь своё видение происходящего.

Требования к температуре горячей воды определены СанПиН 2.1.4.2496-09,  Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым ПП РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила 354), в точке водоразбора в квартире она должна быть не ниже 60  и не выше 75 градусов. Такой же она должна быть в больнице, школе, детском дошкольном учреждении, в общем – там, где потребителем воды  является гражданин. Отклонение от нижнего  параметра, предусмотренное Правилами 354 в ранних редакциях, Решением Верховного Суда РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394 признано недопустимым по той причине, что санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды. Несоблюдение параметров в данном случае является фактом оказания небезопасной для здоровья услуги, что недопустимо на основании ст. 7 Федерального закона о защите прав потребителей и обладает признаками возможного преступления, ответственность за которое определена ст. 238 Уголовного кодекса РФ.

Оставим вопрос безопасности, «пока гром не грянул…». Грянет – правоохранители найдут ответственного мужика — завхоза детсада или руководителя управляющей компании и «перекрестят» по максимуму.

Перейдём к экономике. При снижении температуры горячей воды на каждый градус по отношению к нормативной теплоснабжающая организация экономит 2% запланированных средств на приобретение топлива для её нагрева. В свою очередь, при смешивании горячей воды с холодной в процессе использования, вынужденное «перепотребление» горячей воды из крана одновременно увеличивается примерно на 2,5 %. Чем ниже температура воды, тем больше её потребление при той же цене за кубометр, и тем меньше потребление топлива, стоимость которого в составе тарифа на нагрев воды на данном этапе составляет почти 50 %. (Подробно – смотреть здесь) Двойной экономический эффект от обмана потребителей города Майкопа в ходе преднамеренной поставки заведомо некачественного ресурса  ежегодно составляет десятки миллионов рублей.

Действующим жилищным законодательством право на жизнь подобной схеме взаимоотношений между РСО и потребителем, казалось бы, не предоставлено исходя из следующего.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённый ПП РФ от 3 апреля 2013 года N 290, включает работы по постоянному контролю параметров воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров водоснабжения. При наличии модемной связи (а она обеспечена) осуществление такого контроля не является затруднительным. Порядок действий исполнителя услуги при отклонении температуры воды от нормативных значений определён  Правилами 354, согласно которым  при обнаружении такого факта  он обязан зарегистрировать в соответствующем журнале дату, время начала и причины нарушения качества коммунальной услуги, в том числе зафиксированные коллективным прибором учёта, составить в установленном порядке акт о нарушении параметров качества услуги и  в течение суток проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности оказания некачественной услуги. Дата и время возобновления предоставления услуги надлежащего качества регистрируются аналогичным образом. За весь период предоставления некачественной воды должен производиться перерасчёт платы за неё путём уменьшения платежа, размер которого с учётом данных приведённого выше отчёта, согласно которому вода с температурой в обратном трубопроводе ниже 54 градусов подавалась в течение месяца (за исключением одного дня), составляет 100 %. Указанные действия должны совершаться в том числе при отсутствии жалоб потребителей на низкое качество услуги. Проведение обязательных перерасчётов способно заставить поставщика подавать качественный ресурс.

Однако на территории Майкопа обречённая на смерть мошенническая схема успешно применяется. Требования Правил 354 в указанной выше части никем не исполняются.

Низы (управляющие компании, ТСЖ и ЖСК) исполнять их не могут, потому что верхи не хотят. Со времени совещания, проведённого на уровне Кабинета министров, на котором должностные лица органа государственного регулирования цен и тарифов и теплоснабжающей организации в присутствии представителей Государственной жилищной инспекции, Роспотребнадзора, Министерства строительства и ЖКХ, а так же городской администрации разъясняли управляющим компаниям причины, по которым  воде с температурой выше 57 градусов до 1 января 2016 года не быть, а с этого дня она непременно появится, 3 марта исполнилось три года. Просьба «потерпеть немного» была услышана и исполняется УО в ущерб собственному бизнесу (чем больше размер перерасчёта платы, тем меньше долг перед РСО и пени в части платежей, несвоевременно полученных с граждан, имеющих долги за услугу) до сегодняшнего дня.

Влияние объединённых чиновничьих сил Адыгеи на ситуацию сведено к тому уровню, при котором навязанные АО «АТЭК» потребителям города Майкопа условия взаимодействия стали выше любых законов.

В договоре снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, вопреки обязательным требованиям ряда нормативных правовых актов и закону о теплоснабжении, не указаны параметры качества предоставляемого ресурса, не предусмотрена ответственность РСО за ставшие нормой нарушения этих параметров. Неоднократно внесённые  в течение трёхлетнего периода в адрес АО «АТЭК» в лице его филиала «Майкопские тепловые сети» представления с требованием привести договор в соответствие закону до сегодняшнего дня являются не исполненными. Согласно версии надзорного органа, во исполнение этих требований появлялись дополнительные соглашения с потребителями, в которых положения закона о теплоснабжении, ПП РФ от 14 февраля 2012 года N 124, учтены.

Версия не основана на фактах. Указанная в договорах на данном этапе, в том числе в размещённом на сайте РСО, температура горячей воды в точке соединения подающего трубопровода централизованной системы ГВС к внутридомовой системе в размере 60 градусов  при наличии естественных нормируемых потерь в доме, учитываемых в составе норматива на нагрев воды, не позволяет исполнителю услуги обеспечить такую температуру в точках водоразбора. В договоре указано на допустимость отклонения температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в соответствии с пунктом 5 Приложения № 1 к Правилам № 354. Пункт 5 приложения N 1 в указанной части Решением Верховного Суда РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394 более 4 лет назад признан недействующим. Температурный график работы системы отопления к договорам не прилагается.  Финансовая ответственность РСО за подачу некачественного ресурса и порядок перерасчёта платы в связи с этим обстоятельством всё так же в составе договора не предусмотрены. При таких условиях любые попытки исполнителя сделать перерасчёт гражданам не сопровождаются равноценным уменьшением платы за ресурс. Единственная из из всех управляющих компаний, попытавшаяся работать по закону, по этой причине находится в состоянии банкротства.

Адекватная ситуации реакция «верхов» на факты предоставления некачественной и не безопасной для здоровья людей услуги всем без исключения потребителям отсутствует.

О регулярных  нарушениях  прав десятков тысяч горожан на получение качественной услуги горячего водоснабжения либо перерасчёт платы за неё при получении услуги ненадлежащего качества  органам прокуратуры и государственной жилищной инспекции Республики Адыгея известно давно. Меры прокурорского реагирования, направленные на восстановление этих прав в трёхлетний период ограничены несколькими неисполненными представлениями с требованием обеспечить необходимое качество воды, привлечением к административной ответственности  руководителей РСО среднего звена, неоднократным направлением информации в МВД для проверки, формат которой, как правило, не выходил за пределы опроса должностных лиц теплоснабжающей организации, заявления которых о полной невиновности в происходящем являлись основанием для окончания расследования и одобрения прокуратурой принятого органом следствия решения, перенаправлением сведений о несоблюдении качества горячей воды в ГЖИ, где публичная проблема превращалась в проблему отдельно взятого заявителя. Вода от всех этих действий до большей температуры не нагревалась, отчёты о её параметрах в домах, где есть общедомовые приборы учёта, регистрирующие такие параметры, никогда и никем не запрашивались, адресный список таких домов отсутствует, их количество не известно ни одному из осуществлявших проверки органов, перерасчёт платы за некачественную услугу по результатам проверок не производился, какая – либо оценка нанесённого противоправными действиями ущерба населению и федеральному бюджету (в части средств, предоставляемых на оплату коммунальных услуг льготным категориям граждан) отсутствует.

Реакция на происходящее должностных лиц Управления  ГСН и ГЖИ Республики Адыгея не может не удивлять. Уровень этой реакции в полной мере характеризует ответ на обращение к Президенту России  от 24.01.2018 года. В соответствии с информацией, направленной в администрацию Президента должностными лицами органов исполнительной власти Адыгеи, чьи действия и бездействие обжаловались, «в октябре 2017 года ГЖИ по факту нарушений филиалом АО «АТЭК» требований к качеству (температуре) коммунальной услуги по горячему водоснабжению бало вынесено постановление об административном правонарушении  в порядке статьи 7.23 КоАП РФ».

Согласно этой статье, нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами 
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. С учётом того обстоятельства, что размер единственного за 2017 год штрафа не указан, он был минимальным. Насколько адекватны «принятые меры» ситуации, когда качественная и безопасная для здоровья услуга не предоставляется никогда и насколько минимальный штраф способен заставить РСО прекратить незаконное получение десятков миллионов рублей — судить моим читателям. 

Орган государственного жилищного надзора, деятельность которого в силу ст. 20 Жилищного кодекса РФ    должна быть направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к предоставлению коммунальных услуг и  правил предоставления коммунальных услуг, по систематическому наблюдению за исполнением установленных Правилами 354 обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения, в достаточной мере осведомлённый о регулярной и долговременной поставке ресурса с качеством, не обеспечивающим предоставление всеми исполнителями города качественной горячей воды населению, не принимал и не принимает никаких мер по изменению ситуации в связи с тем, что «жалобы отсутствуют». И жалоб действительно почти нет. Человек, всю жизнь евший только картошку, не знает вкус ананаса. Жителей Майкопа за прошедшие после появления Майского Указа годы приучили к тому, что иной горячая вода быть не может

Они просто не знают о том, какая температура горячей воды в их квартире (об этом, вопреки Правилам 354, исполнители их не информируют, а принять душ и помыть посуду можно без дискомфорта и при температуре 40 градусов),  о том, что при повышении температуры горячей воды до установленных СанПиН параметров платить за воду (и за услугу водоотведения в части горячей воды) будут значительно меньше в связи со снижением объёма её потребления, фиксируемого индивидуальным прибором учёта. Не знают о праве на перерасчёт платежа, об обязанности исполнителя делать такой перерасчет, о штрафе в пользу потребителя в размере половины суммы такого перерасчёта с 1 января 2017 г. в случае, если перерасчёт своевременно не произведён, о возможности требовать возмещения морального ущерба. Нормы права применяются исполнителями услуг лишь в той части, в которой они соответствуют тому, что «в теплосетях сказали…».  Сознательно умалчивают об этом местные средства массовой информации. Молчат представители общественных организаций, создание которых в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств. согласно Указу, было поручено обеспечить органам исполнительной власти до декабря 2012 года. При отсутствии полномочий содействовать тем, кто такими полномочиями наделён, но сознательно не совершает результативных действий, достаточно проблематично.

При этом отсутствие жалоб в связи с низкой грамотностью населения в сфере ЖКХ, повышать которую обязана власть, не снимает с различных государственных органов Адыгеи не исполняемой годами обязанности обеспечить исполнение закона в случаях, когда факт его регулярного нарушения подтверждён документально как  ежемесячными отчётами о параметрах горячей воды, так и отсутствием перерасчётов в связи с оказанием некачественной услуги в квитанциях десятков тысяч горожан.

Бездействие должностных органов исполнительной власти Республики Адыгеи, на которых возложена ответственность за исполнение Указа Президента России № 600 и видимость действий надзорных и контрольных ведомств, по результативности равных бездействию по своей сути способствуют получению АО «АТЭК» незаконных доходов в течение долгосрочного периода и обладают признаками возможных преступлений коррупционной направленности.  Наносится ущерб населению, федеральному бюджету в части средств, излишне выплачиваемых в форме компенсаций на оплату коммунальных услуг льготным категориям граждан. Наносится ущерб различным уровням бюджета там, где в бюджетных учреждениях установлены приборы коммерческого учёта горячей воды, регистрирующие количество тепла на её нагрев. В процессе настройки таких приборов АО «АТЭК» повсеместно введён установочный показатель температуры исходной нагреваемой воды в размере 5 градусов при среднегодовой 10 , обязательная корректировка платежа с учётом фактической температуры холодной воды в соответствии с существующими правилами не производится. «Экономический эффект» — превышение годового платежа над обоснованным примерно на 10 %.

…В целях исполнения иных пунктов Майского указа № 600 государством в регионы направлены огромные деньги, которые в Адыгее «успешно освоены». В части обеспечения жителей Майкопа горячей водой для реализации требования Указа не только не надо бюджетных средств, но и обеспечивается их реальная экономия в случае его исполнения. Не реализовано, не исполнено… Заказ РСО на создание в целом благоприятных условий для получения незаконных доходов оказался для региона важнее Президентского Указа…

Н. Долотов.